Приплыли

Александр Лукашенко наконец задался вопросом, который мы на страницах газеты поднимали уже не раз. “Модернизация в целом... Зачем она, если МТЗ, МАЗ домодернизировались до того, что продать продукцию не могут?” — вопрошал он срывающимся голосом на совещании по проблемным вопросам развития промышленного комплекса.
Что произошло? Ведь совсем недавно на людей, публично задающих такие вопросы, А.Лукашенко сам навешивал ярлыки: “не любят свое государство”, “пятая колонна”, “враги народа”... И Петр Петрович Прокопович, ныне вице-премьер, а в прошлом — помощник президента, заместитель главы Администрации президента, глава Нацбанка, при этих гневных отповедях сомневающимся в правильности выбранного руководством Беларуси курса радостно сверкал очками. Но тут, на недавнем совещании, и Прокопович вдруг протрезвел.

“Александр Григорьевич! — даже закашлялся Петр Петрович. А потом, набравшись духу, выпалил: — Мы же должны быть реалистами. У нас нет ни одного машиностроительного предприятия, которое было бы конкурентоспособно с мировыми лидерами. Для того, чтобы МАЗ и тракторный завод были конкурентоспособны, надо еще вложить миллиарды и сотни миллионов. Это же сегодня наша реальность”.

Ни одного конкурентоспособного предприятия!

И это при том, что два десятилетия мы себя и за заводы, и за качество продукции, и за гений управления только расхваливали!

Тот же Петр Прокопович уже два десятилетия находится в руководстве страны, отвечая за экономический блок, но, как засвидетельствовали сюжеты белорусских телеканалов, выговорить слово “конкурентоспособность” у него до сих пор не получается. Видимо, не часто доводилось использовать его в лексиконе. И все-таки жизнь приперла, прозрел.

Впрочем, свое неожиданно смелое выступление Прокопович смазал концовкой. Ведь запев про необходимые “миллиарды и сотни миллионов” — это ария из старого репертуара. Были и сотни миллионов, и миллиарды, но что толку? Потому что даже потратить деньги можно по-дурному, а можно с умом.

Как известно, покойники чудесным образом не оживают, хотя искусственно поддерживать кровообращение в теле умершего можно долго. Так и с экономикой. Тратить силы и средства для создания видимости жизни в неконкурентоспособных производствах, вкладываться в устаревшие, устаревающие да и просто не в уникальные технологии — это бесперспективно, это выброшенные деньги. Собственно, об этом почти 20 лет говорили оппоненты Александра Лукашенко, критикуя его экономическую политику. Но он опирался на собственное заочное экономическое образование и советников типа Прокоповича, который свою карьеру когда-то начинал со строительства колхозных коровников. Оппонентов, наоборот, клеймили позором, выгоняли со всех постов, делали изгоями в своей стране и на государственных приемах упорно поднимали тосты за капитана, который ведет нас правильным курсом к правильной цели, не щадя колеблющихся и сомневающихся.

“Допились”, как уже понятно, до тяжелого похмелья. Теперь оказалось, что и цель была ложной, и курс не тот.

По крайней мере, это следует из программной статьи помощника президента по экономическим вопросам, доктора экономических наук Кирилла Рудого в газете “Советская Белоруссия”. Открывая дискуссию по поводу стратегии развития Беларуси до 2030 года, Кирилл Рудый называет четыре приоритетные для нашей страны отрасли. И наконец-то — впервые на государственном уровне (!) — признается, что это не могут быть МАЗ, МТЗ или агрогородки!

Наоборот, как приоритетные выделены: сфера услуг (строительство, транспорт, торговля); энергетика, в том числе ядерная; передовые высокотехнологичные отрасли нового уклада (био-, нано-), а также информационные технологии.

Прямо скажем, этот рецепт спасения экономики озвучивался уже не раз. Вот только впервые — ответственным чиновником, на которого пока не навешен ярлык “врага народа”, “вредителя”, “свядомага” и т.д. и т.п.

В общем, статья помощника президента такая, что вряд ли найдет активных критиков в оппозиционной среде, но наверняка обеспечит автору много недругов в провластной. Но я обратила внимание на трогательную приписку к публикации, объясняющую важность проблемы “Беларусь-2030” — проблему выбора перспективы — лично для Кирилла Рудого. “P.S. В 2030 году моему сыну будет 22. Какое решение он примет, где будет учиться, жить, работать?..” — написал он.

То есть парню сейчас 6 лет, но папа уже задумался не о финансовом (или не только о финансовом) наследстве, а о том, чтобы сыну хотелось жить в Беларуси.

Как я это понимаю! Мой сын постарше, и думать о том, чтобы ему хотелось жить не где-то, далеко от меня, а именно в Беларуси, я начала раньше господина Рудого. Потому могу сообщить Кириллу Валентиновичу, что, сказав “А”, в своем стратегическом видении он упустил “Б”.

Объясняю ситуацию на примере программистов — людей, которые в Беларуси не обделены ни вниманием, ни зарплатой, ни перспективой. Настолько не обделены, что даже первые арендные дома в Минске отдали именно молодым программистам, хотя они со своими доходами точно могут себе позволить съемную квартиру. Но выясняется, что дело не только в деньгах и программисты все равно активно уезжают из Беларуси.

А все потому, что наши люди не какие-то уникальные. Они, как и все в мире, при возможности выбирают ту страну, в которой комфортно и жить, и стареть. Чтобы, если ты заболеешь, тебя по-настоящему лечили; чтобы твои дети пошли в школу — и их по-настоящему учили; чтобы не надо было бояться милиции; чтобы можно было доверять суду; чтобы быть уверенным, что твои сбережения не обесценятся, что без твоего позволения никто безосновательно не пустит твой дом под снос, никто тебя не сможет выселить, выжить, выгнать... Чтобы не бояться говорить, что думаешь, и делать то, что считаешь правильным...

Иными словами, разговоры об экономических реформах без реформы политической — это разговоры в пользу бедных. Ну не может запуганный, зашоренный, забитый студент стать революционером в науке или на производстве. Не может дерзкий, смелый ученый закрывать дверь лаборатории и выходить на улицу смирным, послушным, покорным. Не захочет уважающий себя, состоявшийся человек жить в стране, где опасно иметь собственное мнение и ни в коем случае — политические амбиции. Где главное правило выживания — не высовываться и помалкивать.

И в то же время без таких людей самые лучшие, самые амбициозные планы стратегического развития не реализуемы.

В общем, как призвал Петр Петрович Прокопович, давайте быть реалистами! С тем, что и цель, и курс были неправильными, кажется, уже разобрались. Но теперь очень важно дать объективную оценку действиям команды и капитана.

калинкина