Празднование завершено, борьба продолжается!

Празднование завершено, борьба продолжается!

Цель штихтингов остается неизменной: защитить активы и добиться компенсации для всех, в том числе и для более 55 тыс. акционеров компании «ЮКОС», более чем 50 тыс. из которых являются россиянами, чьи сбережения и инвестиции были украдены правительством России

Месяц назад была объявлена самая лучшая новость праздничного сезона. После десяти лет незаконного заключения в тюремных камерах России мой друг и бывший руководитель, Михаил Ходорковский, стал свободным человеком. Телефон разрывался от звонков родственников, друзей, коллег и СМИ. Как и я, они были удивлены потрясающей скоростью его освобождения, но были в восторге от новости. Почти каждый разговор заканчивался вопросами: что теперь будет с работой, которая ведется для акционеров и других заинтересованных лиц компании «ЮКОС»? Будут ли прекращены судебные разбирательства против России и Роснефти? Была ли заключена сделка с Путиным?

Теперь мой друг Платон Лебедев был только что освобожден после десяти с половиной лет незаконного лишения свободы, также, после вынесения постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вызваного решением Европейского суда по правам человека, который постановил что первое судебное разбирательство по его делу не было справедливым - какая неожиданность! Я надеюсь поздравить Михаила и Платона лично в ближайшем будущем.

Но этот фантастический поворот событий ничего не меняет относительно продолжающейся судебной тяжбы связанной с «ЮКОСом». Освобождение Михаила и Платона не означает, что иски компании «ЮКОС» просто растворятся. Напротив, рассмотрение исков, предъявленных от имени заинтересованных сторон против государственной компании «Роснефть», ее бывшего дочернего предприятия «Промнефтьстрой» и Российской Федерации, будет продолжаться так же, как и до знаменательных дней освобождения Михаила и Платона.

Пока СМИ рьяно обсуждают и строят предположения, а правительство России принимает желаемое за действительное, совершенно очевидно только одно: освобождение Михаила и Платона не имеет отношения к стремлению добиться справедливости в судах для акционеров и иных заинтересованных сторон компании «ЮКОС». Цель судебного разбирательства от имени всех заинтересованных сторон компании «ЮКОС» остается той же самой: защита активов, а также получение компенсации для всех акционеров и иных заинтересованных сторон компании «ЮКОС»– жертв крупнейшей в мире экспроприации.

 

Нападение на «ЮКОС» – самую прозрачную, лучше всех управляемую и наиболее быстро развивающуюся российскую нефтяную компанию – началось в декабре 2003 года с налоговой проверки, незаконность которой была очевидна. Атака была стремительной и «ЮКОС» был захвачен врасплох безжалостными и скоординированными мерами, предпринятыми правительством, чтобы украсть активы законных акционеров компании. В России нет независимой судебной системы, но даже на фоне этого компания «ЮКОС» была в шоке от сговора исполнителей судебного процесса с Кремлем и от советского стиля «телефонных приговоров». Часто для вынесения постановления по искам, выдвинутым против компании «ЮКОС» в России, требовалось всего несколько дней или часов. Однажды российская судья вынесла определение в пользу компании «ЮКОС». На следующий день она была уволена в качестве предупреждения другим судьям.

В начале 2004 года руководство компании «ЮКОС» осознало, что его права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нарушаются. В апреле 2004 года, всего 4 месяца спустя после первой незаконной налоговой проверки, в Европейский суд по правам человека был подан иск с попыткой защитить компанию. Это дело все еще рассматривается и находится в стадии «справедливой компенсации» для определения ущерба, причиненного Российской Федерацией. После того, как в декабре 2004 года Российская Федерация обманным путем продала компании «Роснефть» самый большой актив компании «ЮКОС» – акции предприятия «Юганскнефтегаз» – руководству и совету директоров компании «ЮКОС» стало совершенно ясно, что основным намерением Владимира Путина и российских чиновников, ведущих наступление на «ЮКОС», является захват всех активов компании с использованием российской коррумпированной судебной системы для облегчения достижения своих целей.

