«Колонизаторы разделили наш народ по длине носов»

Евгений АРСЮХИН
 
В стране запрещено относить себя к хуту или тутси
Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН
«Колонизаторы разделили наш народ по длине носов»
Россия пытается вернуть себе влияние в Африке

В среду в Москве, в Институте Африки, прошла любопытная конференция — на ней обсуждали, почему 20 лет назад в Руанде (государство в центральной Африке) случился геноцид, и как эта страна теперь сама себя, как Мюнхгаузен за волосы, вытаскивает себя из проклятого прошлого. Что нам африканские дела? Но корреспонденту «КП» показалось, что событие это — знаковое. На конференции ругали западный мир, обвиняли международные институты вроде ООН в лживости и неповоротливости, и всячески подчеркивали, что африканцам можно надеяться только на Россию.

В советские годы нам до всего было дело: мы господствовали на Ближнем Востоке, в той же Африке, да что там — по всему миру. В очередях ворчали - «своих накормить не могут, а этим помогают». Но когда Россия в 90-е сдала всех своих союзников, оказалось, что огромной стране быть без друзей как-то невесело. Китай, где голодные все еще есть, тем не менее влез туда, откуда ушли советы, и кое-где в Африке проще встретить китайца, чем чернокожего.

Руанда — страна, где китайцев еще нет, европейцев уже не будет — уж очень они там нагадили, и вот — зазывают туда русских, а русские вроде как даже и не прочь. Но что же там за геноцид случился?

В 1994 году в стране неожиданно началась чудовищная резня. За полгода умудрились убить миллион человек, таких темпов даже нацисты не знали. Дело в том, что бельгийцы, которые там хозяйничали, ничего в Руанде не построили и никакой культуры туда не принесли.

Зато они разделили единый прежде народ на два класса — хуту и тутси.

- Бельгийцы мерили длину носов, и таким «научным» образом делали сегрегацию, - рассказала «КП» посол Руанды в России Жанна д'Арк Мужавамария.

Длинноносые стали вроде как «белой костью», им это понравилось, коротконосым — не понравилось, ну и при первой возможности полыхнуло. Теперь приходится расхлебывать, причем помощи не приходится ждать ни от Европы, которая все это заварила, ни от ООН.

Руандийцы все сделали сами. В стране запрещено относить себя к хуту или тутси, а суды даже через 20 лет продолжают расследовать преступления 1994 года. Причем суды сделали народными, в каждой деревне, из уважаемых стариков. Потому что простыми полицейскими мерами только навредишь, такие преступления должен сам народ осудить, сказала посол.

Результат очень неплохой. Руанда — единственная в Африке страна, где можно гулять где угодно хоть днем, хоть ночью, и тебя хулиганы не обидят, рассказала Жанна д'Арк. Рост ВВП — от 7 до 11%, как в Китае, а в России такого даже и в лучшие годы не было. Уж не знаю как, но Руанда умудрилась достичь нулевого уровня коррупции (это признали международные наблюдатели), даже крупную фирму регистрируют за три дня, поэтому по легкости ведения бизнеса этот глубинный край занимает первые места в мире.

Ну а чего нет? Денег. Конечно, за красивые глаза, как в советские годы, ей помогать никто не будет. Но бизнесменам-то недра Африки куда как интересны, там же чего только нет. Предприниматели тоже пришли послушать посла, и было видно, что глазки у них загорелись. А то! В середине 90-х вот также в друзья России напрашивалось государство Кабо Верде — оттуда родом Цезария Эвора, кто знает такую. Наши горе-дипломаты поморщились, наши тогдашние хапуги-олигархи скривились, мол, масштаб не нш. Теперь эти райские острова экономически оккупировали итальянцы. Деньги делают, горя не знают. А нашим остается локи кусать. Ну, может, хоть в Руанду сподобятся прийти. И сделают Россию реальной сверхдержавой, потому что без внешнего интереса сверхдержав не бывает.