Волки с Уолл-стрит .

ВОЛКИ С УОЛЛ-СТРИТ

 Фильм Мартина Скорсезе в российском прокате



С 6 февраля в российском прокате идет фильм с говорящим названием «Волк с Уолл-стрит». Еще задолго до своего появления фильм вызвал большой интерес из-за творческого союза режиссера Мартина Скорсезе, обладателя в общей сложности 105 кинонаград, в том числе «Оскара», «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, «Золотых глобусов», и актера Леонардо Ди Каприо, который в представлении тоже не нуждается. Фильм был блестяще встречен кинокритикой и номинирован сразу на пять «Оскаров» – на лучший фильм, лучшего режиссера, лучшую главную мужскую роль, лучшую мужскую роль второго плана и лучший адаптированный сценарий.

Утверждается, что «Волк с Уолл-стрит» выполнен в жанре черной комедии, и действительно, смешных моментов в фильме хватает. Но в целом после 3 часов 5 минут становится совсем не смешно, а последний час фильм – просто настоящая трагедия. Причем события, художественно представленные в фильме, происходили на самом деле. «Википедия» сообщает, что «в основе фильма лежат одноименные мемуары Джордана Белфорта, бывшего нью-йоркского брокера. Джордан Белфорт основал одну из крупнейших брокерских контор в 1987 году, но десять лет спустя был осужден за отмывание денег и ряд прочих финансовых преступлений. Автор справился с алкогольной и наркотической зависимостью, выработанной за время махинаций на Уолл-стрит, написал две книги и теперь читает лекции о том, как достичь успеха».

Леонардо Ди Каприо играет как раз Джордана Белфорта, которого в фильме зовут так же, как и в жизни. Молодой биржевой брокер Джордан одержим только одной целью, вернее, даже страстью, – разбогатеть. Он начинает работать в банке и тут же «идет в гору», но после финансового кризиса 1987 года банк разоряется и Джордана увольняют. Он основывает собственную компанию, которая сначала занимается тем, что продает (как говорили в 90-е, безжалостно «впаривает») акции мелких и бесперспективных компаний мелким клеркам, рабочим и прочим довольно бедным людям, тоже мечтающим разбогатеть. «Какая главная мечта бедных?! – объясняет Джордан своей команде. – Разбогатеть! И для этого они отдадут вам все!»

Талант и харизма Джордана делают свое дело, и его брокерская компания «Стрэттон Оукмонт» быстро набирает обороты и переходит к серьезным, а потом и крупным сделках. На Джордана и его команду сваливается долгожданное богатство, и они начинают прожигать жизнь по полной программе. Честно говоря, тут надо сделать небольшое отступление. Фильм настолько жесткий, натуралистический и грубый, что я даже удивился, как режиссер и актер столь высокого класса пошли на такое. Ведь цель у Джордана и вообще окружающих его людей, всех биржевиков и брокеров из фильма, только одна – как можно больше разврата, пьянства, наркотиков. В фильме прямо в офис Джордан приводит толпами проституток, устраивает шумные оргии, непрерывно нюхает кокаин (как и все его друзья), ест разные наркотические таблетки.

Честно говоря, если бы не Скорсезе, Ди Каприо и мировая премьера, я вообще сомневаюсь, что фильм бы вышел в российский прокат. Тем более что Джордан декларирует открытым текстом, что секс, наркотики, распутство и пьянство – это именно то, для чего нужны им деньги. И только для этого! А еще для покупки огромных яхт и прочей роскоши. Других целей в жизни у этих людей нет – режиссер говорит об этом самым открытым текстом. Любым способом получить деньги и потратить их на пагубные пороки – вот цель финансовой «элиты» капиталистического мира. Как только появляются деньги, Джордан бросает свою жену, которая поддерживала его в самые трудные годы, и женится на модели на 20 лет его моложе. Дарит ей, естественно, большую яхту.

Быстрое обогащение Джордана не остается незамеченным, и он попадает в поле зрения ФБР. Агент ФБР Патрик Дэнем (Кайл Чендлер, известный по фильмам «Кинг-Конг» и «День, когда остановилась Земля») обвиняет его в мошенничестве и ставит целью засадить в тюрьму. Тем более что Джордан не скрывает своего презрения и к агенту, и вообще к простым людям – к тем, кто «носит по трое суток один костюм и ездит на метро». Позже, когда ситуация станет серьезней, Джордан попытается подкупить агента Дэнема, но безуспешно. Кстати, небольшой, но важный эпизод: агент Дэнем едет домой на метро, камера с большой симпатией дает панораму простых людей, едущих вместе с ним.

