МОЖНО ЛИ ОСВОБОДИТЬ БЕРЕГ ЧЕРЕЗ СУД?
Суды принимают решения в пользу захватчиков озер по самым анекдотичным основаниям. Например, потому что снос построек может повредить экологии. Предлагаем вашему вниманию наш обзор судебной практики по «береговому вопросу».
Заявления-иски – 10:1
«Сносом заборов дело не решить! Бороться с захватами берегов нужно в суде!» – солидно заявляют радикальным экологам природоохранные чиновники. Практика показывает, что довести дело до суда – настоящий подвиг экоактивиста. Прокуратура предъявляет подобные иски крайне неохотно, примерно в соотношении один иск на десять заявлений общественников. Обойтись без прокуратуры, подать гражданский иск о нарушении личного права на доступ к берегу теоретически возможно, но на практике труднореализуемо. Судьям не очень хочется принимать щекотливые решения об освобождении берегов, поэтому они любят отфутболивать иски посредством определения о «ненадлежащем истце»: мол, частное лицо не сумело доказать, что в случае огораживания берега его личные права были нарушены.
Нарушены именно общественные права, говорят они («права неопределенного круга лиц»), а за такие права может судиться только прокуратура. Вот и обращайтесь в прокуратуру! При этом данная служба, согласно закону «О прокуратуре», лишь имеет право, но не обязана отстаивать права граждан именно в суде.
Несерьезные обвинения
В десяти процентах случаев прокуратура все-таки решается подать в суд на берегозахватчика. При этом исковое требование обычно довольно невинно: либо «обеспечение доступа на береговую полосу» в порядке ст. 6 Водного кодекса, либо «освобождение самовольно занятого земельного участка» (в данном случае – берега) в порядке ст. 7.1 Административного кодекса. Прокуроры крайне редко решаются предъявить серьезный иск о незаконной приватизации береговой полосы, то есть о нарушении ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса. В последнем случае работа по доказыванию предстоит куда более сложная, а главное, после победы в некрасивую ситуацию попадает Управление Росреестра – ведомство, которое оформило документы на захваченный берег.
Так какова же судьба этих немногочисленных прокурорских исков?
Комментарии