Змеи и драконы в культурах неолита. Часть 2. Развитие.

На модерации Отложенный

 

Эта фигурка изготовлена на Северо-Востоке Китая, в эпоху археологической культуры Хуншань (5-3 тас/летия до н.э.). В первой части статьи "По следам Дракона" мы выяснили, что некоторые пресмыкающиеся имеют на лбу подобие "третьего глаза". Видимо, об этом знали не только древние греки, но и жители Дальнего Востока. Позднее, когда сложатся представления о некоем Абсолюте, надзирающем за всем миром, китайский писатель Ло Гуаньчжун (1330-1400 гг н.э.) напишет: "Если в тёмном углу скапливаются тёмные замыслы, Божественное Око сверкнёт подобно молнии". Кроме того, в этом регионе, как и в других местах были известны люди с непропорционально удлинёнными черепами, обладавшие паранормальными способностями. Статуэтка сочетает в себе оба эти качества, и в добавок звериную лапу с когтями и растянутый рот. Как мы увидим дальше, растянутый рот в антропоморфных изображениях означает звериную пасть и встречается на культовых масках всех последующих эпох - в Китае, Тибете, Монголии и других странах. И такие же большие, но раскосые глаза люди будут рисовать в течение тысячелетий - на масках, на посуде и в петроглифах. А в те далёкие времена к зооморфным представлениям о мире начинали добавляться антропоморфные. Божества могли быть драконами с человеческими лицами или людьми - со змеиными хвостами.

В эпоху Хуншань, создателями которой считаются носители алтайских языков, появился и образ змея с головой не то свиньи, не то лошади, с гривой на шее или рогом, или наростом на макушке - свёрнутый в кольцо, иногда держащий себя зубами за хвост. Пожалуй, это символ Вселенной, как замкнутого круга, жизни - пожирающей саму себя, будущий Уроборос. Возможно, этот образ подсказан гигантским червём Олгой-Хорхоем, о котором рассказывалось в первой части статьи. Его боевой позицией было кольцо.

Амулеты с кольцеообразным драконом изготавливались из нефрита, жада и других поделочных камней. На теле последнего можно увидеть узор в виде меандра:

 

 

 

 

Тут надо честно сказать, что некоторые исследоватеои упоминают в своих работах подвески в виде колечек, завитков и спиралек, которые находят в захоронениях на груди у покойника, а также фигурки драконов, относящиеся к более ранним культурам, начиная с Синлунва (7-6 тысячелетия до н.э.). На следующем снимке можно увидеть изделия из раковин и кабаньих клыков. Сверху - головки с тремя отверстиями на лице и разветвляющимися рожками, как у оленя. Диски с такими же отверстиями и нефритовые колечки. Может быть - это первоистоки дальнейших традиций в изображении драконов, а может - и нет. Внизу - две кости с головами зверя, но точно ли это - дракон?

 

 

 Можно привести и колечки из района Среднего Амура (Осиноозёрская к-ра 6-4 т/л до н.э.), и животное с Нижнего Амура (Осиповская к-ра 12-9 т/л до н.э.):

 

 

 

 Но 100% уверенности, что эти изображения связаны с мифами о драконах, у меня нет. Об особенностях же Дальневосточных культур, по керамике опередивших Ближневосточные на несколько тысячелетий, нужно будет рассказать обязательно. Но уже в следующей, 3-й части статьи. Так же как и о жилищах и о захоронении мёртвых - точь в точь повторяющих, например, Чатал Хююк в Турции.

