«Мэри Поппинс» появилась после того, как ее автор съездила в СССР
Денис Корсаков
«Мэри Поппинс» появилась после того, как ее автор съездила в СССР
http://www.kp.ru/daily/26182.4/3073642/

Недавно на экраны вышел фильм «Спасти мистера Бэнкса» – о непростых отношениях двух великих сказочников, П.Л. Трэверс и Уолта Диснея.
«Спасти мистера Бэнкса» каким-то невозможным образом проскочил мимо всех основных оскаровских номинаций – хотя еще в начале месяца числился в главных претендентах на «Оскар». Рассказывается в этой сентиментальной комедии о том, как писательница П.Л. Трэверс – сварливая, язвительная и пребывающая в депрессии британская леди – после долгих лет уговоров и ожесточенных споров позволила Уолту Диснею экранизировать ее книгу «Мэри Поппинс». Трэверс играет Эмма Томпсон, одна из лучших актрис современности, Диснея – Том Хэнкс.
Вместо того, чтоб писать рецензию, мы решили вспомнить реальную биографию Трэверс. Которая была куда сложнее, чем можно представить по фильму.
КАК ИЗ НЕЕ «ВЫПЛЫЛА» ГУВЕРНАНТКА-ВОЛШЕБНИЦА
Трэверс – не только английская писательница, но и австралийская. По крайней мере, родилась она именно там, в штате Квинсленд, в 1899 году, и именно в Австралии провела четверть века, прежде чем в 1924-м навсегда эмигрировать в Великобританию, столицу империи (в Австралию она после этого вернулась только однажды, в 1963-м, всего на три недели).
Ее отец, впрочем, был ирландцем, родившимся в Англии. Умер молодым, в 43 года. Из фильма можно заключить, что у него была чахотка; другие источники указывают то осложненный грипп, то эпилептический припадок. Но основной причиной, скорее всего, было хроническое пьянство, которое сильно ослабило организм.
Кстати, настоящее имя писательницы – Хелен Линдон Гофф. Трэверсом звали ее отца, и в его честь она взяла псевдоним. Сперва – сценический: в юности Трэверс мечтала стать актрисой, и много выступала в театре. Потом он стал писательским.
Самая знаменитая ее книга родилась почти случайно, по легенде – когда Трэверс надо было как-то развлечь оказавшихся в ее доме скучающих детей. Как она вспоминала, идея строгой няни-волшебницы буквально «выплыла» из нее, словно по волшебству (до того она никогда не сочиняла для детей).
КАК ОНА ЕЗДИЛА В РОССИЮ
В начале 30-х, перед тем, как взяться за «Мэри Поппинс», писательница посетила с визитом СССР (что было на тот момент весьма экзотическим путешествием) и написала о поездке книгу «Московская экскурсия». Нельзя сказать, что увиденное ей понравилось. Ее вместе с группой других туристов возили по яслям, обувным заводам и даже тюрьмам, желая продемонстрировать успехи коммунистического строительства. Но она замечала другое: тихие и серые очереди за продуктами на улицах («все эти люди словно были на обезболивающем» и все словно были одинаковыми), отсутствие горячей воды в гостинице, поданные в той же гостинице на завтрак протухшие яйца, которые были «королевским пиршеством в сравнении с едой обычных русских», беспризорников, которые выпрашивали сладости и шоколадки. За каждым ее шагом следили, почту вскрывали и читали. Особое отвращение у нее вызвал мавзолей Ленина, в котором хранилась «статуя из несчастной плоти, сохраненная вопреки воле человека и вопреки всем людским законам».
Трэверс очень долго увлекалась мистическими учениями; настоящим гуру для нее в какой-то момент стал русский мистик Георгий Гурджиев. Кроме того, она изучала индейский и дзенский мистицизм, ради чего путешествовала по США и Японии.
КАК ОНА ОБМАНУЛА РЕБЕНКА
Личная жизнь у Трэверс была непростой (особенно если учесть, что она была бисексуальна).
Родных детей у нее не было, однако в сорокалетнем возрасте она решила усыновить мальчика по имени Камиллус Хоун – говорят, выбрать именно этого ребенка ей посоветовал личный астролог. У Камиллуса были родители, но они перекинули заботу о четверых своих детях на бабушку и дедушку, которые физически не могли справиться с воспитанием и были вынуждены отдать двоих на усыновление. Именно двоих: у Камиллуса был брат-близнец Энтони, но его Трэверс усыновлять не пожелала. И хладнокровно братьев разлучила.
Камиллус совершенно случайно встретился с братом только в семнадцатилетнем возрасте, в лондонском пабе. (По другой версии, Энтони каким-то образом узнал о существовании брата и буквально вломился к Трэверс в дом). Для Камиллуса новость стала абсолютным шоком: до того момента он был свято уверен, что Трэверс – его родная мать, а он – единственный ребенок. Простить ей обман он так и не смог.
Воссоединение близнецы отметили трехдневным запоем – оба были очень неравнодушны к выпивке. Пить Камиллус очень любил, и сталкивался с множеством проблем из-за этой привычки, но все-таки дожил до семидесяти с лишним лет – умер он только пару лет назад. Сама Трэверс скончалась в 1996-м, в возрасте 96 лет. В завещании она приказала выплачивать сыну лишь определенную, довольно скромную сумму ежемесячно: боялась, что Камиллус просто пропьет все ее состояние, если окажется полноправным его хозяином.

