Чарльз Роберт Дарвин
"Я учился, потом совершил кругосветное путешествие, потом снова учился : вот и вся моя биография"
Сегодня исполняется 205 лет со дня рождения человека, который взбудоражил весь мир при своей жизни и продолжает будоражить его до наших дней. 12 февраля 1809 года в Англии на границе с Уэльсом в небольшом городке Шрусбери графства Шропшир, родился Чарльз Роберт Дарвин. Городок этот начинался в 10-11 веках, когда нормандский король Вильгельм Завоеватель подарил эти земли своему сподвижнику герцогу де Монтгомери. Сейчас Шрусбери, в котором проживает около 70 тысяч человек, официально признан одним из самых благополучных для жизни мест в Великобритании и стал победителем национального конкурса вежливости. Шрусбери носит звание "города цветов", благодаря своим великолепным паркам и садам. Любителям истории здесь есть на что посмотреть – в городе сохранились традиционные деревянные постройки 14 века и более позднего времени, черно-белые дома в стиле поздней английской готики.

Так выглядит сейчас улочка в Шрусбери
Где-то к 16 веку относится история семейства Дарвинов. Первые представители рода были землевладельцами в Линкольншире. Потом там были представители разных профессий. А зачинателем династии врачей и естествоиспытателей стали два деда Чарльза, двоюродный дед Роберт (1724-1816) и родной Эразм Дарвины (1731-1802). Старший Роберт написал книгу "Основы ботаники или введение в половую ботанику Линнея", которая выдержала много переизданий. Эразма тоже интересовали проблемы ботаники и возникновения мира, он был прекрасным врачом, увлекался философией и астрономией, переписывался с Жан-Жаком Руссо, написал два трактата-поэмы "Ботанический сад" и "Храм Природы", в которых в поэтической форме описал происхождение мира и свои взгляды на половую жизнь растений.
"Земная жизнь в безбрежном лоне вод
Среди пещер жемчужных океана
Возникла, получив исход,
Росла и стала развиваться рано;
Сперва в мельчайших формах всё росло,
Невидимых и в толстое стекло,
Которые, киша, скрывались в иле
Иль водяную массу бороздили;
Но поколенья множились, цвели,
Усилились и члены обрели;
Восстал растений мир и, средь обилья
Разнообразной жизни, в ход пошли
Животных ноги, плавники и крылья."

Эразм Дарвин
Эразм был очень любвеобильным мужчиной у него было пять детей от первого брака и семь от второго, но мало того он ухитрился поиметь еще по ребенку от двух служанок, которых к своей чести, воспитывал вместе с другими своими детьми. Одним из его детей был Роберт Уоринг, унаследовавший профессию отца и ставший тоже известным врачом. Роберт женился на дочери друга своего отца Сусанне Веджвуд. Семья Вежвудов владела несколькими производствами керамики и фарфора, что делало их весьма состоятельными людьми. Вскоре Роберт и Сусанна построили в Шрусбери дом, который имел даже собственное имя - "Маунт".

"Маунт", дом в котором родился Чарльз
Всего у Роберта и Сусанны было шестеро детей. Чарльз был пятым. Воспитание детей проходило в довольно строгих правилах, несмотря на то, что родители были достаточно мягкими людьми.

Мать Чарльза, Сусанна Веджвуд

Отец Чарльза Роберт Уоринг Дарвин

Маленький Чарльз, в возрасте 7 лет

С младшей сестрой
В 1818 году мать умерла, и воспитанием занималась старшая сестра Каролина. В этом же году Чарльза отдали в школу. В школе Чарльз учился весьма неохотно. Не потому, что был глупым, просто его не интересовали предметы школьной программы. Вместе с тем, уже в детстве Чарльз демонстрировал интерес к природе, исследованиям.

