Днепр на первой странице "The New York Times"
УКРАИНСКОЕ РУКОВОДСТВО ТЕРЯЕТ ПОДДЕРЖКУ В СВОЁМ "ОПЛОТЕ"
ДНЕПРОПЕТРОВСК, Украина – После вспышки насилия в конце прошлого месяца в Киеве, когда парламент принял "драконовские законы" против несогласных, двое из богатейших людей в этом промышленном городе, находящемся в 300 милях восточней украинской столицы, встретились в дорогом итальянском ресторане, принадлежащем им же и приняли судьбоносное решение.
Эти люди, Геннадий Корбан и его партнер Борис Филатов, решили убрать рекламные ролики с гламурными моделями с большого наружного экрана на престижном торговом центре Пассаж и заменить их на прямую трансляцию бурных антиправительственных протестов на Майдане Независимости в Киеве.
Они также распорядились вывесить в своих заведениях флаги Евросоюза и Украины: для русскоговорящего региона, где экономические и политические элиты всегда консультировались скорее с Москвой, чем с Европой, это стало восстанием.
Вскоре последовало возмездие, или по меньшей мере невероятная неудача. В считанные часы после поднятия флагов 25 января все три торговых центра компании в Днепропетровске остались без электричества, и покупатели в панике пробирались к выходам в темноте.
Экран на улице выключился, антиправительственные лозунги из Киева стихли и, по крайней мере с виду, Днепропетровск снова стал бастионом спокойной поддержки подвергающегося нападкам президента Украины, Виктора Януковича.
Оказавшись в центре решительной схватки между Россией и Западом, Украина также растягивается в разные стороны силами, столкнувшимися в днепропетровском Пассаже. В экономике, в которой доминирует относительно небольшое количество людей с огромным состоянием, исход борьбы во многом зависит от того, сколько ещё предпринимателей сделают такой же выбор, как Корбан и Филатов, и присоединятся к улице в неприятии пророссийского уклона Януковича.
Отступничество двух местных предпринимателей – мотивированное в равной степени как недовольством тактикой сильной руки их конкурентов, сотрудничающих со властями, так и возвышенными идеалами, - не нарушит баланс власти ни в Киеве, ни даже здесь, в городе с населением более миллиона человек, с экономикой, в которой доминируют гигантские заводы советской эпохи, такие как Южмаш, производитель ракет, по прежнему принадлежащий государству. Но это подчеркивает, что протестное движение, определяемое правительством как работа радикальных националистов из западной части страны, дошло до политического оплота Януковича на востоке, и даже разрушает верность тех, кто процветал при нём.
И это показывает, что, несмотря на все свои различия, недовольные олигархи и протестующие движимы глубоким раздражением от беззакония в правоохранительной системе и вездесущей коррупции. Обе стороны призывают не только к демократии, но и к более «нормальному», европейскому правительству с прозрачными институтами, надежными правами собственности и непредвзятой судебной системой.
Боясь ареста, Корбан и Филатов сбежали из Украины в Израиль на прошлой неделе. Днепропетровский суд постановил 29 января, что Корбан должен быть задержан и допрошен как свидетель в связи с делом об убийстве 2012 года, расследование которого до того не продвигалось.
По словам адвокатов, агенты СБУ после этого ворвались в их бухгалтерию, утверждая, что они ищут бомбы или другие свидетельства причастности к террористической деятельности. Они ничего не нашли, по словам одного из юристов, Александра Санжара.
Предприниматели не жалеют о своем решении. «Мы решили, что должны сделать что-то как граждане, послать сигнал, что не все бизнесмены боятся», сказал Корбан, напористый местный магнат, чьи интересы включают ряд отелей, три больших торговых центра и доли во многих крупнейших украинских компаниях.
«Мы хотим жить в Европе, а не на окраине Российской империи», добавил Корбан, 43 года, по телефону из Израиля.
Президент спровоцировал нынешние беспорядки в ноябре, когда он внезапно отказался от торгового и политического соглашения с Евросоюзом и вместо этого отправился в Москву за кредитом 15 миллиардов долларов, который с тех пор был заморожен.
Крупнейшие магнаты Украины, известные как олигархи, пока что в основном перестраховываются, за исключением Петра Порошенко, занимающегося перевозками, кондитерскими изделиями и сельским хозяйством, чей 5-ый канал ведет круглосуточные трансляции с Майдана Независимости. Другие сделали осторожные заявления с намеками между строк на неудовлетворённость правительством и новым поколением конкурентов-нуворишей, в том числе и сыном президента Александром, который появился из ниоткуда и скопил огромное состояние.
Но теперь они испытывают нарастающие давление и необходимость выбрать сторону без увиливаний. На этой неделе на Майдане протестующие аплодировали, когда на большом экране крутилась запись того, как сторонники оппозиции в Лондоне скандируют возле владения самого богатого человека Украины, Рината Ахметова: «Ахметов, определись!». Однако выбор несет серьёзные риски.
