Война на Украине, санкции к России... Что думают эксперты?

На модерации Отложенный

Затулин, Рар, Павловский и Марков — о Путине, Обаме и украинцах

Мы задали известным политологам — Константину Затулину, Глебу Павловскому, Александру Рару и Сергею Маркову — три вопроса по «российско-украинскому» положению дел.

1. Каким вам видится сценарий дальнейших событий на Украине?

2. Введет ли Россия войска? Что может послужить толчком для этого?

3. Какие санкции против России может применить Запад?

 
     
  фото: Сергей Жердев  

КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:

1. Я сам нахожусь в Крыму со вторника. Решение Совета Федерации вызвало много панических слухов. Все уже видят танковые колонны, которые вторгаются на Украину. На самом деле всего этого нет. Но это стало поводом для консолидации сторонников нынешней власти в Киеве и привлечения на свою сторону симпатий населения на западе и в центре Украины. Они рассматривают это как агрессию.

Повторю, существенного передвижения войск нет. Решение о легализации этих воинских операций потребовалось для того, чтобы предотвратить провокации в Крыму. Не раз отмечались попытки то активизировать воинские части, то науськать крымских татар, чтобы они нападали на Верховный совет, и так далее. Ясно, что хоть Крым и создавал свои дружины, но это не профессиональные воинские формирования. Им было бы довольно тяжело самим с этим управляться, поэтому потребовалась помощь Черноморского флота. Ясно, что это выходит за рамки мандата пребывания флота, поэтому и потребовалось решение Совета Федерации. Но о вторжении на территорию Украины по всему периметру границы речь не идет.

Тем не менее, власть Украины этим активно пользуется в пропагандистских целях: объявлена всеобщая мобилизация, формируются всякие дружины и отряды. В Крыму постоянно беспокойство из-за аэромобильной бригады (аналог наших ВДВ), которая находится в Днепропетровске. Было несколько неподтвержденных попыток бросить их на Крым.

В Одессе, Харькове, Донецке, Мариуполе, Луганске прошли стихийные выступления. В Харькове они привели к тому, что из администрации были выброшены комиссары Майдана. В Донецке происходили схожие явления. Но это все исключительно народные и неорганизованные движения. Прежние представители «Партии регионов», которые были назначены еще Януковичем, или присягнули новой власти или занимают выжидательную позицию. Как, например, губернатор Харькова Добкин.

2. Ключевой вопрос — будет ли нарастать сопротивление востока Украины, который остался один на один с киевскими властями и отрядами «Правого сектора». Власти будут пытаться подавить в зародыше всякое сопротивление. Но вряд ли они сунутся в Крым. Здесь очевидные симпатии населения к России. И Российская Федерация фактически взяла территорию под свой контроль. Здесь необходима моральная поддержка тех, кто не признает новых властей.

Россия обязана будет отреагировать на угрозу атомным объектам на территории Украины (пять атомных электростанций). Также Россия должна отреагировать на насилие по отношению к русскоязычному населению.

Нам сейчас очень важно подчеркнуть, что речь не идет ни о каких аннексиях. Речь - об отказе признавать решения нынешнего правительства (пришедшего к власти в результате государственного переворота), о необходимости реформ. Дальнейшее существование Украины в нынешних границах невозможно без проведения внутренних реформ и гарантий для русскоязычных регионов. Но новые власти не приемлют никакого компромисса. Они думают, что дружба с Западом позволит им делать что угодно и преследовать инакомыслящих. Они не договороспособны и радикальны.

Но и нам недостает грамотного внутриполитического анализа и рекомендаций. Наше посольство на Украине, руководимое послом Зурабовым, оказалось абсолютно бесполезно.

