Пивная, в которой любили сиживать Моцарт, Ленин, Гитлер.
Мюнхен: пиво «народной воли»
В столице Баварии Ульянов впервые назвал себя Лениным. Следы вождя пролетариата в Мюнхене сохранились в самой знаменитой 400-летней пивоварне города — «Хофбройхаус» (Hofbräuhaus) на площади Platzl, 9. Здесь любил сиживать и Гитлер, и Моцарт, и австрийская императрица Сиси. Проживавший нелегально в Мюнхене на улице Кайзера около двух лет под именем Мейера Ленин, выпускающий здесь нелегальную газету «Искра», частенько заходил в пивную с женой. Об этом даже гласит надпись на сером столбе у входа. Крупская вспоминала, как они с Ильичом шутили, показывая на маркировку ресторана НВ на пивных кружках, будто это означает «Народная Воля».
В Швейцарии Ленин бывал во многих городах.
Приличный срок прожил в Женеве — причем о городе, в котором жил с 1903-го по 1905-й и в 1908 году, Ленин отзывался мерзко: «Ггустно, черт побеги, снова вегнуться в пгоклятую Женеву. У меня такое чувство, точно в ггоб ложиться сюда приехал». А ведь добрые женевцы увековечили вождя на одной из центральных площадей! Средневековую башню Молар украшает узнаваемый высоколобый профиль лежачего Ленина, появившийся здесь в 1921 году. Фигуру прикрывает сама Женева в образе женщины. А надпись гласит: «Женева — город изгнанников».
Ленинским и вообще русским местом Женевы являлось кафе «Ландольт» (Landolt), располагавшееся на rue de Candolle, 2 (сегодня тут то ли японский ресторан, то ли какое-то похожее кафе). В здешней пивной Ильич и видные деятели оппозиции царизма дико ссорились, вызывали друг друга на дуэли, демонстративно не здоровались и ходили пить пиво в разные залы. Как-то Ульянову пришлось выступать тут в не очень здоровом виде. Как вспоминает знаменитый революционер Владимир Бонч-Бруевич: «Накануне открытия съезда, когда Владимир Ильич ехал на велосипеде из своей квартиры к кому-то из нас, он на полном ходу упал, сильно ушибся: ударился лицом о камень, рассек бровь, повредил глаз, сильно зашиб руку и бок. Он кое-как добрался до врача, который оказал ему помощь. С некоторым опозданием с повязкой на глазу пришел он на съезд».
Не любил Ильич этот город и из-за врачей: однажды, приехав в Женеву, он сильно заболел. А супруга, Надежда Крупская, воспользовалась рекомендацией врача-большевика и измазала Ильича йодом. Это был последний раз, когда он лечился у врачей-партийцев, после этого он всегда пользовался услугами лучших мировых специалистов. О муках, когда его обмазали йодом, Ленин жаловался Горькому, узнав, что тот лечится у какого-то близкого к партии русского врача.
Комментарии