Борис Васильев: «Война – дело скучное…»

Мария Ремезова
Борис Васильев: «Война – дело скучное…»
http://vm.ru/news/2013/03/11/boris-vasilev-vojna-delo-skuchnoe-186807.html

Писатель скончался почти год назад 11 марта на 89-м году жизни.

Это интервью Борис Васильев дал составителям книги из серии "Автограф века" - многотомного сборника литературных портретов выдающихся деятелей отечественной культуры. Тираж каждого тома составил всего 250 экземпляров.

- Война… Что означает этот опыт – для человека, для общества и для писателя?

– Война – дело скучное, грязное и, простите, вонючее. Из настоящих фронтовиков не осталось уж никого. Раньше мы все столы сдвигали, когда друзья собирались, – особенно в День Победы. А теперь мы с женой на двоих накрываем, два фронтовика всего и осталось… Война беспощадна – она остается в человеке на всю жизнь, если он воевал, конечно, а не скрипел пером где-то в тылу... В ту войну мы потеряли очень много людей. До сей поры точных данных нет, но покойный Александр Николаевич Яковлев, с которым мы дружили, этим делом занимался, и по его расчетам выходит не менее 31 миллиона человек. Немцы потеряли у нас не многим более двух миллионов. То есть на каждого немца сколько наших приходится? Вот и считайте… Немцы – прирожденные вояки. Они с удовольствием подчиняются, уважают старших по званию, «орднунг» для них все!

Любому немцу погоны привесь – и перед ним вытянутся в струнку. Слава Богу, что мы их разбили…

- Нужен ли все-таки писателю такой трагический опыт – или лучше без него обойтись?

– Писателю любой опыт нужен. По натуре я человек бесшабашный, веселый – поэтому и стараюсь "уравновесить" себя в литературе. Трагедия потрясает. Эту точку зрения, кстати, разделял и Юрий Любимов, когда ставил спектакль "А зори здесь тихие…". И на его спектакле зал не аплодировал. Трагедиям не аплодируют, и не плачут. А молчат. На премьере вдруг – полная тишина, и только девочки кланяются, и Федор, рыдающий, стоит в углу. Единственный звук – только этот рыдающий голос… И потом зал молча встает. Вот это трагедия.

– А как Вы полагаете, если бы завтра была война, как бы повели себя сегодняшние мальчики и девочки?

– Боюсь, такой порыв, какой был тогда, сейчас невозможен. Слишком много антивоенных выступлений, которые подавляют этот порыв. Вот ТЮЗ пригласил нас на премьеру "А зори здесь тихие…". Там старшина губит всех девочек – зря губит, полный идиот. Вот такая антивоенная пьеса. Сейчас некоторые думают: а чего, собственно, тогда люди суетились? Проиграли бы войну и жили бы сейчас как в Германии. Но думать так может только последний циник…