Валютные качели

На модерации Отложенный

На открытии торгов курс доллара вырос до 63,7 рубля, евро — до 64,99 рубля. Всего неделю назад американская и европейская валюты продавались по 51 и 54 рубля соответственно.

По словам доцента департамента менеджмента Финансового университета при правительстве РФ Михаила Хачатуряна, основным фактором, поддерживавшим курс рубля на уровне 53-55 рублей за доллар и 57-59 рублей за евро, стало существенное сокращение импорта. Этот фактор будет актуален в течение июля-августа и начала осени. А вот к концу сентября-началу октября стоит ожидать ослабления курса национальной валюты из-за налаживания поставок по параллельному импорту и заходу на российский рынок торговых компаний из Индии, Китая, стран Ближнего Востока.

Доцент, эксперт Высшей школы управления финансами Валерий Корнейчук нынешнее укрепление иностранных валют связывает с указом президента России, разрешающим экспортерам оставлять валютную выручку в зарубежных банках.

«Оживилась и туристическая индустрия в связи с открытием новых зарубежных маршрутов. Многие страны отменили ковидные ограничения и возобновили выдачи виз россиянам. Рубль слабеет перед началом работы модифицированного “бюджетного” правила, которое дает правительству возможность проведения валютных интервенций с помощью валют “дружественных” стран», — рассказал Корнейчук aif.ru.

«Стоит ожидать, что к концу года курс рубля стабилизируется на уровне 65-68 рублей за доллар и 67-70 рублей за евро. То есть приблизительно подойдет к искомой оптимальной границе, при которой можно будет обеспечить конкурентоспособность продукции отечественных экспортно-ориентированных отраслей.

Основным фактором, который может оказать негативное влияние и усилить колебания национальной валюты, может стать новый виток “санкционной истерии” со стороны западных стран, в частности если осенью последуют очередные пакеты санкций, включающие отключение российских банков от системы SWIFT, попытки ограничения цены российской нефти, то давление на курс возрастет.

Поскольку все негативные события, связанные с предыдущими пакетами санкций уже случились и новых до осени не ожидается, то “черный” август нам не грозит. Наиболее сложными периодами с точки зрения внешнего давления на рубль могут стать конец октября-начало ноября, когда западные “партнеры” могут предпринять очередные санкционные атаки на российскую экономику. Но так как возможности по введению санкций без значительного ущерба для их собственных экономик уже исчерпаны, то и жесткость вводимых ограничений может быть весьма слабовыраженной», — говорит Михаил Хачатурян.

В свою очередь, директор  Института психолого-экономических исследований, доктор экономических наук Александр Неверов добавляет, что в современных условиях вопрос валютного курса вторичен: «Установленная после Бреттон-Вуддса система плавающих курсов превращает курс конкретной национальной валюты фактически только в показатель ее конвертируемости на другие валюты и к реальной экономике имеет сильно опосредованное отношение.

В условиях санкций и разлома мировой экономики на относительно изолированные с финансовой точки зрения сегменты курс мало что показывает. Важнее реальный относительный уровень инфляции, долговая нагрузка экономики и сальдо внешнеторгового баланса. А курс рубля будет определяться, как и раньше, соотношением экспорта и импорта и валютой внешнеторговых контрактов. Чем больше этих контрактов будет в рублях, тем стабильнее и реалистичнее будет курс, чем больше экспорта и импорта будет в долларовом эквиваленте, тем сильнее будут его колебания».