Арктика. Хроника солдата. Часть 5. Точки на островах.

На модерации Отложенный

Продолжение


Девиз танкистов:
 "Броня крепка и танки наши быстры!"
Девиз летчиков:
 "Все выше и выше!"
Девиз войск связи:
 "Чем громче крикнешь, тем дальше слышно!"
Девиз воинов ПВО:
 "Сами не летаем и другим не даем!"


    Каждая точка, на нашем сленге, это отдельная рота радиотехнических войск противовоздушной обороны (РТВ ПВО) размещенная на островах Северного Ледовитого океана и на побережье Таймыра. Цель – охрана воздушных границ СССР. Часто пограничника стояли за нашими точками. Каждая точка имела несколько локаторов (РЛС), которые обслуживались солдатами и офицерами. Операторы РЛС непрерывно наблюдали за воздушной обстановкой, полученную информацию кодировали и передавали в дивизию и полк по радиоканалам, где воздушная обстановка отображалась на планшете. Как говорил, один мне знакомый майор – Мы служим в «планшетных» войсках.
     Для поддержания работоспособности технических средств (РЛС, радиостанций и электрогенераторов) нужно проводить годовые регламентные работы, в случае необходимости выполнять необходимый ремонт. Для этой цели и существовала наша тех.мастерская.


 Техмастерская

     В мастерской было две бригады: «северная» и «центральная». «Южную» группу точек полка обслуживая мастерская батальона из Алыкеля.
    Каждая бригада включала в себя четырех солдат (два для обслуживания РЛС, один спец по радиосвязи и один - электромеханик) и офицера.
    «Северной» группой командовал начальник мастерской, а «центральной» - Зам. по тех.батальона.
    «Северная» бригада обслуживала точки на островах Визе, Средним, Голымянном, а «центральная» - точки на Эклипсе, в бухте Солнечной (на Южном берегу Северной земли напротив мыса Челюскина), в бухте Зимовочная и на Диксоне (точка «Лена»). Я попал в «центральную» группу и занимался обслуживанием РЛС.
    Добраться до точек можно только зимой на самолете АН-2 или ЛИ-2 (вертолетов тогда у нас еще не было), когда там, местными силами, подготовят ледовую взлетно-посадочную полосу.

 

Старшина:
— Товарищ солдат, вы умеете плавать?
Солдат:
— Так точно!
Старшина:
— Где вы этому научились?
Солдат:
— В воде, товарищ старшина!

    Несмотря на то, что я не был специалистом по РЛС, освоил работу, сравнительно легко, используя инструкцию, по эксплуатации и знания, приобретенные в техникуме.

 Рабочие будни

    В это время вьетнамская война кончилась. По анализу войны, мы устанавливали на всех станциях систему защиты от ракет подавление радаров.


 Шрайк

    Защитили радары от ракет AGM-45 «Шрайк», для чего устанавливали оператору возможность экстренного выключения радиоизлучения  радара.
 Бригада

    Несмотря на арктические условия, было интересно побывать на разных точках. На каждой точке была своя «изюминка», сегодня уже трудно и не очень хочется вспомнить все «тяготы и лишения».


Проверка порядка в казарме.
 Командир, открывая очередную тумбочку:
- Почему гантели в тумбочке!
Мышей развести хотите?

    Вся жизнь, на точке сосредоточена в казарме, там все - и столовая, и командный пункт, и кинозал, и спортзал, и медпункт и т.н. «теплый туалет». Кино, это пара десятков старых кинолент крутили в той же казарме, где и спали солдаты. Телевидения и радио не было.
    Радость, когда прилетал самолет и сбрасывал мешки с почтой и остронеобходимые продукты. Если это сахар, то мы шутили, что у каждого есть возможность умереть сладкой смертью, когда с самолета на тебя упадет мешок с сахаром.

 

— Сколько лет этому  оленю?


