Как бы вы поступили на месте председателя военного трибунала? Часть 2.

Как бы вы поступили на месте председателя военного трибунала?

Часть 2.

Продолжение. Начало здесь

А теперь мы узнаем, какие же на самом деле решения вынесли председатели военных трибуналов в наших случаях.

Первый приговор.

ПРИГОВОР

Именем Союза Советских Социалистических Республик

1945г., августа 25дня. Военный трибунал войск НКВД Киевской обл. в гор. Киеве в помещении Военного Трибунала, в закрытом судебном заседании в составе: Председательствующего - майора юстиции Карплюка и членов - мл. лейтенанта Каблукова, Чупринского при секретаре лейтенанте юстиции Васютинской, без участия обвинения и защиты рассмотрело дело по обвинению:

гр-на СССР, б/заместителя командира 29-го кавалерийского полка 8-й стрелковой дивизии войск НКВД - майора Трошкова Виктора Назаровича 1911 г.р. с. Антоново Кузнецкого района Кемеровской области, жителя м. Броды, львовской области, русского, из крестьян-бедняков, служащего, образование 7 кл., б/члена ВКП(б) с 1931 г. исключен в связи с настоящим делом, женатого, в РККА (войсках НКВД) с 1930 г, награжденного орденом «Отечественной войны II ст.», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Кавказа», ранее не судимого, в преступлении, предусмотренном ст.54-10 ч.II УК УССР.

Установил:

Трошков, будучи заместителем командира 29-го кавполка, среди офицерского состава полка распространял контрреволюционные анекдоты. Так он, в феврале 1945 г, рассказал офицерам Долгову и Василькову два контрреволюционных анекдота, в которых возводилась клевета на колхозный строй и на руководителя партии и правительства.

На основании изложенного Военный трибунал признал виновным Трошкова в преступлении предусмотренном ст.54-10 ч.II УК УССР.

При определении меры наказания ВТ, учитывая все обстоятельства дела, считает возможным не применять к нему полной санкции ст.54-2 УК УССР, руководствуясь ст.ст. 296, 297 УПК УССР

ПРИГОВОРИЛ:

Трошкова Виктора Назаровича, лишить воинского звания «майор» и на основании ст. 54-10 ч.II с санкции ст. 54-2 УК УССР, подвергнуть лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на СЕМЬ (7) лет, с поражением прав по п.п. а,б,в,г,е ст.29 УК УССР сроком на три года с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества.

Войти с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о лишении Трошкова правительственных наград - ордена «Отечественной войны II степени», медали «За боевые заслуги», медали «За оборону Москвы», медали «За оборону Кавказа».

Срок отбытия наказания исчислять с 30 июня 1945 г.

Приговор обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Приговор за надлежащими подписями.

Верно: Председательствующий - майор юстиции ( подпись)

Здесь необходимо дать некоторые пояснения по содержанию ст.54-10 УК УССР.

Ст. 54 Уголовного кодекса Украинской ССР полностью соответствовала ст.58 УК РСФСР и по ней рассматривались государственные преступления и, в частности, контрреволюционные преступления. Статья содержала 14 частей.

Статья 58 -10

п.1 Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания, влекут за собой - лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

п.2 Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собой меры социальной защиты, указанные в ст.58-2 настоящего Кодекса.

Таким образом, Военный Трибунал квалифицировал преступление, совершенное майором Трошковым, как конрреволюционную агитацию, содержащую призыв к ослаблению Советской власти. Но, поскольку это преступление произошло в военной обстановке, то мера наказания за него определяется по более жесткой ст. 58-2.

Смотрим эту статью.

Статья 58-2. Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах в тех же целях и, в частности, с целью насильственно отторгнуть от Союза ССР и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные Союзом ССР с иностранными государствами договоры, влекут за собой -  высшую меру социальной защиты - расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и, тем самым, гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда, с допущением, при смягчающих обстоятельствах, понижения до лишения свободы на срок не ниже трех лет, с конфискацией всего или части имущества.


Таким образом, майору за рассказанные анекдоты действительно светил вышак, но Трибунал сжалился и не стал наказывать осужденного по всей строгости закона. Можно сказать, что осужденный отделался легким испугом.

   Второй приговор.


Именем союза Советских Социалистических Республик.

18 августа 1945.

Военный трибунал Кенигсбергского гарнизона в открытом судебном заседании в расположении в/части в составе: председательствующего- майора юстиции Макарова, членов: майора Крылова и капитана Максимова при секретаре гв. ст. лейтенанте а/с Доброхотовой

Рассмотрел дело № 43 по обвинению заместителя по политчасти командира 2-го стрелкового батальона 370 стрелкового полка 67 стрелковой дивизии ВВ НКВД гвардии капитана:

Михалева Федора Тарасовича 1906 г.р., русского, женатого, члена ВКП(б), исключенного в связи с данным делом, уроженца с.Завьялово Завьяловского района Алтайского края, служащего, несудимого, в РККА с июля 1941г, участника Отечественной войны, раненного в боях с фашистами, награжденного орденом «Красная Звезда» и медалью «За оборону Ленинграда» преданного суду Военного Трибунала по ст.