А пока будет лучше продолжить рассказ о драконьих мотивах в культуре китайского неолита - во времена, когда в драконов ещё верили, а не изображали по традиции. Как известно, китайские драконы должны быть с рогами и костным выступом на темени. По преданию, без этого выступа, дракон не может взлететь на небо. Можно, конечно, объяснить эти вещи находками похожих черепов динозавров. Но рогатыми были и люди! В пустыне Гоби, на границе Монголии и Китая, в 1995 году бельгийский учёный Фридрих Мейснер обнаружил остатки нескольких древних черепов с большими рогами. Принадлежали они Человеку Разумному:

 

 

 В китайских мифах божества с рогами - не редкость. Упоминается там и целое племя людей с рогами, отличавшееся разнообразными знаниями и умениями. А у палеоантропов, например - у Пекинского человека, были ярко выраженные теменные бугры. С такими буграми на темени был найден и человек современного вида, живший в 5-м тысячелетии до н.э. в Центральном Китае. Подобные находки есть и в других частях света. Мы их перечислять не будем, в поисковиках достаточно статей на эту тему. Но фотоснимки современных китайцев, у которых растут рога, поместим. Это 84-х летний Зуаянь и 101-летняя Чжан Руифанг. На момент публикации снимков старушка жаловалась, что у неё начал расти второй рог:

 

 

 

 

 В китайском искусстве часто встречаются божества и мудрецы с буграми, выступами и рогами на голове. В старину мужчины носили шапочку путоу с выступающей передней частью в виде рогов или лопатки:

 

 

 

 Что хорошо для китайских мужчин, то хорошо и для русских... женщин. Головные уборы "сорока" и "кика":

 

 

 

 

 

 Более того, "солнцеподобный" вырост протоцератопса мог послужить прообразом общееизвестного русского кокошника:

 

 

 

 Путоу не может быть подражанием быку или корове: они не почитались в Китае, да и появились там лишь в конце 3-го тыс/летия до н.э. Зато был древний культ Дракона, а люди с рогами вызывали священный трепет. Не было культа быка ни у славян, ни у финнов, ни у степных кочевников. Зато в русских сказках есть Змей Горыныч, а сказки отражают древние верования. В новгородской земле был даже День Змея.

Почему в России такие головные уборы оказались у женщин? Да потому, что у наших предков дольше сохранялся матриархат: женщина-ведунья носила атрибуты жречества и власти.

Теперь обратим внимание на бога Паньгу. Рогов и змеиного хвоста у него уже нет, но темя вспучено буграми. В руках он держит символ "ян-инь", и это не что иное, как две переплетающиеся головами змеи. Даже глаза нарисованы:

 

 

 Паньгу предстаёт сразу в двух разных мифах. Первый - южнокитайский, рассказывает, что он был поначалу собакой, чудесным образом выросшей в тыкве-горлянке, прикрытой блюдом, из червячка, которого нашла в своём ухе жена некоего правителя, и в последствии должен был превратиться в человека - но чтобы никто не видел. А правитель из любопытства раньше времени подглядел, и Паньгу навсегода остался с головой пса. Эта история поразительно напоминает и мальчика-с-пальчика, и царевну-лягушку, и египетского Анубиса, и христианского Христофора-Псеглавца. Он отделил землю от неба, разрубил топором перемычку, а от его сыновей и дочерей пошёл народ, который его почитал. Интересно, что в Китае встречаются изображения лягушки, стоящей на земле и передними лапами подпирающей небо. Судя по всему, миф о Паньгу - позднейший. А родом из Северного Китая, наверное, был Паньгу с туловищем змеи и головой дракона. Родился он из яйца, после отделения неба от земли и многолетнего его держания - умер. Из его членов появилось всё сущее на земле. Тут видится явная связь с персонажем Ригведы - Пурушей, принесённом в жертву, чтобы из него также создать мир. А в 1-м тыс/летии до н.э., в индийской "Книге законов Ману" будет записан миф о рождении Брахмы из мирового яйца. В первоначальных преданиях у Паньгу было туловище змеи, а голова человека. Ян и Инь по одной из версий были духами, родившимися из Хаоса и упорядочившими мир, создав 8 направлений пространства, а сами стали править: Инь - землёй, а Ян - небом. Их древнейшее толкование видится в разделении мира на женское и мужское начала, которым соответствуют родители человечества - Нюй-ва и Фу-си, оба со змеиной нижней частью тела, которые, переплетаясь хвостами, создают двойную спираль жизни:

 

 

 Но самая большая и важная спираль, которая, вместе с изображением тела и глаз дракона, обойдёт почти все континенты - на посуде и скалах - эта спираль видится автору в мифе о Духе Чжу-Луне ("Книга гор и морей"). Чжу-Лун имеет лицо человека и тело змеи с кожей красного цвета, длиной 1000 ли, то есть примерно 500 километров. Он всё время лежит, свернувшись змеёй. Глаза у него змеиные: в закрытом состоянии как две прямые щели, в открытом - как два оливкового дерева. Два дерева - значит, глаза большие, но почему оливковые? Может, они светлозелёного, оливкового цвета? Но у змей глаза, когда открыты, скорее похожи на спелые, блестящие, чёрные оливки...

