Европа в растерянности
26-02-2014 15:50:00
Мы сказали Януковичу, что ему грозит Гаага
Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус отчитался о ситуации в Украине перед депутатами Национальной ассамблеи
Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус отчитался о ситуации в Украине перед депутатами Национальной ассамблеи
 |
| Лоран Фабиус. Фото: Reuters |
Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус только что рассказал депутатам о своем визите в Украину и о своем видении настоящего и будущего этой страны.
Фабиус, вместе со своими коллегами из Германии и Польши, были медиаторами на завершающем этапе украинской революции. Поэтому мнение Фабиуса крайне интересно. Главные угрозы, которые рассмотрел министр (а потом и депутаты): распад страны, дефолт, приход к власти ультраправых (во главе с партией «Свобода»). Дополнительные вопросы: переговоры с Россией и европейское будущее Украины.
«Согласно нашей информации на сегодня, — начал Фабиус, — угрозы распада страны нет. Многие регионы, большая их часть, целиком разделяют революцию. Есть некоторые риски в определенных восточных областях, но и мы, и Россия, и другие (вероятно, США. — Ю.С.) поддерживаем принцип единства государства. И будем на этом принципе настаивать».
Потом министр ознакомил депутатов с расстановкой политических сил в Украине. В частности, в Раде, которая должна сформировать правительство. По мнению Фабиуса, после выхода Тимошенко из тюрьмы партия «Батькiвщина» стала самой влиятельной. Достаточно крепкие позиции у партии Кличко «Удар». Третья сила — партия «Свобода». Остатки «Партии регионов» после революции стали «Болотом» украинского парламента («Болото», как известно, не имеет четкой позиции). «Не уверен, что «Партия регионов» согласится войти в новое правительство… Но я просил нашего посла (и он сделал это вместе с послами Германии и Польши) обратиться к руководству этой партии и к новому спикеру парламента и передать нашу позицию». Согласно этой позиции, в правительстве должны быть и представители «Партии регионов» — чтобы избежать еще одной точки раскола страны. Премьером, судя по всему, должен стать Яценюк. Именно с ним Фабиус вел самые долгие переговоры (неизвестно, об этом ли, но можно предположить, что и об этом тоже).
Опасения депутатов насчет присутствия в новом правящем блоке правоэкстремистской партии «Свобода» Фабиус не смог развеять (да и не пытался). Он лишь заверил их в том, что за последние годы партия, которую справедливо обвиняли в антисемитизме и крайнем национализме, «сдвинулась в центр». И заявил, что если экстремистские поползновения будут замечены в дальнейшем, может быть поставлен вопрос о легитимности партии. «Мы говорили об этом с лидером партии и с его коллегами (по оппозиции) — Яценюком и Кличко», — сказал Фабиус.
Но это, может быть, будет потом, а сейчас «Свобода» является заметной силой (правда, совсем не главной, подчеркнул министр), и она, конечно, войдет в новое правительство.
Фабиус признался, что все последние месяцы Европа считала основным совсем не тот вопрос, который следовало бы. «Мы говорили об ассоциации Украины с Европой, а для самих украинцев основным вопросом было падение режима». Но это, сказал Фабиус, выяснилось только на месте. И предвидеть это раньше, видимо, было нельзя. Не все с этим согласны.
О том, что Европа вела себя пассивно, в прениях сказал депутат от оппозиции Пьер Лелуш (партия UMP), но был встречен гулом социалистов. Он сказал, что Франция «абсолютно отсутствовала» в течение трех месяцев революции, и «Украина совершила революцию не благодаря, а вопреки Европе», которая стала действовать только «в конце процесса на Майдане».
Фабиус, в свою очередь, настаивает на громком успехе европейской дипломатии и утверждает, что Янукович пошел на компромисс только после «сильного толчка» со стороны «Веймарской группы» (Германия, Франция, Польша). Толчок, правда, удалось сделать не сразу. <В целях безопасности Януковича> «нас долго таскали с места на место — я другого слова не нахожу. Мы объехали полгорода», <пока, наконец, переговоры не начались>, — рассказал Фабиус.
«Мсье Янукович был окружен малым количеством своих сторонников. Мы разговаривали пять часов. Переговоры были достаточно жесткими. Они прерывались звонками. Один раз позвонил мсье Путин, один раз мадам Меркель, один раз Джо Байден и т.д. <…> Мы ему (Европейцы — Януковичу. — Ю.С.) сказали, что будут санкции… И что международный уголовный суд существует, и что ему он тоже угрожает. <…> И мы вышли от него с бумагой», которая пока не была окончательной, но позволила начать процесс…
«Мсье Янукович, — добавил Фабиус в конце рассказа о переговорах с украинским президентом, — невероятно настаивал <…> на четком следовании юридическим нормам… Я сказал, что это понятно, но сейчас неуместно, так как произошла революция». «Послушайте, мсье, вопрос сейчас не в статье 32, артикль такой-то…» — сказал Фабиус Януковичу.
(Затем Фабиус сравнил отставку Януковича с падением режима Чаушеску. Конечно, он сделал это не тогда, в Киеве, а сегодня, в Париже.)
Русские власти, сказал Фабиус, тоже хотели, чтобы все было облечено в четкие юридические формы, чтобы Янукович снова появился в Киеве и подписал все необходимые изменения сам и по своему усмотрению. Все-таки он президент. «Но нам это показалось труднодостижимым. Если мсье Янукович сегодня появится в Киеве, вы можете себе представить, какая опасность угрожает его телесной целостности», — сказал министр депутатам.
Министр добавил, что Европа будет оставаться «очень представительной» в Украине и проследит за ходом президентских выборов («Мне сказали, что выборы в этой стране не всегда кристально чистые. Значит, нужно будет их контролировать. Это будет делать ОБСЕ, Совет Европы, Европейский союз, другие (видимо, США. Наверное, Россия. — Ю.С.). В то же время Фабиус подчеркнул, что вопрос о вхождении Украины в Евросоюз пока даже не ставится. И перед страной не должен стоять выбор «или-или» (или Европа или Россия). Фабиус настаивает на «и-и».
Поэтому, кстати, и Европа, и Россия (и ВМФ, и Мировой банк, и США) будут рассматривать вопрос о финансовой помощи Украине. Первые деньги обязательно должны поступить до конца февраля.
Правда, Фабиус пока не знает, к какому решению придет Россия, когда будет рассматривать вопрос о помощи. Собственно, этого и мы пока не знаем. Как и многого другого.
Молодой депутат Марион Марешаль-ле Пен («Национальный фронт»), например, высказала опасения, что Россия может ввести войска в Крым и на Восток Украины. Фабиус отнесся к заявлению молодого депутата с должной долей дипломатии. И разделил некоторую долю ее опасений.
«Когда я говорил о единстве страны, о демократии и суверенитете, я имел в виду, что эти принципы будут соблюдать в том числе и русские. И я не склонен к самым критическим гипотезам», -- сказал министр иностранных дел Франции. А потом на всякий случай добавил: «Но я признаю, что у нас нет уверенности».
Чуть раньше он признался в том, что его «русские коллеги считают себя обманутыми». «Но у нас совсем не было желания обманывать», — сказал министр и еще раз настоял на необходимости поиска компромисса с Россией по украинскому вопросу. Иначе его не решить.
Автор: Юрий Сафронов
Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/politics/62450.html
Комментарии
:-))