193-12 п. «а» УК РСФСР.

Данными судебного следствия и материалами дела, проверенными в судебном заседании

Установил:

Подсудимый Михалев, будучи зам. командира батальона по политчасти, превышал представленную ему власть по отношению задержанных лиц из числа немецкого населения, чем нарушал закон и разлагал подчиненных ему рядовой и сержантский состав.

1. В марте месяце 1945 г, при изъятии немецкого населения из переднего края обороны, не имея уполномочия и необходимости, лично расстрелял двух немцев в присутствии подчиненных взвода.

2. В апреле месяце 1945 г., находясь в тылу, обнаружил около расположения взвода старика-немца, которого доставил во взвод и приказал ст. сержанту Кудашкину расстрелять его при обстоятельствах, не вызывавших необходимость. Кудашкин совместно с ряд. Киячковым расстреляли немца.

3.3 мая 1945 г, находясь на операции по очистке местности от немецкого населения, отдал приказание ст. сержанту Редину расстрелять обнаруженных в доме 2-х стариков немцев. Рядин это приказание выполнил и доложил.

Военный трибунал установил, что во всех трех случаях подсудимый Михалев не имел уполномочия на расстрел и по обстановке расстрел их не был вызван необходимостью.

Военный трибунал признал Михалева в совершении им преступлении, предусмотренного ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР.

Руководствуясь ст.ст. 320 и 319 УПК РСФСР

ПРИГОВОРИЛ:

Михалева Федора Тарасовича на основании ст. 23 о прохождении службы офицерами Красной Армии лишить его офицерского звания «капитан».

На основании ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР лишить свободы с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях сроком на ПЯТЬ (5) лет, без поражения в правах.

На основании амнистии в связи с одержанной победой над фашистской Германией срок наказания сократить на половину, считать наказание ДВА с ПОЛОВИНОЙ года.

Срок наказания исчислять с 29 мая 1945 года.

Приговор окончательный и кассационному обжалованию не подлежит.

Подлинный за надлежащими подписями.

 Мои пояснения.

1. Статья 193-17 УК РСФСР относится к разделу Уголовного кодекса «Воинские преступления». Ее содержание:

Ст. 193-17.

а) Злоупотребление властью, превышение власти, бездействие власти, а также халатное отношение к службе лица начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, если деяния эти совершались систематически, либо из корыстных соображений или иной личной заинтересованности, а равно если они имели своим последствием дезорганизацию вверенных ему сил, либо порученного ему дела, или разглашение военных тайн, или иные тяжелые последствия, или хотя бы и не имели означенных последствий, но заведомо могли их иметь, или были совершены в военное время, либо в боевой обстановке, влекут за собой лишение свободы на срок не ниже шести месяцев.

б) Те же деяния, при наличии особо отягчающих обстоятельств, влекут за собой -высшую меру социальной защиты.

в) Те же деяния, при отсутствии признаков, предусмотренных пунктами "а" и "б" настоящей статьи, влекут за собой - применение правил дисциплинарного устава Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Итак, 5 лет за расстрел пятерых мирных жителей на оккупированной территории. Но бывшему капитану Михалеву повезло. 7 июля 1945 вышел Указ Президиума ВС СССР “Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией”. Указ сокращал наполовину сроки наказания по ряду статей за воинские преступления. Но, самое интересной, что ст. 193-17, по которой был осужден Михалев в Указ не попала! Не имел права председатель Военного Трибунала применять положения амнистии к осужденному. Почему он это сделал -загадка. Остается лишь предполагать, что командование не очень-то хотело наказывать по-настоящему военнослужащих, замешанных в воинских преступлениях против населения Германии и в некоторых случаях просто тянуло за уши проштрафившихся.

Полный текст Указа об амнистии можно прочитать здесь.

http://bdsa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=734&Itemid=30

Оригинал приговора Трошкову.

 

 

Оригинал приказа об исключении из списка части и приговор в отношении Михалева.

 

На этом заседание трибунала закрывается…

 

P.S.

1. Наградной лист на Красную Звезду Михалева

 

 2. Наградные документы на ордена и медали Трошкова в ЦАМО отсутствуют… Но можно с уверенностью утверждать, «контрреволюционер» Виктор Назарович Трошков пережил лагеря. В 1985 году ему был вручен юбилейный орден «Отечественной войны II ст.».

Это все, что осталось у бывшего майора-кавалериста…