И.Бродский. "Представление"
На модерации
Отложенный
- Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела!
Эта местность мне знакома, как окраина Китая!
Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо
тела.
Многоточие шинели. Вместо мозга - запятая.
Вместо горла - темный вечер. Вместо буркал - знак
деленья.
Вот и вышел человечек, представитель населенья.
Вот и вышел гражданин,
достающий из штанин.
"А почем та радиола?"
"Кто такой Савонарола?"
"Вероятно, сокращенье".
"Где сортир, прошу прощенья?"...
Я вновь и вновь обращаюсь к этим чеканным строчкам Бродского, получая почти физическое наслаждение. Что ни строчка, то аффоризм. Радость узнавания, сплошные аллюзии, непрерывно возвращающие к реалиям советского быта, завораживающая мелодия, монотонное усыпляющее чтение, прерываемое встряхивающей сменой ритма, чтобы выйти из гипноза.
Что такого загадочного в этом дивном стихе?
Я тут на досуге подумал, а каким размером пишут колыбельные песни?
-Баю, баю, баю, баю,
Ты уже напился чаю...
- Спят усталые игрушки...
-Баю, баю, баиньки,
Прибежали заиньки,
Спит ли ваша девочка...
-Ночь идет на мягких лапах...
-У сороконожки народились крошки...
-Лунные поляны спят во тьме ночной...
-Спи, моя Светлана,
Спи, как я спала...
-Спи мой мальчик, мой малыш.
Тихо в нашей спаленке...
-Уложили спать Маринку,
Кошка ходит, выгнув спинку...
Мишка, мишка, лежебока
Спал он долго и глубоко...
Спи, мой бэби..
Have you ever heard two turtle doves
Bill and coo, when they love? ("Колыбельная птичьего острова")
Устал перечислять. Все, за редким исключением - хореем. Задумался, почему так? И вот, что нащупал. Ритм колыбельной должен совпадать с ритмом качания колыбельки. Первый слог- ударный, соотверствует активному толчку от себя, второй - безударный- возвратное движение колыбели. РАз- два, рАз- два. Хорей!
И тем же размером написано все "Представление", разворачивающее перед нашим мысленным взором картину из советской жизни. Стихотворение начинается упоминанием о допросе и завершается лагерем и трагическим концом:
Ропот листьев цвета денег, комариный ровный зуммер.
Глаз не в силах увеличить шесть-на-девять тех,
кто умер,
кто пророс густой травой.
Впрочем, это не впервой.
"От любви бывают дети.
Ты теперь один на свете.
Помнишь песню, что, бывало,
я в потемках напевала?
Это - кошка, это - мышка.
Это - лагерь, это - вышка.
Это - время тихой сапой
убивает маму с папой".
"Представление" задумано как колыбельная? Кому навевает сон, кому поет Бродский свою усыпляющую песню?
Комментарии
"Спи, сынок, усни сынок.
В папу вовсе не стреляли,
Дяди просто поиграли,
Папа вышел на лужок..."
Но это о фашистской Германии...