Джамаат Руси. Часть первая.

На модерации Отложенный

 

С момента моего знакомства с феноменом русских мусульман, я плотно засел за изучение причин, которые побуждали русских делать выбор в пользу ислама. Интуитивно  мне было понятно, откуда тянутся корни такого явления и подтверждение своим догадкам начал искать в самых разных источниках.

Я читал русские мусульманские блоги, сообщества, интервью, смотрел видеозаписи, анализировал их агитацию и манеру общения. Параллельно с этим набирал разные общетеоритические материалы из психологии, социологии, истории. Получилась достаточно стройная картина, которую я попытаюсь максимально доступно и коротко изложить в этой публикации.

 ...

Данные о численности русских мусульман очень противоречивы. На самом деле, не так важно, сколько их на данный, конкретный момент. Важнее, что их количество растёт с каждым годом. Причём, по моим предположениям, за последние три года прирост был большим, чем за предыдущие десять лет. Но и не численность в текущей ситуации играет решающую роль. Меняется, в пользу мужчин, половой состав неофитов. А это уже симптом, который заслуживает отдельного объяснения.

Объяснять буду пока только российские реалии, поскольку обстановка в республиках б. СССР имеет свои нюансы. Например, согласно итогам переписи населения 2009 года, в Казахстане насчитывается 54 тыс. русских мусульман. Цифра внушительная и явно требует отдельного рассмотрения. 

Долгое время приток русских в ислам на 80-90% обеспечивался за счёт женщин.  Вера очень редко было для них самоцелью. Шахада (предложение, которое произносят вслух, принимая мусульманство) обычно являлась обязательным условием для вступления в брак в этническим мусульманином. Фактически это положение вещей объяснялось не столько социокультурными сдвигами, сколько демографическими. Популяция и качество (извините за грубую терминологию) русских мужичин с конца 80-х и до недавнего времени, изрядно страдало от войн, алкоголизма и бандитских разборок. Происходило, в некотором роде, заполнение создавшегося гендерного вакуума.

Но в какой-то момент параллельно с ассимиляций через межнациональные браки, открылось второе русло исламизации славян. Появились идейные русские мусульмане из числа мужчин.

 

Психосоциальные истоки появления русских мусульман 

 

Кризис коллективной идентичности - это ёмкое словосочетание пришло к нам из психологии. Всего три слова исчерпывающе описывают состояние русской нации на протяжении последних 30 лет. Отсутствие не то что привлекательной, но любой, хоть сколько-нибудь чётко выраженной формулы русскости расслаивает нацию на субкультуры. Поиск коллективного "мы", размытого понемногу в каждом из десятилетий XX века, оборачивается появлением сибиряков, ингерманладнцев, инглиингов, катакомбников, родноверов и прочих занимательных течений, претендующих на возрождение "правильных" традиций и уничтожение "неправильных".

Создание новой общности "россияне" оглушительно провалилось. Оно не только не собрало никаких приятных ассоциаций, но и аккумулировало в себе весь негатив, который только можно придумать. Какое-то время русское самосознание сохраняло мощную имперскую инерцию. Многие видели себя старшими братьями, держащими колосс евразийской империи. Но к середине нулевых и у этой концепции начал теряться былой запал.

На "Ю тьюбе" есть великолепное, в своём символизме, видео. Там русская мусульманка под исламским флагом на белоленточном митинге рассуждает о демократии и необходимости отделения враждебной к русским Чечни. А метрах в 40 от неё реют несколько жёлтых ингерманландских флагов. Даже любителям находить всюду постановки и заказухи нужно признать, что такое отображение событий не далеко ушло от реальности.  

Это и есть кризис коллективной идентичности. Он может "выболеть" и закончится конструированием нации-государства русских практически в тех же границах РФ, что и сейчас. А может перейти в терминальную стадию и пустить Россию по пути тотальной дезинтеграции.

  

Духовная  миграция

 

Почему именно обращение русских к исламу вызывает особенный повод для беспокойства? Во-первых, ислам исторически совершенно нетрадиционная для нас религия. И хотя веками мы жили бок о бок с магометанами и многое у них позаимствовали во всех сферах жизни, русского мусульманского уклада у нас и близко не возникло. С другой стороны, кришнаиты или какие-нибудь культисты разных экзотических магий, находятся от нас гораздо дальше в цивилизационном смысле, чем соседние мусульмане.

