Челюскинцы. 80 лет назад.

На модерации Отложенный

В начале 30-х гг. XX в. в нашей стране началось планомерное освоение Арктики.

Од на за другой отправлялись экспедиции в высокие широты на ледоколах и самолетах, на островах строились полярные станции. Одно из важнейших событий того времени вошло в историю под именем «челюскинской эпопеи».

Было это в 1933 г., на следующий год после того, как ледокольный пароход «Сибиряков» впервые прошел за одну навигацию Северным морским путем — из Архангельска во Владивосток.

Для того чтобы закрепить эту победу и сделать путь вдоль северных берегов Сибири регулярным, было решено пройти тем же путем на обычном судне, не приспособленном к движению во льдах.

Выбрали для этой цели «Челюскин», названный в честь отважного мореплавателя Семена Челюскина, имя которого уже носил самый северный мыс азиатского материка. Для сопровождения парохода был выделен ледокол «Красин».

Начальник экспедиции — полярник и математик О.Ю.Шмидт, капитан — В.И.Воропин. Оба они были опытными руководителями полярных походов.

Экипаж корабля 111 человек. 26 июля «Челюскин» покинул порт Ленинграда и, обойдя Скандинавский полуостров, прибыл в Мурманск. Заправившись углем, 10 августа вышел в Берингово море, взяв курс на Владивосток. «Я знаю, что меня ждет, как будет трудно вести это суденышко через арктические льды», — записал в этот день капитан Воронин в своем дневнике.

Встреча со льдами произошла в Карском море, и в первые же дни похода корабль получил существенные повреждения.

Но с помощью «Красина» он вышел на чистую воду и продолжал двигаться на север вдоль кромки льдов. 27 августа была превышена широта 79°, и сплошные ледяные торосы преградили путь к Северной земле.

Корабль отошел ближе к берегу и здесь, почти у самого мыса Челюскин, на судне появился еще один пассажир — родилась девочка, получившая имя Карина — в память о Карском море, где началась ее жизнь.

До Новосибирских островов корабль дошел благополучно, хотя пришлось выдержать сильный шторм, а потом остановиться на время из-за тумана.

И снова льды, нанесшие новые повреждения судну. А 18 сентября «Челюскин» был намертво зажат льдами и начался медленный дрейф. Настал январь 1934 года. Близилась к концу полярная ночь.

Но 13 февраля началось сильнейшее сжатие льдов, на корабль быстро надвигался огромный торосистый вал высотой до 8 м, противостоять которому было уже невозможно.

Произошла катастрофа: корабль был обречен.

Люди начали героическую работу по срочной разгрузке тонущего судна прямо на лед.

Она прошла успешно, и только один человек не успел покинуть «Челюскин», быстро погрузившийся в пучину.

Вся страна была встревожена сообщением о гибели «Челюскина» и тем, что на арктическом льду оказалось более ста человек. Была создана правительственная комиссия, организовавшая спасение потерпевших крушение.

Мобилизованы ледоколы, самолеты, дирижабль, аэросани и собачьи упряжки.

Самым верным средством спасения были самолеты, но из-за погоды они не могли лететь в район бедствия. Тем временем под руководством О.Ю.Шмидта был построен на льду палаточный городок, в котором началась нормальная, хотя и очень суровая жизнь.

5 марта на льдину лагеря Шмидта сел первый самолет. Летчик А.В.Ляпидевский доставил на берег десять женщин и двоих детей.

Но долгое время этот полет оставался единственным: мешали то поломки машины, то нелетная погода.

Только через месяц в лагере появились сразу три самолета, а еще через несколько дней, после того как был восстановлен разрушенный наступлением льда аэродром, возобновились полеты.

Отважная работа семи летчиков по спасению обитателей «лагеря Шмидта была отмечена потом новой высшей наградой страны — звездой Героя Советского Союза.