Школа Сэмюэля Батлера в Шрусбери, в которой с 1818 по 1825 гг. учился Чарльз

Теперь перед школой стоит памятник Дарвину
Каролина столь ревностно подходила к воспитанию младших, что решила посвятить себя всю без остатка и остаться старой девой.
Чарльз вспоминал потом, что когда заходил в ее комнату, всегда думал о том, за что его сейчас будут ругать или читать нотацию.В это время начинает проявляться его любовь к познанию всего живого, а также склонность к коллекционированию, собиранию самых разнообразных предметов, растений, минералов, раковин, насекомых, птичьих гнезд и яиц, а также печати, конверты, автографы, монеты, но с обязательной их систематизацией. В грамматической школе ему учиться откровенно не хотелось, отец это понял и отправил шестнадцатилетнего Чарльза поступать в Эдинбургский университет, где уже учился его старший брат.
Занятия на медицинском факультете тоже не пришлись по душе Чарльзу, анатомия и препарирование животных вызывали у него отвращение, попытка ассистировать на хирургической операции, закончилась бегством, он не выносил вида крови. Из всех предметов ему больше нравилась химия. Там же в Эдинбурге он познакомился с трудами двоюродного и родного дедов, стал увлекаться статьями Ламарка, впервые познакомился с эволюционными воззрениями. На каникулы он уезжал в имение Веджвудов в Мэре. Там Чарльзу очень нравилось, он проводил время в пеших и конных прогулках по окрестностям Мэра, вечерами вели разнообразные беседы в кругу семьи, там он и заприметил свою кузину Эмму Веджвуд, которая впоследствии стала его женой. Во время второго года в Эдинбурге Чарльз записывается на курс естественной истории Роберта Джемсона, который охватывал всю геологию, а также посещает Плиниевское студенческое общество, где знакомится с идеями радикального материализма. К концу 1827 года до отца доходят вести, что он забросил изучение медицины, и отец доброжелательно, но настойчиво рекомендует ему поступить в Крайстс Колледж при университете в Кембридже. Выбор отца был несколько странен, он был убежденным атеистом, но он заметил, что учась еще в школе Чарльз говорил, что может быть ему стоит стать сельским викарием и читал богословские книги. Для того, чтобы стать священником в Англии надо было отучиться в Кембридже. Крайстс Колледж был богословским учебным заведением, но поощрял спортивные занятия своих студентов, кроме того, там не было строгих порядков, Чарльз даже вступил в "Клуб обжор и лакомок", в котором молодые люди пробовали мясо, обычно не употребляемых в пищу животных, не отказываясь при этом и от обильных возлияний. Посещение лекций в колледже было делом добровольным и Чарльз пользуясь этим много времени проводит в верховых поездках по окрестным лесам, в поисках разнообразных насекомых. Как он сам описывает в своей автобиографии, был такой случай: «Однажды, сдирая с дерева кусок старой коры, я увидел двух редких жуков и схватил каждой рукой по одному из них, но тут я увидел третьего, какого-то нового рода, которого я никак не в состоянии был упустить, и я сунул того жука, которого держал в правой руке, в рот. Увы! Он выпустил какую-то чрезвычайно едкую жидкость, которая так обожгла мне язык, что я вынужден был выплюнуть жука, и я потерял его, так же как и третьего».

В годы учебы в Кембридже
В Кембридже Чарльз очень сблизился с профессором ботаники Джоном Стивенсом Генслоу, после его лекций, которые приводили Чарльза в восторг своей четкостью, показом различных экспонатов, он стал часто прогуливаться с профессором по аллеям местного парка, разговаривая о ботанике, геологии, философии и религии, над ним даже шутили друзья, называя его хвостиком профессора.

