Как создается зазеркалье - 3

Напоследок предлагаю присмотреться к классике советского кинематографа - фильму "Офицеры".

Суть этого фильма всем известна. Внутри него есть некоторые пикантные моменты, которые люди не замечают. Там у главного героя, который очень быстро вступает в брак с женщиной из другого, нежели он, слоя. У Алеши есть жена, которая принадлежит к каким-то образованным частям, так сказать, элитным, досоветского общества. Это видно, что это так, и она всячески этим гордится - и это подчеркивают.

И вот эта жена, которая из каких-то там «бывших», при своем муже говорит по-французски. Она приезжает на заставу, во многом обделенную бытовыми удобствами, оглядывается вокруг и говорит: «Je vous prie de…» Он говорит: «Что ты сказала?» - «Ну, не важно». (Она говорит, что «докатились» типа). Потом она начинает разговаривать при нем по-французски с внуком, причем дед говорит: «Ну зачем ты его развращаешь?» Она говорит: «А что, ты научился францускому, что ли?» - «Нет, просто слово "такси", что по-французски, что по-русски – одинаково». Действительно, она его развращает: умеренно, надо сказать, балует. Что кончается тем, что он смотрит бегемотов, хотя ему положено находиться в Суворовском училище. Ну, это так – лиха беда начало! Сначала – бегемоты, а потом - что-нибудь еще. Неважно, смысл заключается в том, что она все время говорит при муже, который этого не понимает, по-французски.


Конечно, с одной стороны, вот эта классика, вот это представление о должном, вот это ощущение, что люди умирают за Родину, показанное хорошо, качественно, достаточно убедительно, канонично – оно необходимо, и сегодня нельзя сказать, что оно не нужно.

Но кто-то пинцетиком выдернул точно-точно именно эти крохотные слагаемые, после чего начали сыпаться гигантские системы. Этот кто-то хорошо понимал, что такое русская целостность, и он хорошо понимал еще очень и очень многое!

Такое женское поведение, будучи проявленным в консервативной среде получило бы резко отрицательную оценку, и от мужа и со стороны. Так срабатывает один из защитных механизмов традиционного общества, и размытие грани между нормальным и ненормальным не происходит. Женщина довольно быстро поймет что недопустимо к мужу относиться снисходительно, свысока.

В фильме же этой женщине никто так и не дал понять о том что уважение к главе семьи должно быть и должно быть полным, глубоким. И у зрителей таким образом в первый раз посмотревших фильм в 1971 году, чуть-чуть размылось представление о нормальной семье. Давайте теперь учтем, и то что фильм был просмотрен не один раз, и то что фильмов таких, которые смотрели все снова и снова было много.