«Большинство разделяет наши взгляды, но ничего не говорят публично, так как боятся, что что-то произойдет с их бизнесом», говорит Филатов.
«Они видят, что случилось с нами».
Но их мятеж уже поднял дух противников президента Януковича. «Это однозначно положительный сигнал для нас», говорит Павел Хазан, местный защитник окружающей среды и антиправительственный активист, который помогал организовывать митинги в поддержку проевропейских протестующих в Киеве. «Это показывает, что испорченная система даёт трещину».
Трещины, однако, вызваны в той же мере экономическими интересами и клановыми связями, что и идеалистическим приятием европейских ценностей. Открыто став на сторону оппонентов президента, Корбан и Филатов продемонстрировали возмущение состоявшихся предпринимателей системой, которая, по ощущениям многих, более не служит их главному интересу: защите их активов.
Будучи открытым общественности лишь недавно и выставленным как политический акт, разрыв между двумя бизнесменами и властью начался всерьёз в мае прошлого года ожесточённой борьбой за стрелочный завод, контролируемый другом и периодическим партнером Корбана и Филатова.
Власти, по их словам, присылали огромное количество инспекций, и вынудили их друга продать завод, оцениваемый приблизительно в 100 миллионов долларов, неожиданно достигшему успеха конкуренту всего за 35 миллионов долларов.
После серьёзного конфликта партнер Корбана всё же отстоял завод. «Конфликт позади, но нехорошие чувства остались», говорит Корбан. Он опровергает свою репутацию цепкого корпоративного рейдера как продукт постсоветского предубеждения против капитализма и непонимания принципов его работы. «В Америке это называется слиянием и поглощением, а не рейдерством», говорит он.
Когда электричество в торговых центрах вновь появилось, Корбан с партнером запустили ещё одну гранату в правительство. На наружном экране Пассажа заиграло видео «Лебединого озера», балета Чайковского, который навечно ассоциируется c предсмертным хрипом старой советской системы. Балет транслировался по советскому телевидению в августе 1991, когда группировка придерживающихся жёсткого курса коммунистов ненадолго захватила власть и приостановила показ телепередач. Советский Союз распался спустя четыре месяца.
Выведенные из равновесия представители власти разразились язвительными нападками на двух предпринимателей. Дмитрий Шпенов, провластный законодатель из Днепропетровска, выпустил заявления, в котором высмеял их за «попытку изобразить себя защитниками прав человека», в то время как их деловые карьеры «сопровождались убийствами и смертями». Их настоящая цель, добавил он, «устроить рейдерский захват областной администрации».
Корбан и Филатов утверждают, что в украинском деловом сообществе они находят куда больше поддержки. Они говорят, что получали звонки с выражением сочувствия и предложениями помощи от крупных бизнесменов, оставшихся в Украине, включая самых известных олигархов.
Намного менее состоятельные предприниматели Днепропетровска говорят, что относятся с подозрением к превращению Корбана в диссидента, но разделяют его возмущение правительством, которое они считают пораженным коррупцией и некомпетентностью. «Раньше деньги вымогали бандиты, теперь этим занимается правительство», говорит Андрей Вакуленко, владелец небольшого мебельного бизнеса. «Если ты занимаешься бизнесом, тебе приходится платить».
Местная власть, находящаяся в руках верных Януковичу людей, настаивает, что не имеет отношения к таинственному отключению электроэнергии в торговых центрах, и перекладывает вину на несчастный случай, который каким-то образом затронул только помещения, принадлежащие мятежным местным олигархам. Электрическая компания винит неисправные вакуумные выключатели.
Пока что, по словам оппозиционных активистов Днепропетровска, основной реакцией местной власти на нарастающее недовольство является резкое увеличение опасности нелояльности. Милиция арестовала 24 человека, которые посетили скромный оппозиционный митинг в городе 26 января, и обвинила их в «участии в массовых беспорядках», преступлении, за которое полагается наказание вплоть до восьми лет лишения свободы.
Митинг около областной администрации перерос в насильственный конфликт, когда неопознанные люди в спортивных костюмах начали избивать проевропейских демонстрантов. Здание администрации в настоящее время превратилось в крепость, главный вход теперь охраняется спецназом за баррикадой из снега со льдом, в фойе, заполненном охраной, натянута колючая проволока. Милиция не пропускает никакие автомобили, кроме государственных.
«Они чувствуют, что находятся в осаде, и пытаются построить крепость, чтоб не дать прорваться врагу», говорит Юрий Райхель, местный политический обозреватель. «Они понимают, что всё, что они имеют, может рассыпаться, как карточный домик».
Комментарии
весьма неоднозначная фраза :))))
так и напрашивается - "кто следующий?"