Джон Стивенс Генслоу
Это знакомство и сыграло главную роль в жизни Чарльза. В 1831 году Чарльз сдал экзамены по всем предметам, но по правилам должен был задержаться еще на два семестра. Генслоу уговорил его заняться геологией и Чарльз с удовольствием взялся за сбор и подготовку материалов, для создания геологической карты окрестностей Шрусбери, а потом поучаствовал в геологической экспедиции Сэджвика по Уэльсу. Когда он вернулся из экспедиции, отец вручил ему письмо от Генслоу, тот предлагал Чарльзу отправиться в кругосветную экспедицию на корабле "Бингль", выполняемую по поручению правительства Англии. Чарльзу очень хотелось отправиться в путешествие, но он не мог огорчать отца, хотевшего чтобы он стал священником. Правда, когда они обсуждали с ним письмо Генслоу, отец сказал странную фразу: «Я могу согласиться, если хоть один здравомыслящий человек посоветует ехать»... Подумав, Чарльз прекрасно зная, с каким уважением отец относится к своему тестю, Джосии Джедвуду, помчался к тому в Мэр. Он с таким напором и желанием описывал Джосии, как важна для него эта поездка, что тот согласился, походатайствовать перед отцом Чарльза. В итоге так и не пройдя церемонию посвящения в сан, Чарльз в роли неоплачиваемого натуралиста-коллектора взошел на палубу корабля "Бингль" под командованием офицера морского флота Великобритании капитана Роберта Фицроя.

Роберт Фицрой

Корабль "Бигль"
На этом сегодня прервусь, продолжение допишу завтра
Комментарии
Увлекся биографией сэра Чарльза? Мне как-то попались выдержки из его дневников - довольно занятно, может, пригодятся:
Я люблю дурацкие эксперименты. Я и сам их постоянно ставлю.
Невежество чаще порождает уверенность, нежели знание. Именно те, кто знает совсем немного, а не те, кто знает достаточно, так уверенно утверждают, что та или иная проблема не может быть решена с помощью науки.
Я не отличаюсь ни большой быстротой соображения, ни остроумием.
Человек имеет тенденцию к росту в большей степени, чем его средства к существованию.
По-видимому, моему уму присуща какая-то роковая особенность, заставляющая меня излагать первоначально мои утверждения и предположения в ошибочной или невразумительной форме.
Я пытался читать Шекспира и нашел его столь нестерпимо унылым, что меня чуть не стошнило.
Если бы я увидел ангела, сошедшего на землю учить нас добру, и, убедившись на основании того, что и другие люди видят его, что я еще не сошел с ума, я бы поверил в предначертание.
Если бы я смог заново прожить свою жизнь, я бы задал себе правило читать стихи и слушать музыку как минимум раз в неделю.
Как унизителен медленный прогресс человека!
Различие между дикарем и цивилизованным человеком — то же самое, что разница между диким и прирученным животным, и наблюдать дикаря столь же интересно, как увидеть льва в его пустыне, тигра, терзающего добычу в джунглях, или носорога, бродящего по диким равнинам Африки.
Совесть присутствует у нас также, как у низших животных их социальные инстинкты. Я действительно считаю, что мы и они — почти то же самое.
Удивительно, какое неизгладимое впечатление оставили во мне многие жуки, пойманные мною в Кембридже.
Ребенок — постоянный компаньон и друг в пожилом возрасте, который всегда будет чувствовать себя заинтересованым лишь в одном, — быть объектом любви, быть тем, с кем играют. Лучше собаки, во всяком случае.
И острее всего я это ощущаю именно в случае с Ч.Дарвином. Почему-то )))
А предтечей в этом вопросе был живший на век раньше Карл Линней.
Если бы они не подтвердились, тогда бы человек мог бы себя пожурить, чего это ты мол, напридумывал...
Хотя с другой стороны и зацепок и крючков тут достаточно много. Поэтому кто-то видит в этом некую руку провидения, а кто-то логический вывод из сложившихся обстоятельств. Но в любом случае все домыслы насчет этого, те или другие, ничего не значили бы, не будь у этих выдающихся людей таланта и настойчивости в его раскрытии. )))