спрашивает солдат у старшины.
— Два года.
— А как вы определяете возраст
— По рогам.
— Верно!
А я и не заметил, что у него два рога!
Вот невнимательный.

    В свободное время офицеры ставили капканы на песцов. Капканы и места их установки передавались вместе с оборудованием при начале работы на точке. Иногда они охотились на диких оленей и нерп. Оленина шла на общий стол для солдат. Себе, на сувениры, офицеры брали только рога.


 Медведь

Медведь погнался за зайцем,
но быстро утомился.
 Сел и задумался:
— Хорошо, что еще я за ним погнался,
 а если бы он за мной?

    Без дела медведи к людям не выходят. Медведей я лично не видел, только их следы, в отпечаток которых с легкостью вошла моя шапка.
    Мне говорили, что через несколько дней после нашего отъезда с точки, медведь на точке появился и солдат, который шел на дежурство проявил свои высокие скоростные качества бега. Думаю, что офицеров, это обрадовало, т.к. появилась реальная возможность объявить охоту на медведя.

 

Станция Лубянка.
Телепорт на станцию Кузнецкий Мост.

   На одной точке рядом находилась полярная станция, которая жила своей жизнью, по московскому времени. Точка жила по красноярскому времени. Разница 4 часа. Однажды я послал с полярной станции радиограмму домой - поздравление с праздником и оно успешно дошло. Мама, она в то время работала в геологической организации, показала ее коллегам. Они нашли, и показали ей место на крупномасштабной карте, где я тогда находился. Праздник дома удался.

 

В бане один чукча трет спину другому
— Хорошо тру однако,
 майка уже показалась!

   Иногда я вспоминаю банный день, на одной из точек.

   В ночь, перед банным днем, дневальные пилят снег на куски и в отдельном помещении растапливают печку, на которой установлена бочка для приготовления горячей  воды.
    Утром, солдат берет чистое белье, в одну руку, в другую – кусок выпиленного ночью снега и идет в баню. Там быстро раздевается, берет таз и по настилу (под настилом лед) подходит к печке. Набирает в таз кипяток из бочки. Добавляет в таз, с кипятком, принесенный им снег и добиваясь приемлемой температуры воды. Быстро моется и уходит. Мне для помывки было достаточно трех тазиков воды. Забегая в перед, скажу, что на следующий год там сделали новую баню с парной, но по слухам, она сгорела.

 

- Когда у тебя день рождения?
- А тебе зачем?
- Да так,
 узнать когда у природы выходной.

    Магазина на точках нет и понятия - деньги, тоже нет.. Приобрести что-нибудь вкусненькое можно у артельщика (сверхсрочника), под запись, по случаю дня рождения. Мы люди временные, поэтому могли устроить свои дни рождения на каждой точке, и получить, на стол для друзей, сгущенку и печенье.
 
Точка
   Закончив работу на одной точке, мы возвращались на Диксон. Затем, летели на другую точку.

 

Я в караул, прощай аул,
сегодня первый караул.
Мой автомат висит на мне,
кинжал огромный на ремне.

    Короткое лето мастерская проводила на Диксоне и занималась благоустройством части. В то лето мастерская должна была построить новый оружейный склад, но я провел это лето в карауле (Не  поселке Караул, где я служил несколько дней, до того, как попал на Диксон, а в армейском карауле).
    Дело было в том, что на одной точке вышла из строя РЛС и требовалась ее замена. Нашу бригаду из трех солдат и одного сержанта вооружили, послали получать новую станцию, доставить ее по Северному морскому пути на точку, там  получить старую станцию и доставить ее на завод для ремонта.
   Об этом я  написал отдельный рассказ «Арктический караул».

 

- Привет! Ты где пропадал, братан?
- В армии....
- Небось постоянно бегал в самоволку?
- Не поверишь - ни разу!
- Странно, а ты где служил?
-На точке, в Арктике....


Продолжение следует.