КАК ОНА РАССОРИЛАСЬ С ДИСНЕЕМ
Фильм «Спасти мистера Бэнкса» снят на студии Walt Disney, и, конечно, создатель этой студии предстает ласковейшим и всепонимающим волшебником. На самом деле человеком он был крайне непростым, и отношения с Трэверс у него явно складывались сложнее, чем показано в фильме. Дисней уламывал Трэверс дать разрешение на экранизацию «Мэри Поппинс» более 15 лет. Когда она наконец сдалась, настояла на полном контроле над сценарием.
Из фильма следует, что она в основном придиралась по мелочам (дома на улице раскрашены не в тот цвет, и т.д.), но на самом деле проблема была скорее концептуальной. Как пишет автор обширного очерка в The New Yorker, Трэверс считала Диснея сентиментальным циником, фильмы которого – за исключением ранних – фальшивы и манипулятивны. Она откровенно глумилась над его молодыми сценаристами, присылала поправки на протяжении всего подготовительного и съемочного периода,
То, что в итоге сделал Дисней, – пестренький мюзикл с юной попрыгушкой Джули Эндрюс («субретка!» – шипела Трэверс) в главной роли – бесконечно проще и глупее книжек. Говорят, что после премьеры (на которую он вообще не хотел ее звать) писательница подошла к Диснею и, кипя от ярости, сказала: «Ну что ж, для начала мы вырежем сцену с рисованными героями». Она почему-то питала физическое отвращение к анимации и вообще весь фильм проплакала от раздражения (в фильме этот эпизод подан в куда более сентиментальном, почти сиропном ключе). «Памела, но ведь корабль уплыл» – холодно ответствовал Дисней. Тогда писательница запретила ему экранизировать любые другие книжки о Мэри Поппинс, – к тому моменту их было уже четыре, а фильм основан на первых двух.
Впрочем, в накладе Трэверс не осталась – по контракту, ей гарантировались 5 процентов от всей прибыли, связанной с картиной. Говорят, Дисней (которому после премьеры «Мэри Поппинс» оставалось прожить еще два года), называл ее неблагодарной. Зато российские зрители смогли оценить её Мэри не в сиропном варианте, а в обаятельной сатирической экранизации режиссёра Леонида Квинихидзе, снятой в 1983 году с Натальей Андрейченко в роли леди Совершенство.

Комментарии