3. России могут угрожать какими угодно санкциями. Но официально санкции ООН вряд ли возможны, учитывая членство России в Совете Безопасности. Россия просто заветирует подобные решения. Американцы уже давно в каких-то случаях плевать хотели на ООН. Они могут попытаться сорвать саммит Большой восьмерки или исключить Россию из каких-то форматов Восьмерки или Двадцатки. Для дипломатов и политиков это может быть досадно, но на Россию в целом никакого влияния не окажут. Так же, как и бесконечные резолюции, которые будут, уверен, приниматься парламентской ассамблеей Совета Европы, ОБСЕ и так далее. Это все неизбежные следствия, но мы должны спокойно к этому отнестись. Господин Обама сказал, что нам дорого это будет стоить. Так я хочу сказать, что России никогда ничего дешево не доставалось. Только в этот раз мы, в отличие от времен Ельцина, не можем не замечать то, что происходит и думать, как бы не огорчить Соединенные Штаты».

ГЛЕБ ПАВЛОВСКИЙ, глава Фонда эффективной политики:

1. Весь сценарий дальнейших событий на Украине зависит от решения, которое примет один человек... Никакой необходимости во введении войск на Украину я не вижу. Это будут убийственные для авторитета России действия. Фактически нам придется вернуться к 1991 году, и все начинать с нуля.

А вот Украине мы поможем стать единой страной. То есть мы будем работать на поддержку усилий США и Европы по сплочению украинцев на антироссийской основе. Результатом (в лучшем случае) будет централизация Украины. Это, безусловно, для Украины плюс. Это ускорит ее развитие, а она давно в нем нуждается из-за своей бездарной политической элиты. Она получит реальную федерализацию, которой, кстати, сама Россия не имеет. Она получит демонтаж вертикали власти. А за все заплатит Россия.

3. Санкции, безусловно, будут. Российская экономика тесно завязана на внешнюю торговлю сырьем и ресурсами, на кредитование под торговлю. По всем направлениям можно создать проблемы. Если не будет большой войны, не будет и больших санкций. Но все равно будут создаваться многочисленные трудности. Это будет дополнительно ослаблять российскую экономику. Но самое худшее — образ России, которая «сидит и ждет, на кого бы еще накинуться». Выйти из этого будет трудно. На русофобии будет делаться политика.

АЛЕКСАНДР РАР, политолог, научный директор Германо-российского форума:

1.

Ситуация меняется день ото дня. Вчера казалось, что российские войска уже аннексировали Крым. Сегодня все это выглядит по-другому. Скорее, Путин просто показывает, какие есть силовые возможности в защите интересов своих граждан. Дело пока не идет к войне. Правда, мобилизовали украинскую армию, что провоцирует гражданскую войну. Я думаю, ее никто не хочет. Если гражданская война произойдет, то будет сотрясение всех соседних стран. Только сейчас люди осознают, что Украина — не просто триллер, который все смотрели на экране телевизора. Европейский бюджет нужно будет пересылать Украине. Нужно будет искать компромиссы, отступать от прежних позиций. Запад будет уговаривать Россию не применять силовой вариант в Крыму...

Я не исключаю возможности создания миссии ОБСЕ, куда на паритетных началах должны быть включены представители России и Европейского Союза, Запада. Такая миссия лучше бы прямо сегодня отправилась в Крым, чтобы понять ситуацию. Ведь проблемы Крыма европейцам абсолютно чужды, они их не понимают. Только разговоры с русскими, крымскими татарами помогут понять, на каком основании можно обдумывать вариант автономии Крыма и предотвращения кровопролития.

2. Россия введет войска, только если будет прямая угроза для жизни русских граждан там, будет совершено нападение на Черноморский флот или русские общины. А худшим вариантом со стороны киевского руководства было бы поднимать армию и посылать ее в Крым и освобождать от «захватчиков» ( говорю в кавычках, конечно). Это спровоцировало бы братоубийственную войну, которая еще пару дней назад казалась нереальной.