Ну, не суть важно. Когда он открывал глаза - наступал день, а когда закрывал - ночь. Стоило ему подуть - как налетала пелена красных облаков, падали хлопья снега, и начиналась зима. А если дохнёт - начинало палить солнце, да так, что текли металлы и плавился камень, и наступало лето. Тут нужно пояснить, что пелену красных облаков нагонял ветер с севера, это красная пыль из таких вот районов Гоби:

 

 

 Чжу-Лун не ест, не пьёт и не дышит. А стоит ему вздохнуть, как подует ветер на 10000 ли. Выражение "десять тысяч ли" для китайцев означает "очень далеко", "дальше некуда". Но главная функция этого Духа состоит в том, чтобы освещать всю Вселенную светом свечи, которую он постоянно держит во рту. Древние люди не связывали свет как таковой с солнцем, ведь он появлялся, когда солнце ещё не встало, и светил в пасмурную погоду, и даже ночью освещал гигантского небесного змея - Млечный Путь. А Чжу-Лун мог освещать и высочайшие сферы небес, и глубочайшие пласты земли, где царит вечный мрак. Освещал он также и мрак в "небесных воротах Севера" - должно быть, северным сиянием. Да, пусть читатель не удивляется, китайцы имели представление о Крайнем Севере, и об этом будет в своё время рассказ. Змей же Чжу-Лун видится автору не простым существом, а космическим, пронизывающим всю материю и обеспечивающим цикличность жизни. То есть он являлся, по сути, основой пространства-времени, которое наматывалось кольцами его тела из маленькой точки всё выше и выше, пока хватит космических "1000 ли"... Всё движется по спирали от рождения к смерти, и вновь рождается на новом её витке. Потому и человек не может совсем умереть, но - как змея меняет кожу, так и он должен сбросить своё старое тело и вновь вырасти в следующем. А значит, в нём есть невидимая сущность, как и во всём остальном мире - некий дух, который подчиняется вселенскому закону циклов (спирали), и призван возвышаться с каждым своим новым рождением.

Спираль в Дальневосточном неолите могла изображаться так:

 

 

Или проще:

 

 

 На самом деле спираль для изображения времени использовалась ещё в древнекаменном веке - палеолите. С её помощью составляли календари. Позже спиралью или концентрическими кругами стали изображать разные космические объекты. Обо всём этом будет рассказано позже, как и о знаках, обычно приписываемых земледельческим культам - типа креста, свастики, ромбов. Здесь же пока отметим, что ко времени их распространения по Земле основными источниками питания всё ещё оставались охота и рыболовство, особенно в северной половине Китая, где кроме проса-чумизы, да иногда капусты и конопли, ещё ничего не выращивали. А знаки эти уже использовали. Рисовые же районы Китая мы вообще не будем рассматривать в данной статье. Там бытовали другие культуры, с нашими сюжетными линиями не связанные.

Вернёмся к драконам. Судя по мифологии, жители северных районов Китая видели их повсюду. Все небесные явления приписывались действиям этих мифических существ, все выдающиеся персонажи имели змеиное тело.

Вот так в китайском варианте описывается одна из сильнейших земных катастроф. В небе началась жестокая битва между Духом воды и Духом огня. Первый, по имени Гун-Гун, имел тело змеи и лицо человека, голова его была покрыта красными волосами. "Красные волосы" - это могла быть "корона" небесного светила, а также и морские водоросли у берегов Ляодунского залива. В первые недели сентября, отмирая, они окрашиваются в ярко-красный цвет.