Но если первые воспринимаются, как чудаки и шарлатаны, то вторые...

Пропагандисты и идеологи терпимости могут закидать меня камнями, но от фактов не убежишь. В отношении россиян к исламу преобладает негативно-безраличный тренд. Это ещё при том, что 7% мусульман, попавших в опрос ФОМ, хоть и чуть-чуть, но сглаживают неполиткорректную статистику. К счастью, до всеобщего неприятия далеко. Однако если отношение к религиям разместить на координатной плоскости, то ислам займёт самую крайнюю позицию со знаком минус.

Т.е. полярность в отношениях русских и мусульман присутствует. Если говорить о националистических движениях, то мигрантофобия и, выходящая рука об руку с ней, исламофобия - это жирный пласт современной наци-идеологии. Казалось бы, активисты русских национальных движений - последние, кто мог попасть под влияние исламского учения. Реально дело обстоит ровно обратным образом.  

Анализируя биографии русских мусульман, я пришёл к следующему выводу: большинство идейных, пришло в ислам из ультра-патриотических и националистических движений.  Т.е. они изначально находились в режиме тяжелейшего социополитического противостояния. Вот самые яркие примеры.

Главный редактор газеты "Ислам сегодня" и журналист "Радио России" Джаннат Сергей Маркус в годы советской власти отсидел срок за выраженные православные убеждения. 

Широко известен в религиозных кругах бывший протоирей Полосин Вячеслав, ныне Али - советник председателя муфтиев России.

Харун ар-Руси - один из лидеров Национальной организации русских мусульман в одном из интервью завяил: "Лично явоспринимал себя «христианином» весьма обостренно, идеалом же моим были «воины за веру» - крестоносцы".

Мне так же попадался небольшой сайт девушки-мусульманки, которая в биографических сведениях о себе указывала на длительное увлечение славянским язычеством. 

Но все рекорды побила почившая ныне Национал-Большевистская Партия. В середине нулевых сразу несколько нацболов со стажем объявили о свом переходе в ислам. Говорилось чуть ли не о десятках лимоновцев-мусульман по регионам. Да и сам Эдичка не единожды со страниц своих книг и статей восторгался мусульманами. А посидев в Лефортово с упоением рассказывал о своём тамошнем знакомстве Радуевым. 

Неудивительно, что в среде русских мусульман, националистический дискурс занимает такое же важное место, как и религиозный. Причём, если в религиозных предпочтениях царит относительное единство, то национализм часто становится их яблоком раздора. Но об этом мы поговорим в другой главе.

Так почему же те, кто яростней всего борется за национальную "самость" так легко переходят в стан своих идейных противников? Ответ: потому что у них больше общего, чем различий. Дамы и господа, крайности сходятся, как давно заметили умные люди.

И те, и другие носители традиционалистского склада ума. Они склонны к религиозности, догматизму, тяготеют к общинно-сельскому образу жизни, нежели к городскому светскому индивидуализму.

Националисты, которые слишком недовольны текущим состоянием своей нации, в своём пестовании её недостатков могут переплюнуть самых отъявленных русофобов. Зачастую они берут в качестве примера отдельную историческую эпоху, представление о которой возводят в чистый миф, предлагая его в качестве идеальной цели. Опять-таки, в пример напрашиваются язычники с их тотальным отрицанием христианкой истории и призывами вернутся к настоящей национальной вере. Как вы можете догадаться, немалый процент таких агитаторов, люди с богатым православным или сектантским прошлым. (Широпаев, Хиневич, Добровольский) Остальные в общинах родноверов надолго не задерживаются и побегав год-два в косоворотках вокруг чуров, возвращаются к нормальной жизни. Это как панковать в 16 лет - нормальный этап становление личности.

У тех, кто бегает слишком долго, со временем начинает рушится картина мира. "Как так, я пою песню про Сварога, через костры прыгаю, а русские всё так же бухают и благоденствие не настаёт?" Так в опалу попадает уже не только христианство, (или другой объект ненависти) но и вся нация в целом, со всей историей, обычаями и т.д.

Человек просто ставит психологический барьер и дистанцируется от родной для него общности. Не желая быть частью физически исчезающей и морально разлагающейся (реально или надумано) цивилизации, он убегает в другую - молодую, пассионарную и жёстко скованную религиозным догматизмом.

 

....продолжение будет.