Чалый в белой рубашке - о последних актах нашей комедии
Мы живем в очень интересное время, наблюдая, пожалуй, самую захватывающую сцену новейшей истории Беларуси - поиски крайнего в бедственном положении экономики.
Иначе эту ситуацию трудно охарактеризовать. Началось все насовещании у президента по разгрузке складов, а потом перенеслось в информационное пространство на полосы СМИ. Пессимизм просто зашкаливает.
Семашко заметил резкое снижение качества продукции промпредприятий; Мясниковича беспокоят провалы по молоку, а также "пессимизм или даже обреченность, которая начинает появляться на селе"; Румас считает, что "экономика пока не начала выздоравливать", и он против снижения ставок по кредитам без других экономических мер; внешнеторговое сальдо не оправдало надежд, уйдя в минус на 1,7 млрд долларов; Латушко говорит о том, что наша техника на презентациях просто ломается, и какое может быть доверие к такой продукции; госдоля МТС никого не интересует.

По-прежнему работает старая логика, что в реальном выражении обменный курс рубля к доллару поддерживается на том же уровне. Это означает, что план действий, принятый Нацбанком и правительством 10 октября, это план сохранения существующего статус-кво, а не устранения существующих дисбалансов.
Глубинная проблема – недостаточная конкурентоспособность того, что производит наша промышленность. В деревообрабатывающей промышленности экспорт вырос, но с удивлением обнаружили, что финансовое положение предприятий при этом никак не улучшилось. Это связано не с тем, что плохо торгуют, а с тем, что такой товар. Мы приходим к выводу, что это проблема не отдельных предприятий, а всей экономической системы. Может быть и другой вариант, когда виноватыми оказываются предприятия. Сигналы смешанные.
Павел Латушко сказал: "Мы встречаемся с ситуацией, когда наша техника на презентациях просто ломается. И какое же может быть доверие к этой продукции". Появление в официальной риторике темы качества можно трактовать скорее негативно.
О цементном производстве
Михаил Мясникович дал большое интервью в программе "Картина мира" и рассказал о том, почему наши цементные заводы испытывают сегодня трудности. "Огромные кредиты висят на себестоимости продукции. Рынок цемента просел. Кто думал, что цемент будет стоить 75-80 долларов за тонну? Такого никогда не было". В большинстве случаев подразумевается даже не модернизация, а новое старое производство, добавление еще одной линии производства.
В России загрузка цементных заводов 77%, в Украине – 44%. У нас полная загрузка, при этом они продают туда, где и так излишек. Соответственно, мы продаем за 70 долларов вместо запланированных 89 долларов. Не нужно на рынке столько цемента. Заключен договор с основным игроком на рынке "Евроцементом" на гарантированную поставку 1,5 млн тонн белорусского цемента и еще 500 тысяч на свободную продажу. Мы продаем не потребителям, а монополисту, и он нам позволяет 500 тысяч продать самим.
Мясникович говорит: "К сожалению, наши брендовые предприятия значительно уступают по качеству. Тенденция к ухудшению. Мы не умеем торговать. Инженеры хорошие, технологии неплохие, а с управлением и продажей слабовато". Ведущие маркетологи мыслят категориями сбыта, а не категориями продаж. Это результат длительной борьбы с частниками, теперь некому продавать.
О конкуренции с крупными торговыми сетями
Президент говорил о конкуренции с крупными торговыми сетями. В 2008 году появились разговоры о том, что нужно строить большие гипермаркеты. Им фактически создавали рынок, тогда пошло уничтожение киосков. Потом гипермаркеты стали монополистами, стали диктовать условия тем, кто через них продает, начались премии за доступ на полку. Ладутько недавно сказал, что больше в Минске не будут строить гипермаркетов. Президент сказал: "Никто не хочет подходить к вопросу о торговле. Мы либерализировали прежде всего торговлю. И это была наша грубейшая ошибка. Уже сейчас все экономисты говорят о том, что нельзя опускать цены, прежде чем будет создана бешеная конкуренция в сфере производства". Но холдингомания связана с координацией сбыта, чтобы не было излишней конкуренции. Не является ли тот факт, что некому продавать, результатом того, что с торговлей воевали все это время?
