Мемуары генсека завистливо вздыхают…

Мемуары генсека завистливо вздыхают…

Февраль 16
 
👤Автор Мансуров Рустам
 

«Сапармурат Туркменбаши – национальный пророк,
ниспосланный туркменскому народу в третьем тысячелетии.
Его гениальное произведение книга «Рухнама»
стала настоящей священной книгой идеологии
всех истинных туркмен, настольной книгой
каждого истинного патриота Туркмении»
(Какамурат Баллыев,
пресс-секретарь президента С. Ниязова,
май 2001 года)

Вспоминается, как в самый разгар «перестроечных» катаклизмов в СССР второй половины «революционных восьмидесятых» произошло событие, оставшееся практически незамеченным широкими активно демократизирующимися массами: летом 1987 года из книжных магазинов по всей стране были изъяты и списаны в макулатуру мемуары бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева .

Справка 
Мемуары Л.И. Брежнева – трилогия из книг «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», автором которых считается сам генсек (в действительности книги были написаны на основе воспоминаний Брежнева группой профессиональных журналистов – Аграновским, Сахниным и Мурзиным). За эту трилогию Леонид Ильич был удостоен в апреле 1980 года Ленинской премии по литературе.
Мемуары впервые вышли в журнале «Новый мир» в 1978 году. Впоследствии тираж каждой отдельно изданной книги составил 15 миллионов экземпляров.

Особо подчеркну: были преданы «макулатурному» остракизму книги, доскональное знание которых в первой половине (пока ещё не «революционной») всё тех же 80-х годов было неукоснительным требованием по всем дисциплинам гуманитарного цикла в школах, средних специальных и высших учебных заведениях Советского Союза. Книги, легкомысленно-пренебрежительное отношение к «изучению» которых могло обернуться на выпускных госэкзаменах на том же историческом или философском факультете самими серьёзными неприятностями. Как в смысле конкретной дипломной оценки, так и заполучения негласного ярлыка «политически неблагонадёжного».

Все эти реминисценции возникли после прочтения новости об очередном «организационно-идеологическом» действе властей Туркменистана в деле народного образования и поддержания «народной бдительности».

В частности, 4 февраля на ежедневно проводимых утренних построениях директора всех без исключения ашхабадских средних школ с поразительной синхронностью предупредили учеников о необходимости «более прилежного и тщательного изучения гениального труда великого Туркменбаши – книги
«Рухнама».

Одновременно, кстати, до школьников был доведён запрет на посещение социальных интернет-сетей, открытие в них своих личных страниц и выставление собственных фотографий. А в отношении тех, кто проигнорирует данное предупреждение, «будут приняты соответствующие меры».

К чему эта затянувшаяся преамбула?

Да всё к тому самому: для европейской (в т.ч. российской) общественности давно уже стал «секретом полишинеля» тот факт, что установленный в Туркменистане ещё Сапармуратом Ниязовым тоталитарный режим по самой логике своего развития предполагает (теперь уже при новом вожде – Гурбангулы Бердымухамедове) поддержание абсолютного контроля над всеми областями общественной жизни, в первую очередь – религиозно-идеологической.

Причем своеобразие Туркмении состоит в том, что в государстве успешно реализован замысел превращения доминирующей религии – ислама – в своего рода «приложение» (по меткому выражению Иосифа Виссарионовича – «приводные ремни») к сконструированной под водительством Ниязова государственной квазирелигии. Религии, основанной на культе самого Туркменбаши и написанной им «священной» книги «Рухнама». Книги, ставшей альфой и омегой нынешней официальной идеологии Туркменистана.

Это, в общем-то, феномен, условные аналоги которому в современном исламском мире можно найти, пожалуй, только в Ливии (Каддафи с его «Зеленой книгой») и в позднесаддамовском Ираке, где Хусейнничтоже сумняшеся провозгласил себя потомком пророка Мохаммеда и даже «переписал Коран собственной кровью».

Как уже было упомянуто в предисловии, окончательная ясность насчет целей идеологической политики режима – «рухнамизации» всей духовной идеологической жизни – была внесена после выхода в свет в начале 2001 года «монументального произведения» С.Ниязова «Рухнама», ставшего самой настоящей «священной книгой» идеологии «башизма».

Справка
Процитированный в эпиграфе пресс-секретарь президента С. Ниязова Какамурат Баллыев ровно через 3 года был отправлен своим же сюзереном за решётку на 17 лет. Без каких-либо пояснений для общественности (суд проходил в закрытом режиме). Получив тем самым возможность беспрепятственно (как говорили в советские времена – без отрыва от производства) изучать «священную книгу идеологии всех истинных туркмен».

И ведь дело даже не в том, что большинство постулатов этого «творения» были откровенно притянуты за уши к положениям Корана!

Всё гораздо серьёзней:

Ниязов для утверждения «божественной природы» и незыблемости единоличной власти сумел превратить исламскую традицию в нечто вроде «приложения» (если не «комментария») к довольно незамысловатой идее: единственное верное воплощение ислама – ОН САМ и всё, от него исходящее.

Причём «он» – не только и не столько в смысле конкретного homo sapiеns Сапармурата Атаевича, а как некий абстрактно-собирательный образ «мудрого вождя – отца всех туркмен». И сие – принципиально! Поскольку по этой проложенной Ниязовым идеологической тропе уверенно пошёл его преемник на президентском посту.

Как свидетельствуют (понятно – на условиях крайне осторожной доверительности) отдельные авторитетные туркменские эксперты, «Рухнама», будучи «откровенным эклектическим набором псевдорелигиозных и псевдопатриотических штампов», тем не менее «приобрела сакральную ауру», её стали называть священной, а правительственные чиновники – сравнивать по значимости с Кораном и Библией, «которые признались не полностью соответствующими духовным запросам туркменского народа».

Её изучение (не просто чтение!) стало обязательным для всех граждан. Какое-то время приближенные Ниязова даже подумывали объявить своего шефа (по примеру Саддама Хусейна) «новым пророком ислама». Но то ли не отважились, то ли просто не успели к 21 декабря 2006 года, когда в связи с уходом в небытие Туркменбаши возникла срочная необходимость «перепрофилироваться» под его преемника.

Что уж там на фоне всего изложенного какие-то мемуары Генсека ЦК КПСС! Хотя и получившие Ленинскую премию, но впоследствии преданные остракизму и сданные в макулатурный утиль…

Послесловие

После внезапной (???) смерти Ниязова в 2006 году и прихода к власти Гурбангулы Бердымухамедова в идеологической политике правящего режима – как убедился читатель – мало что изменилось. Недаром же на своей инаугурации Бердымухамедов приносил присягу одновременно и на Коране, и на «Рухнаме». Упоминание Туркменбаши и ссылки на его «заветы» в инаугурационной речи стали символическими сигналами для того поколения, которое выросло в духе идеологии «башизма».

Сам же Бердымухамедов теперь официально (и очень скромно) именуется Аркадаг – «Покровитель». Ходят слухи, что он пишет свою собственную «книгу» – по аналогии с «Рухнамой». По крайней мере, уже сейчас туркменские имамы начинают и заканчивают все проповеди не словами, обращенными к Аллаху, а восхвалениями заслуг великого и милостивого Аркадага…

Жизнь продолжается, господа!