Как раз с проблем с ФБР черная комедия перерастает в трагедию.

Над Джорданом нависает срок в 20 лет за мошенничество и отмывание денег. Жена-модель, совершенно измученная наркоманией мужа, пьяными загулами и дебошами, уходит от него вместе с двумя детьми, финансовая империя рушится, и в конце концов Джордан решается на сделку с правосудием – он соглашается на сотрудничество с правоохранительными органами.

Ему прикрепляют скрытый микрофон, и он участвует в спецоперации по разоблачению «опасных преступников» – попросту сдает своих друзей, партнеров, людей, с которыми он работал 10 лет! Потом дает на них показания и получает по условиям сделки вместо 20 лет 3 года. Правда, если кто разволновался, друзья тоже были не промах, и как только запахло жареным, дали показания друг на друга и вообще на всех, кого только можно. Человек человеку – волк. Волки с Уолл-стрит.

Я не стал бы мазать главного героя одной черной краской – он умен, харизматичен, трудолюбив, по-своему добр и даже по-своему благороден. Просто попал он в мир, где его человеческие качества только мешают, а вот животные, звериные – только они и помогают, и спасают. А ведь в других условиях, в другой жизни он мог бы принести людям много пользы, а может быть, даже стать героем. А так он потратил свою жизнь на обман, деньги, порок, подлость и предательство. Мир, показанный в фильме, отвратителен, и режиссер не пожалел красок, чтобы свое отвращение донести до зрителя. 

Разумеется, Джордан мошенник. Но я как юрист так и не понял из фильма, чем его мошенничество отличалось от мошенничества прочих брокеров. И разве вообще капитализм – это не узаконенное мошенничество? Просьба дальше профессиональных экономистов не читать мои наивные рассуждения, но я никогда не понимал, чем присвоение прибавочной стоимости отличается от банальной кражи? Кстати, великий французский мыслитель философ Прудон так и говорил: «Собственность – есть кража».

Вот, например, человек, сидя где-нибудь в Куршевеле, берет деньги, куда-то их «вкладывает», палец о палец не ударяет и получает с этого еще большие деньги. Очевидно же, что закон Ломоносова о сохранении вещества работает и в этой сфере – если у кого-то что-то прибавилось, значит, у кого-то что-то отнялось. И разве не капитализм то самое общество халявы, которой нас, коммунистов, так любят попрекать люди, непонятно как сколотившие свои капиталы? Разве не трудятся тяжело и за копейки при капитализме 100 человек (или 1000, или 10 000, в зависимости от масштабов), чтобы один, ничего не делая, кайфовал? И уж извините, чем приписываемый нам «либеральной» пропагандой лозунг «все отнять и поделить» лучше, чем когда все отнимают у бедных и несчастных и один загребает это под одно место?

Помню, когда на экраны страны вышел фильм «Собачье сердце» – это было как раз начало 1990-х годов, эра разгула частного бизнеса, – я был поражен, как точно показан Шариков – типичный представитель тех, кого тогда называли новыми русскими. Звериная хватка, отсутствие каких-либо моральных качеств и, уж извините, очень похожие внешние и интеллектуальные данные. Мы тогда с ужасом смотрели, в чьи руки попадает страна и ее богатства.

Мне показались знакомыми типажи из «Волка с Уолл-стрит»! Правда, как я уже говорил, по внешним данным они больше походили на Шарикова, чем на Ди Каприо, но на то и кино. Моя юность пришлась как раз на начало 90-х, и мы были первым поколением, которое соблазнял капитализм. Было просто поразительно – ведь наши родители честно работали на заводах и в учреждениях, а тут можно было перепродать пару-тройку импортных сапог и иметь те деньги, которые честные люди зарабатывали за месяц! Иметь деньги, ничего не делая! И в то же время сразу стали доступны все пороки – хочешь тебе пьянство, хочешь распутство, хочешь – заграница! И наркотики сразу откуда-то вылезли. Мы-то в школе о них только из книжек знали. Спекулируй, бухай, кути! Неудивительно, что я со своими взглядами не всегда находил понимание у сверстников. Правда, время все расставило по своим местах и сейчас мои уже немного порастерявшие с годами форму ровесники из прогоревших бизнесов (кто жив остался, а немало было просто убито, явно больше, чем на Афганской войне) теперь работают на тех же тогда презираемых ими заводах, только за меньшие деньги и в худших условиях. Я уж не говорю о том, что под это и родину пустили по ветру. Гуляли, пили, веселились. Подсчитали – прослезились. На радость волкам с Уолл-стрит.

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ

г. Электросталь, Московская обл.