Мясникович о БелАЗе
Мясникович назначен ответственным по БелАЗу. "Я неоднократно вел мужские разговоры с руководством БелАЗа. Вы трое на мировом рынке – Сaterpillar, КамАЗ и БелАЗ. Когда вы встречались с потенциальными конкурентами? Надо собираться и определять поведение на рынках. Я не говорю о корпоративном сговоре, чтобы не попасть под антимонопольное рассмотрение, но в принципе вопросы надо координировать". Даже премьер мыслит картельными категориями. Вместо того чтобы спрашивать, как БелАЗ борется с Сaterpillar и КамАЗ, он задает вопрос, почему вы с ними не договариваетесь о сферах влияния.
Конкуренция последних десятилетий не ценовая. Это конкуренция ниш сбыта, где можно стать локальным монополистом, поиск потребительской привлекательности.
"Наши предприятия начинают наглеть, требуя того, чтобы продукция шла на внутренний рынок. Начинаешь покупать на внутренний рынок – качество ухудшается. Неужто теряется экспортный нюх? Это не бизнес, это иждивенчество". Конкуренции нет, какой в ней смысл, если и так берут. Экспортно ориентированная экономика подразумевает сдерживание внутреннего спроса путем уменьшения заработных плат. Мясникович отметил два бренда – "Савушкин продукт" и "Санта Бремор". Ими владеет тот самый олигарх, который никогда ничего не получал от правительства. Сотрудничество с властями развращает больше. Убыточные предприятия "уже не считают деньги".
Об ответственности кадров
"Сотнями с предприятий увольняются за нарушения трудовой и производственной дисциплины, а потом переходят на другую улицу и устраиваются на новые предприятия. Так не может быть. Должен быть рынок труда. Если рабочий не будет чувствовать дыхания в затылок, он обязательно будет работать плохо". Дальше вопрос корреспондента: "Может, нужна безработица?". "Нужна! 3-4% - нормальная величина", - говорит Михаил Мясникович.
Дело даже не в безработице. Что такое с предприятиями, что там сотнями увольняются за нарушение трудовой дисциплины? В принципе я согласен, что официальные 0,5% безработицы – это ерунда. Уровень безработицы резко уменьшился, когда пособие по безработице увязали с уборкой улицы. Мясникович удивляется, что только 0,5% людей хотят получать пособие 10 евро, еще и обремененное обязанностью мести улицу. В действительности безработица выше.
Проблема не в том, чтобы создать занятость. На самом деле у нас нехватка квалифицированных работников на рабочие специальности. На 1700 столичных безработных условно приходится 18 200 свободных рабочих мест. И демографически ситуация будет ухудшаться, трудоспособного населения будет еще меньше. Начальник управления кадров МТЗ сказал: "Средняя зарплата 7 млн, но даже она не устраивает молодежь. Она хочет сразу получать по 8-9 млн, будучи даже просто учеником". Вопрос не в том, что они такие плохие и хотят многого, хотя эта цифра растет из потребностей, а в том, что позволяет ставить условия исходя из потребностей. Многопольной властью на рынке обладают не наниматели, а работники. Именно поэтому они выставляют свою стоимость исходя из затрат. При конкуренции их зарплата составляла бы рыночную величину.

Парадоксальная ситуация: сокращаются объемы производства, многих на предприятиях можно сократить. И при этом рабочий имеет возможность уйти с одного предприятия по статье и перейти на другое, и его возьмут. Зачем его берут на работу, если там такая же ситуация?
Текучка кадров на МТЗ такова: в день увольняется 5-10 человек. Примерно столько же набирается. Этот постоянный оборот связан с тем, что человеку на новом месте надо немного времени, чтобы понять, что ему не надо там трудиться.
О каком тогда качестве можно говорить с такой текучкой.
Правительство официально говорит, что будут сокращения, что в бюджетном секторе зарплаты повышаться не будут. Наша безработица скорее не следствие конкуренции, а пример нежелания работать на имеющихся рабочих местах.
Полемика Михаила Мясниковича с Сергеем Румасом
"Эффект от снижения процентных ставок будет только в том случае, если само снижение будет подкреплено другими мерами экономической политики.
