"Царский подарок": 60 лет передаче Крыма Украине

19 февраля 1954 года президиум Верховного Совета СССР передал Крымскую область из Российской Федерации в состав Украинской ССР. Обстоятельства и, главное, последствия этого решения до сих пор вызывают споры.

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/01/61.jpg

Конечно, тогда это являлось простой формальностью. Никому в голову не могло прийти, что "Союз нерушимый" распадется. На жизни крымчан очередная инициатива верхов, которые гражданам полагалось исключительно "единодушно одобрять" и "горячо поддерживать", никак не отразилась.

Из 27 членов президиума на заседании присутствовали 13. Проголосовали единогласно и высказывались с энтузиазмом.

"Передача Крымской области в состав Советской Украины отвечает общим интересам нашей великой Родины. Это возможно только в нашей стране, где нет национальной розни и национальных противоречий", - заявил глава Узбекистана Шараф Рашидов.

"Только в нашей стране возможно, чтобы такой великий народ, как русский, без всяких колебаний великодушно передал другому братскому народу одну из своих областей", - заявил председатель президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР Отто Куусинен.

Его украинский коллега Демьян Коротченко выразил "сердечную благодарность великому русскому братскому народу за исключительно замечательный акт братской помощи".

Поскольку Верховный Совет и его президиум являлись, по выражению известного исследователя советской политической системы Михаила Восленского, не законодательными, а законопубликующими органами, реальное решение было принято 25 января на заседании Президиума ЦК КПСС.

Вопрос "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР" значился в повестке дня 11-м. Обсуждение заняло 15 минут. Слушали - постановили: "Утвердить проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР".

Правовая база

Ряд российских политиков и историков указывают на юридические огрехи принятого решения.

Передача Крыма не обсуждалась на пленарных заседаниях Верховных Советов СССР, РСФСР и УССР, тем более, общественностью и СМИ. В мире существует не общеобязательное, но устойчивое представление, что изменение принадлежности тех или иных территорий требует проведения референдума.

Однако в Советском Союзе единственным источником власти являлись партийные инстанции. По словам Восленского, не случайно распространенным эвфемизмом для их обозначения являлись слова "директивные органы".

Передача Крыма в целом соответствовала советскому законодательству и сложившейся практике, другое дело, что с позиций сегодняшнего дня их в целом трудно признать правовыми и демократическими.

Попытки увязать вопрос о статусе Крыма с текущим состоянием российско-украинских отношений юридически неправомерны. Беловежские соглашения предусматривали нерушимость существующих границ бывших союзных республик, а вступление Украины в ООН, с одобрения и согласия России, сделало их международно-признанными.

Еще одна легенда - будто передача Крыма в 1954 году не касалась Севастополя, поскольку тот с 1948 года не входил в состав Крымской области, а являлся городом республиканского подчинения в составе РСФСР, и в постановлении от 19 февраля специально не упоминался. Однако де-факто Севастополь сразу же сделался, наряду с Киевом, городом республиканского подчинения в составе Украины, что было закреплено в принятой в 1978 году новой редакции конституции УССР.



Чья идея?

По всем данным, инициатива исходила от Никиты Хрущева. Однако в то время он еще не был единоличным лидером. Первым лицом в государстве и общепризнанным преемником Сталина до 1955 года являлся Георгий Маленков, который не только возглавлял правительство, но и председательствовал на заседаниях Президиума ЦК, в том числе и при рассмотрении вопроса о передаче Крыма.

Содержащиеся в некоторых интернет-публикациях утверждения, будто Никита Сергеевич надумал "подарить Крым" после двух стаканов коньяка, или неожиданно огорошил коллег по пути в кремлевскую столовую в перерыве одного из заседаний Президиума ЦК, ограничившись объяснением: "Так проще", принадлежат к разряду мифов.

Несомненно, решению предшествовали более содержательные дискуссии, и Хрущев должен был чем-то убедить коллег.

Историки указывают на три возможных мотива.

Первый лежит на поверхности: страна готовилась отмечать 300-летие Переяславской Рады.

Во-вторых, Хрущев, возглавлявший в 1938-1949 годах партийную организацию (с 1944-го по 1947 год - правительство) Украины, лично приложил руку к массовым репрессиям.

Как следует из закрытого постановления Президиума ЦК КПСС "Вопросы западных областей Украинской ССР" от 26 мая 1953 года, в регионе за шесть послевоенных лет были убиты 153 тысячи жителей, отправлены в ГУЛАГ 134 тысячи, депортированы 203 тысячи.

Вероятно, Хрущев испытывал в связи с этим определенное чувство вины, ему хотелось сделать какой-то примирительный жест, подведя черту под периодом борьбы с националистическим подпольем.

Третья причина, по мнению крымского историка Петра Вольвача, носила экономический характер.

После депортации крымских татар, болгар и понтийских греков население полуострова сократилось с 780 до 500 тысяч человек. Особенно тяжелый урон потерпело сельское хозяйство. В 1950 году по сравнению с 1940 годом производство зерна упало почти в пять раз, втрое - табака, вдвое - овощей.

В ноябре 1953 года Хрущев совершил поездку в Крым. По словам сопровождавшего его зятя, журналиста Алексея Аджубея, он был шокирован тем, что в южном краю в государственной торговле отсутствовали овощи и фрукты, и встречами с переселенцами из центральной России, от которых требовали вместо привычной картошки возделывать незнакомый им виноград.

Как вспоминал Аджубей, они "торпедировали" машину секретаря ЦК, жалуясь на тяжелую жизнь, а на вопрос: "Зачем же вы ехали?" отвечали: "Нас обманули!".

На всю область в 1953 году работали 29 продуктовых и 11 промтоварных магазинов.

Вероятно, именно тогда у Хрущева созрела мысль подключить к возрождению Крыма территориально близкую и относительно экономически крепкую Украину. Из Симферополя он направился в Киев, где собрал республиканских руководителей и стал призывать их помочь. Участникам совещания запомнились его слова: "Там нужны южане".

Польза и вред волюнтаризма

Историки напоминают, что в 1956 году Никита Сергеевич таким же произвольным и не вполне правовым образом низвел Карело-Финскую ССР до автономной республики в составе России.

Если бы он этого не сделал, в 1991 году Карелия вместе со всеми стала бы независимым государством, и Мурманская область сегодня была бы для России эксклавом, как Калининградская.

"Не знаешь, где найдешь, где потеряешь", - гласит пословица. Лучше не бросаться камнями в стеклянном доме, а принимать исторически сложившуюся реальность такой, какая есть.