Соглашение с компанией не входило в их намерения. Мы поняли, что не сможем сохранить российские активы, так как для их защиты у нас не было альтернативы коррумпированной российской правовой системе.

Тем не менее руководство компании «ЮКОС» по-прежнему несло фидуциарную ответственность за защиту активов. Мы искали юрисдикции, где суды осуществляют независимое правовое разбирательство, предоставляют возможность высказаться всем сторонам, дают время на подготовку, возможность подавать возражение по иску, обеспечивают эскалацию процедуры обжалования и гарантируют вынесение решения без политического и государственного вмешательства. В 2005 году руководство «ЮКОС» при полной поддержке и единогласном одобрении Совета директоров нефтяной компании создало две организации, так называемые в Нидерландах «штихтинги», и перевело в эти структуры большинство международных активов компании «ЮКОС», чтобы защитить активы. Генеральный прокурор России ложно называет эти действия хищением и отмыванием денег. Штихтинги имеют устав, согласно которому их деятельность направлена на получение всеми заинтересованными сторонами максимальной компенсации, если и когда станет возможным распределение активов, сохраняемых в штихтингах. Со времени создания штихтингов мы работаем не покладая рук, чтобы защитить эти активы, и значительно преуспели в этом деле.

Первые успехи были достигнуты в 2006 году, когда мы предотвратили захват активов, находящихся за пределами России, российским доверенным лицом по мнимому банкротству, Эдуардом Ребгуном.

Через год мы добились успеха, доказав, что российское банкротство не соответствует стандартам государственной политики в Нидерландах, где зарубежные активы охраняются законом.

Мы предусмотрительно инвестировали в судебный процесс, чтобы обеспечить максимальное возвращение стоимости активов, изъятых у акционеров, и защитить то, что компании «Промнефтьстрой» и «Роснефть» по-прежнему пытаются изъять. В рамках этих усилий компании Группы успешно продали все значительные активы по очень привлекательным ценам и предъявили иски против третьих лиц, в первую очередь против компании «Роснефть», как по неоплаченным долгам, так и с требованиями возмещения убытков, понесенных в связи с незаконной экспроприацией компании «ЮКОС».

На сегодняшний день наша работа сохранила миллиарды и возместила сотни миллионов долларов и возможно, миллиарды долларов, которые, предполагая успешные результаты в ключевых судебных разбирательствах, в конечном итоге будут доступны для распределения среди акционеров и иных заинтересованных сторон. Мы считаем, что инвестиции в юридическую деятельность для защиты активов и сбора обязательств являются не только частью наших фидуциарных обязанностей, но и весьма полезны для акционеров.

Компании «Роснефть», «Промнефтьстрой» и Российская Федерация по-прежнему преследуют активы компании «ЮКОС» в Нидерландах. До сих пор они мутят воду и внушают, что мажоритарный акционер группы компаний «ЮКОС», известный как GML, и даже сам Михаил тянут штихтинги «за ниточки». Ничего подобного. Штихтинги не зависят ни от GML, ни от г-на Ходорковского, и являются организациями, которые представляют 100% заинтересованных сторон бывшей нефтяной компании «ЮКОС». Цель штихтингов остается неизменной: защитить активы и добиться компенсации для всех, в том числе и для более 55 тыс. акционеров компании «ЮКОС», более чем 50 тыс. из которых являются россиянами, чьи сбережения и инвестиции были украдены правительством России.

Мы надеемся, что распределение активов для заинтересованных сторон произойдет как можно скорее, но сначала должен быть закончен судебный процесс и определены заинтересованные стороны и схема распределения. Этот процесс затягивается только в результате непрекращающихся попыток российских интересов захватить активы для себя.

Автор: Брюс Мизамор