Конечно, надо снижать, но Нацбанк не может сделать это административно. Вы видите, что ставка рефинансирования как ориентир процентных ставок не работает. А экономика не начала выздоравливать. Ставки так высоки, потому что в 2011 и 2012 году надо было возвращать доверие к белорусскому рублю, а также из-за неблагоприятной ситуации второй половины 2013 года, из-за вопросов конкурентоспособности отечественной продукции и возросшего к середине 2012 года объема финансирования госпрограмм", - говорится в отчете работы Банка развития.
Вечный спор. Правительство хочет процентные ставки ниже, потому что перед ним стоит задача экономического роста. Нацбанк оказался единственным, кого интересует макроэкономическая стабильность, потому что он напрямую отвечает за золотовалютные резервы, уровень инфляции и обменный курс. Краткосрочные меры замещают отсутствие структурных преобразований в экономике.
Мясникович напрямую говорит, что не согласен с Румасом. "Мы неоднократно вели разговор с руководством Нацбанка. Есть механизмы, которые позволят в большей степени доступными кредитами удовлетворить нужды экономики. Но одновременно правительство тоже взяло на себя определенные обязательства не заставлять банки кредитовать неэффективные проекты".
Насчет способности правительства определять, какие проекты эффективные, а какие нет, уже много было сказано. Сам Михаил Владимирович говорил: "Кто мог представить, что цемент будет стоить 70 долларов? Такого никогда не было". "Мы договорились с Нацбанком. В условиях ограниченности в республике ресурсных возможностей определяются отрасли, которые являются приоритетными для развития страны. Потом для каждой отрасли определяется количество объектов, которые надо построить или модернизировать, чтобы обеспечить выполнение параметров", - говорит Румас. Далее Банк развития проводит конкурс, собирает самые эффективные бизнес-планы и осуществляет их финансирование. Независимым экспертом выступает Банк развития.
Совместно с Минфином и Банком развития разрабатывается программа финансирования на 2014 год. Я боюсь, что этот исчерпывающий список станет таким же исчерпывающим, как и прошлый.
Переговоры о Евразийском экономическом союзе
Наконец прессе стали доступны проекты документов. К 1 марта 2014 года должен быть сформирован список изъятия ограничений. В мае должно состояться подписание договоров о Евразийском экономическом союзе. После ратификации он начнет работать с января 2015 года. Неожиданно, что там много вопросов, по которым пока не удается договориться. Основные декларации написали, а что должно скрываться за этими декларациями, пока неясно. Позиции давно известны, все давно их высказали. Казахстану нужны гарантии транзита, доступа к транспортной, трубопроводной, нефтяной, газовой инфраструктуре для возможности собственной торговли нефтью. Для нас главный вопрос – равные условия хозяйствования, а именно экспортные пошлины на произведенные из российской нефти нефтепродукты. Россия хочет продавить вопрос координации макроэкономической политики.
Российская логика понятна. Следующим за ЕЭП является гармонизация налогово-бюджетных, макроэкономических параметров, денежно-кредитной политики. Беларусь против единой экономической политики. Правильным ходом было бы сначала начать с налогово-бюджетной гармонизации, но Россия начинает с валютной координации. По российскому варианту, валютная координация будет осуществляться по отдельному международному договору, единым органом из глав Нацбанка. Предполагается прописать положения о неприменении действий в валютной сфере, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов, включая искусственное занижение стоимости национальной валюты. Это предложение поддержала Беларусь, но Казахстан против.
В приложении к договору говорится, что "каждое из государств-членов в исключительных случаях (если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики) вправе вводить валютные ограничения на срок не более 1 года". Речь идет не о рыночных мерах, а о внерыночных. Исключительные случаи – это возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер либерализации может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации. Также среди причин - негативное развитие ситуации в платежном балансе, средствами которой может стать снижение золотовалютных резервов. К исключительным случаям предлагается отнести резкие колебания курса национальной валюты государств - членов Евразийского экономического сообщества.
Я не очень понимаю, зачем этот пункт появляется и почему наши власти поддерживают его. Странно настаивать на пункте, который связывает нам руки. Казахстан уже торопится подкорректировать свой курс.
Может, потому и торопится.
Вопрос в том и был: зачем Казахстан пошел на 19%-ю девальвацию. В стране около 20 млн населения. ВВП составляет порядка 200 млрд долларов. Золотовалютные резервы – порядка 100 млрд долларов (половина ВВП). Запас огромный, тем более что страна сырьевая. Это объясняется желанием подготовиться к моменту, когда страна надолго окажется с правильным курсом. Настаивая на этом пункте, мы закрепляем себя в положении Греции в ЕС.