Дельта р.Ляохэ (Сев.-Вост.Китай) в сентябре месяце:

 

 

Сановник Гун-Гуна Сян-лю тоже был с телом змеи - синей, и с 9-ю человечьими лицами. А Дух огня Чжу-жун восседал на колеснице из облаков, запряжённой двумя драконами. Битва с неба перешла на землю, и она страдала как от огня, так и от воды. Но наконец Дух огня победил. И тогда произошло самое страшное: от досады Гун-Гун начал биться головой о гору Бучжоушань. Гора эта была так высока, что подпирала небо, но от сильного удара сломалась, и вслед за тем разрушилась юго-восточная сторона Земли, а небосвод накренился на Северо-Запад. На небе образовались большие зияющие проёмы, и на земле - чёрные глубокие ямы. Ну, на земле ямы от метеоритов - понятно. А вот на небе проёмы - это, представьте себе - разрывы атмосферы, в которых стал виден чёрный космос, и оттуда хлынул такой холод, что мамонты за минуты превращались в глыбы льда. А горы и леса охватил пожар. Вдобавок из-под земли забила вода и затопила сушу, так что на её месте образовался океан. И волны достигали небес...

Гора Буйчжоушань, что значит "неполная гора", "ущербная гора", находится, по китайскому преданию, к северо-западу от Кунь-Луня. А там как раз возвышается гора Томур, в переводе с уйгурского - "выворачивать, выкорчёвывать большую глыбу". Это известный нам Пик Победы, теперь, увы, не на нашей территории. Его высота сейчас 7439 м, но в древности могла быть гораздо больше. Формы горы заставляют думать о попадании в неё какого-то крупного космического тела. Причём в самую верхушку, отчего на её месте образовался кратер:

 

 

 Кратер не мог образоваться в результате вулканического извержения. Пик Победы - не вулкан. А мы обратимся теперь к Таримской впадине. Могла ли она опуститься в результате землетрясения, вызванного падением крупного метеорита на соседние горы? Автор приходит к выводу, что могла. Впадина расположена на отдельной древней плите, зажатой между более молодыми и мощными, на которых происходит горообразование. Когда-то эта плита была морским дном, потом происходило поднятие вместе с окрестными горами. И вот уже миллионы лет она прогибается под них. Удар по краю соседней плиты мог спровоцировать землятрясение, и Таримская впадина в одночасье опустилась. А из открывшихся источников окрестных гор в неё полились потоки воды. И поскольку леса были охвачены огнём (во впадине и в горах), то начали таять снежные шапки, и образовавшийся бассейн имел все шансы снова стать морем: выход из него был всего один, и тот узкий.

На фотоснимке из космоса заметны характерные обрывы над краями впадины. Местоположение Пика Победы отмечено красным треугольником:

 

 

 В Китае есть и другая запись - уже не мифа, а легенды о крупной катастрофе. Составлена она, надо полагать, не ранее 6-го века до н.э., когда конфуцианство не допускало никакой мистики и чудес. А повествует о событии, предшествовавшем смене династии Ся на Шан, то есть непосредственно перед 1600-м годом до н.э. Один из приближённых правителя Цзе-вана, Фэйчан, прогуливался по берегу Хуанхэ, как вдруг увидел, что на небе два Солнца. Одно, на восточном берегу, ярко сияло, и лучи его освещали облака. Солнце на западе было красным и тусклым, в окружении пепельных, похожих на клочки ваты, облаков. Вскоре оно совсем закатилось, а в небе раздался удар грома... В этой легенде и пояснять нечего: взрыв описан предельно точно, вплоть до скорости звука, который настиг наблюдателя позже, чем вид потухающего, относимого ветром в противоположную сторону, огненного гриба. Была ли это та же самая катастрофа? Вряд ли. Направление на запад от столицы Ся не вполне совпадает с первой: тогда оно было бы на северо-запад, и очень далеко, порядка 2800 км.

А в заключение 2-й части статьи посмотрим на змей и драконов, которые до сих пор летают по небу и удивляют жителей земли. В дальнейшем увидим их на скалах и камнях:

 

 

 

 

 

 

Челябинский метеорит: