Первый за 22 года визит французского президента в Турцию вновь оказался посвящен «армянскому вопросу»
Власти Турции согласились открыть государственные архивы для изучения геноцида армян 1915 года. Соответствующее заявление во вторник сделал турецкий лидер Абдулла Гюль на совместной пресс-конференции со своим французским коллегой Франсуа Олландом.
«События столетней давности — это наша общая боль. Неправильно нести эту боль через поколения. Не надо вновь бередить эту рану, лучше чтобы этот вопрос изучили историки. Мы готовы открыть все архивы», — сказал Гюль (цитата по «Российской газете»). По словам турецкого президента, тема армянских погромов, произошедших в начале XX века, вовсе не является запретной в его стране.
Олланд, со своей стороны, вновь призвал турецкие власти официально признать факт геноцида армян в Османской империи в преддверии столетнего юбилея этого события.
Заявления президентов прозвучали в начале официального визита Олланда в Турцию — первого визита французского лидера в эту страну за последние 22 года. Переговоры в Анкаре призваны возобновить двухсторонние отношения, в которых наступило заметное похолодание за время президентства Николя Саркози, пишет турецкая газета Hurriyet.
Официально в качестве темы переговоров было заявлено обсуждение соответствия турецкого законодательства требованиям Евросоюза. Признание геноцида армян является негласным условием вступления Турции в ЕС.
Во вторник французский лидер встретился со вдовой армянского журналиста Гранта Динка, убитого семь лет назад турецким националистом. Встреча имеет символическое значение, поскольку дипломатические связи между Францией и Турцией существенно ослабли под давлением вопроса о признании геноцида армян. Это первый случай, когда глава государства встречается со вдовой убитого журналиста, который «поплатился своей жизнью за мечту о воссоединении турецкого и армянского народов», отмечает газетаLe Figaro.
Встреча с Ракель Динк помогла французскому политику сохранить дискуссию о геноциде армян в повестке франко-турецких отношений. Маловероятно, что разговор на эту тему мог бы быть уместным во время других мероприятий в рамках официального визита, например, за ужином, который в понедельник вечером в своей резиденции устроил турецкий президент Абдулла Гюль. Как отмечает Le Figaro, в Турции старательно обходят вниманием тот факт, что резиденция турецкого президента в Анкаре располагается в здании, которое до 1915 года принадлежало армянской семье Касапян.
<pre>Цветы на месте убийства Гранта Динка. Фото: Osman Orsal / AP</pre>
События, которые многие государства, а также армянская диаспора по всему миру трактуют как геноцид, произошли во время Первой мировой войны на территории Османской империи.
Обвиняя армян в сотрудничестве с военными противниками Турции (прежде всего с Российской империей), националистическое правительство младотурок санкционировало уничтожение и массовую депортацию армянского населения Восточной Анатолии. Помимо погромов и высылки, сопровождавшейся массовой гибелью людей, были зафиксированы факты убийств детей и беременных женщин, а также массовых сожжений армян и медицинских экспериментов на них. В результате этих событий погибли, по разным оценкам, от одного до полутора миллионов человек; почти все население территории исторической Армении было истреблено или изгнано.
При этом вопрос о квалификации этих событий именно как геноцида до сих пор окончательно не решен. Совет Европы, Европарламент, комиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств и многие страны мира официально признали геноцид армян, Турция и Азербайджан настаивают на том, что целенаправленного уничтожения армянского населения не было.
События 1915 года стали решающим фактором в формировании армянской диаспоры. Почти все ныне живущие представители диаспоры являются потомками так называемых западных армян, пострадавших от погромов. Одна из наиболее влиятельных диаспор в настоящее время живет как раз во Франции: численность армян в этой стране оценивается, по разным данным, в 300-500 тысяч человек (больше представителей этого народа живет только в России и США). Французские политики традиционно стремятся заручиться поддержкой армян не только из-за их относительной многочисленности, но и из-за того, что к диаспоре принадлежат многие влиятельные и популярные во Франции люди (например, музыканты Шарль Азнавур и Мишель Легран).
Сама Франция стала на государственном уровне применять к событиям 1915 года термин «геноцид» с 2001 года, когда был принят соответствующий закон. В 2012 году законодатели пытались ввести уголовную ответственность за отрицание геноцида, однако эта норма была отменена Конституционным советом Франции из-за противоречий с Основным законом. Несмотря на это решение, дипломатические сотрудники, включая посла Франции, в течение нескольких месяцев подвергались бойкоту со стороны турецких чиновников. Кроме того, бойкоту подверглись несколько французских компаний — и это несмотря на то, что Франция является одним из крупнейших инвесторов в экономику Турции.
Олланд неоднократно высказывался в пользу разработки нового документа, вводящего ответственность за отрицание геноцида армян, однако сделать это французским законодателям будет сложно, поскольку идею такого закона раскритиковал Европейский суд по правам человека. По мнению ЕСПЧ, отрицание геноцида вообще не может расцениваться как преступление. Решение Страсбургского суда приветствовали в Турции, где накануне 100-летней годовщины вновь обострилась дискуссия об оценке армянских погромов.
Турция в этот визит Олланда ждала от французского президента гарантий непринятия каких-либо законов, касающихся геноцида, однако глава Франции заявил, что он намерен добиться криминализации любых действий, направленных на отрицание этого исторического факта.
Комментарии