Соглашения по антимонопольной политике в стадии завершения, а по торговле энергетическими товарами – пока нет. Россия не против "подарить" эти 3 млрд, но Путин говорит Лукашенко, что раз нет изъятий и ограничений во взаимной торговле, пусть их вообще не будет.
Н. П. Цитаты, говорящие сами за себя:
В деревообрабатывающей промышленности экспорт вырос, но с удивлением обнаружили, что финансовое положение предприятий при этом никак не улучшилось.
Это процесс окупаемости проектов. Вся полученная прибыль - на погашение кредитов. Удивляет, что это удивляет.
Мясникович: Ведущие маркетологи мыслят категориями сбыта, а не категориями продаж. Это результат длительной борьбы с частниками, теперь некому продавать.
Кто бы мог подумать еще год назад, что власть будет критиковать саму себя
Даже премьер мыслит картельными категориями. Вместо того чтобы спрашивать, как БелАЗ борется с Сaterpillar и КамАЗ, он задает вопрос, почему вы с ними не договариваетесь о сферах влияния.
Хорошее слово - картель. Только через них с нас выкачали миллиарды. Через высокие госрегулируемые цены, через внутренний сговор (хотя бы Спартака и Коммунарки), через недопуск импорта белорусы озолотили свои предприятия. А им на нас накакать
Наши предприятия начинают наглеть, требуя того, чтобы продукция шла на внутренний рынок. Начинаешь покупать на внутренний рынок – качество ухудшается. Это не бизнес, а иждивенчество.
Уровень безработицы резко уменьшился, когда пособие по безработице увязали с уборкой улицы.
Правительство хочет процентные ставки ниже, потому что перед ним стоит задача экономического роста. Нацбанк оказался единственным, кого интересует макроэкономическая стабильность, потому что он напрямую отвечает за золотовалютные резервы, уровень инфляции и обменный курс.
Если Нацбанк выдержит - надо давать коллективного Героя. Но забрать его у Прокоповича.
Уралкалий" приобрел 25% акций бразильской холдинговой компании, которая является основным акционером портового терминала в Бразилии. Никогда до этого еще никто из производителей не покупал терминалы по разгрузке. Потенциально покупка разгрузочного терминала может оказаться весьма сильным конкурентным преимуществом. Улучшение условий для них автоматически будет означать ухудшение условий для нас. Притом что Бразилия потенциально наш рынок.
Пока мы искали врагов, УК завоевывает рынок.
В стране (Казахстане) около 20 млн населения. ВВП составляет порядка 200 млрд долларов. Золотовалютные резервы – порядка 100 млрд долларов (половина ВВП).
А вы знали ?
Комментарии
Скажет: Дождь, хлопнет в ладоши, и пойдет снег
.
А то батька последние пару лет как пятая колонна - мечет один негатив на наши головы с провалами здесь и там - цемент, деревообработка, сельское хозяйство ...
МЗБ, видимо, тоже надо поменять вектор на 180 град.
Вижу какую-то тупую игру между царем и думским приказом - я делаю вид, что вами руковожу, вы делаете вид, что выполняете мои указания.
И в социалке.
И в соотношении цена-качество товаров.
И в нехватке госденег для госсектора
И в нехватке идей
Растерялся твой идол
Кстати новый анекдот появился: Чтобы рассчитаться с Домрачевой за медали Лукашенко придётся брать кредит!
Недовольство будет, и немалым, думаю не меньше, чем в девяностые. Думаю, начнут расти профсоюзы реальные. До Майдана не дойдет, уровень памяркрунасци довольно высок. Думаю, волна пойдет накануне выборов 2015 опять.
Чем закончится - не знаю. Наша оппозиция выполняет роль гражданского раздражителя, с экономикой там все уныло и непонятно. Все, как на площади 2010 - рейхстаг захватим, а там посмотрим.
Вот об этом и аналитика Чалого.
В целом же он имел в виду, что если мы хотим быть экспортносильной, то должны быть немного беднее всегда тех, кто ест наши продукты на экспорт.
Китайцы такие.
Вы бы слышали как я матерюсь.. Вот там действительно есть что послушать!Есть подлинные шедевры, даже сам себе удивляюсь порой!