Уличные сценки-4. А в России не так уж плохо: простенько, но жить можно
Героиня одного из советских фильмов, которую играла актриса Татьяна Доронина, говорила, что "ласковое слово и кошке приятно". Эта затертая от частого употребления фраза вызывала раздражение у другого персонажа этого фильма, которая не хотела довольствоваться только этим, а мечтала о чем более значимом. Эту избитую истину я вспомнил, натолкнувшись на небольшую статейку, размещенную на сайте inoСМИ.ru. Автором ее является некая Лидия Ходжинс, очевидно, журналистка газеты Гардиан, так как эта статья была перепечаткой из указанной газеты. Как она оказалась в России, что она делает в Самаре сейчас трудно сказать. Понятно, что она обретается там уже довольно долгое время, и у нее уже сложилось определенное представление о нашей стране, о городе ее проживания, об образе жизни российской провинции. Этим она спешит поделиться со своими соплеменниками, тем более, что это, по ее уверениям, их сильно интересует.
Скажу сразу, статья мне понравилась. В первый раз за долгое время прочитал в зарубежных СМИ, что то хорошее о нас россиянах. Удивительно как ее еще опубликовали в Гардиан, газете, которая плохо относится к России, поскольку здесь не любят гомосексуалистов, и поэтому нет у народа никаких прав. Вдвойне приятно, что речь идет о Самаре – городе, который я люблю, хотя сам не самарец. Это малая родина моей жены, там живут мои родственники, очень хорошие люди. В нем мне хорошо.
О чем обычно пишут зарубежные корреспонденты в своих статья о России. В основном, что жизнь здесь г…, что народ, живущий тут г… и что нет здесь никакой демократии, и люди к иностранцам относятся без прежнего советского пиетета, т.е. погано.
И тут человек из Англии говорит, что в России все не так уж плохо и вполне можно жить. И этой жизни есть приятные стороны. Нужно их только видеть, а не ходить с закрытыми глазами, постоянно наталкиваясь на всякие препятствия, а потом, заявлять, что шагу нельзя ступить, чтобы не причинить себе боль.
Однако вернемся непосредственно к самой статье и приведем ее полностью, как она была изложена на сайте. И так приступаем.
«Письмо из Самары: никаких излишеств.
В этом городе нет излишеств современной жизни, и его жителям приходится опираться на запасы своего стоицизма
На стандартный вопрос о том, какова жизнь в Самаре, я обычно отвечаю: «Простая». Я примерно этого и ожидала, но не до конца понимала, как это скажется на моем собственном образе жизни.
Я стираю одежду вручную, практически не ем свежих овощей, из-за грязи на улицах мои ботинки почти всегда испачканы, и даже русские шутят, что моя квартира выглядит «очень по-советски».
Россия – это определенно страна без излишеств. Однако каждый раз, когда я еду на работу в маршрутке, меня поражает особая атмосфера. Разумеется, вокруг – пресловутые, не показывающие своих эмоций, русские лица, однако в том, что тебя не втягивают в чужие дела, и в твои дела тоже никто не суется, есть нечто очень приятное.
Люди не притворяются, что ты их интересуешь, и от тебя, в свою очередь, никто не ждет, что ты будешь интересоваться окружающими. Даже в битком набитом до отказа общественном транспорте обычно тихо и спокойно.
В Британии мне трудно ездить в автобусе без айпода, отсекающего людской гомон, однако в Самаре я спокойно обхожусь без музыки. Чужие люди вокруг совсем не раздражают, потому что не лезут в твою жизнь. Причем, это не означает, что они недружелюбны – совсем наоборот.
Иностранцы часто находят в маршрутках друзей. Любопытная молодежь, увидев группу говорящих по-английски девушек, спрашивает: «Зачем вы приехали в Самару? Что вы делаете в свободное время? У вас есть VK? (российский аналог Factbook)».
Это трудно сформулировать, но люди в Самаре как будто просто принимают происходящее вокруг как данность и живут сами по себе. Если ты хочешь открыть капот своей машины посреди посреди оживленной улицы, ты это делаешь, а объезжать тебя – это уже дело остальных. Если бабушка хочет встать на тротуаре, чтобы продать шесть помидоров и несколько вязанных носков, она это делает.
В городе много старого, сломанного и грязного, но люди не жалуются. Нет ощущения, что, если кто-то споткнется на шаткой ступеньке, он тут же не побежит к адвокату. Не могу сказать, что такой подход мне всегда нравится, но что-то в нем определенно есть».
Когда дочитываешь эту статью, создается впечатление, что ее написал человек, который долгое время прибывал в зависимом от общества отношении. И это общество, в котором все прорегламентировано, т.е. заранее известно, что ты обязан делать. Сломалась ступенька – сообщить об этом в контору, занимающуюся их ремонтом. Увидел что-то несоответствующее стандартам или общепринятым нормам – сразу оповести соответствующих должностных лиц. Сломалась машина – оттолкай ее в сторону и мешай остальным, жди авторемонтников. Если хочешь постоять, то стой в строго отведенном месте. Если находишься в обществе, не отторгай его, присоединяйся к нему и поддержи отношения.
А в России всего этого делать не нужно. Даже чистить грязные ботинки не обязательно! Пусть валяются грязные. Это придает чисто советский вид квартире. Можно даже не вспоминать о правах человека, потому что их нет (так, по крайней мере, утверждает та же Гардиан). А раз так то, как говорится у русских: «А на нет, и суда нет». Не это ли настоящая свобода в ее первозданном естественном виде. А когда есть свобода, то не нужна и демократия. Это я к тому, что ни разу девушка не вспомнила про ее отсутствие, что странно для западного человека.

P.S. Вот этот вид Самары, наверно, лучше всего соответствует представлениям западного человека о России. Заваленные снегом вымирающие русские города. Промерзшие насквозь полуразрушенные дома, в которых одичавшие жители согреваются водкой и поют под гармошку. А над всем этим высятся каменные дома-башни, в которых обретаются верные кремлевскому режиму чиновники.
Комментарии