3. Какими санкциями можно угрожать стране с самыми большими ресурсами, которая обеспечивает себя и весь мир? Можно попытаться делать то, что делали на Украине — замораживать счета олигархов. С тем, чтобы они испугались и побежали к Путину с просьбой не противиться Западу. Думаю, Путин предвидел эту ситуацию: год назад провел закон, запрещающий российским чиновникам и активным политикам иметь счета за рубежом.

Поэтому какие санкции могут быть? Не покупать российский газ или нефть? На это не пойдут. Не разрешать американским фирмам поставлять технологии в Россию? В девяностые это бы ударило по России. Сегодня она сама производит многое. А главные торговый партер и так уже Китай. И есть же уже «список Магнитского». Это самая жесткая санкция.

СЕРГЕЙ МАРКОВ, директор Института политических исследований.

1. Есть несколько сценариев дальнейшего развития событий. Во-первых, скажем о сценарии политического компромисса, который наиболее хорош для Украины и вполне возможен. Это формирование коалиционного правительства, в которое вошли бы представители всех парламентских сил. Одновременно — разоружение всех незаконных вооруженных формирований, чтобы они не оказывали давление на своих политических оппонентов.

Ведь сейчас все определяется силой. Те, кто имеет отряды самообороны, способные выбить «Правый сектор» из своего региона, не признают новую киевскую власть. Те, кто таких отрядов не имеет, вынуждены склонить голову перед вооруженные отрядами «Правого сектора»...

Затем нужна выработка Конституции, которая будет основана на формате Конституции 2004 года, где Украина — парламентская республика. И в ней должен быть пункт о федерализации, который позволит регионам не зависеть от смены власти в Киеве. И также пункт о государственном статусе русского языка. После этого должны быть проведены выборы - и парламентские и президентские. Таким образом произойдет полная перезагрузка власти. Но посредники из западных стран были бы полной катастрофой. Нужны посредники либо из нейтральных стран (Индия, Бразилия, Южная Африка), либо международные силы. В этом случае все прошло бы в спокойном поле.

2. Если США и ЕС не пойдут на компромисс, тогда ситуация будет сползать в гражданскую войну. Тогда потребуется ввод российских войск. Но вводить их будут только туда, где они не будут вступать ни в какие боевые столкновения. Ничего освобождать они не будут. Они будут входить на какие-то территории по просьбе местного населения. На сегодня это Крым, может быть, Донецк, Одесса, Луганск (там как раз активно идет формирование отрядов самообороны). Если ввод состоится, то не по югоосетинскому варианту, а по абхазскому или приднестровскому. То есть сначала местное формирование обеспечивает местную власть (как это происходит в Крыму), а потом в качестве некого гаранта от внешней агрессии они приглашают российских миротворцев.

3. Санкции против России могут быть от заблокирования счетов до много другого. Евросоюз на нас обижен за то, что мы сорвали им эту малину, США тоже обижены за срыв срыв войны в Сирии. Их поведение во многом объясняется иррациональными мотивами.

 

 

Появляются все новые свидетельства военного оживления в Крыму. В центре Симферополя вооруженные люди, на улицах - военные грузовики, а в небе барражируют военные вертолеты. Их снимали на мобильный  недалеко от трассы Т-0104, у села Песчаное (расположено в центре стратегического треугольника Симферополь - Севастополь - Евпатория). Как утверждает автор видео, вертушки летели "со стороны Евпатории в сторону Севастополя" (опубликовано на портале youtube.com пользователем Александр Гуцыло)

 

  

 

Сегодня москвичи прошли по бульварам столицы, выражая «поддержку народу Украины».  Активисты скандировали «Украина, мы с тобой». Участие в шествии приняли молодежные патриотические организации, студенческие стройотряды и православные движения, а также депутаты Госдумы ( в их числе - «единороссы» Ирина Яровая и Александр Хинштейн). Численность участников превысила 20 тысяч человек. По последним данным полиции, количество его участников составило 27 тысяч человек.

 

 

 

материал: Татьяна Меликян