Европа — Россия: сумерки
Европа — Россия: сумерки
Призрак Майдана будет присутствовать на встрече руководителей ЕС с Владимиром Путиным
32-й саммит Россия—ЕС (состоится 28 января) будет одним из самых необычных за два десятка лет. Во-первых, это «долг» за прошлый год, потому что в декабре в графике руководителей не нашлось времени для встречи. Во-вторых, по предложению европейской стороны, его проведут в урезанном формате: разговор в узком составе (Путин, Ван Ромпей и Баррозу с ближайшими советниками), рабочий ланч и пресс-конференция. Всего два — два с половиной часа…
Европейские начальники сильно обиделись на Путина за срыв вильнюсского саммита Восточного партнерства. Подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС мыслилось как триумф самого амбициозного европейского проекта последних пяти лет. Для главы Еврокомиссии Баррозу, который завершает свой второй пятилетний мандат, это еще и удар по самолюбию. Призрак Майдана будет присутствовать в зале за закрытыми дверями все время встречи. Потому что в украинских событиях проявился двадцатилетний итог истории отношений между Евросоюзом и Россией. Истории неудачного сватовства. Эти отношения опустились до самой серьезной конфронтации и глубочайшего недоверия со времен холодной войны (разве что кроме войны с Грузией в 2008 году). В украинских событиях проявилось разное представление ЕС и России о будущем Европы.
Отношения омрачены и «газовой войной», недовольством европейцев агрессивным, как они считают, поведением «Газпрома». В нем они видят политическое орудие Кремля. Москва, в свою очередь, гневно клеймит антимонопольное законодательство ЕС — т.н. «третий энергетический пакет», инструмент, специально придуманный, чтобы помешать внедрению российской газовой монополии в европейский рынок.
ЕС недоволен, что Россия слишком долго «переваривает» свое вступление в ВТО. Создание Россией Таможенного союза еще больше осложнило дело и на три года остановило переговоры о новом базовом соглашении, которое должно стать правовой базой отношений Россия—ЕС вместо старого соглашения 1994 года.
От нынешнего саммита не ожидают прорывов. В том числе по визовому блоку. Соглашение о визовом облегчении между Россией и Евросоюзом, которое облегчило бы многим россиянам получение многократных шенгенских виз, откладывается, наверное, до лета.
Безвизовая перспектива вообще остается линией горизонта. Так называемые «совместные шаги к безвизовому режиму» Россия считает выполненными и не видит технических, юридических, организационных препятствий к началу переговоров. Дело за политической волей партнеров. А ее-то как раз и нет.
Европейские чиновники мне объясняют: обычно ЕС увязывает отмену виз для граждан третьих стран с реформами, которые уменьшили бы число беженцев, добивающихся убежища в ЕС от преследований и дискриминации по политическим, религиозным мотивам или сексуальной ориентации. ЕС требует независимости судов и сокращения коррупции, соблюдения свободы слова и свободы неправительственных организаций. Российские дипломаты считают, что эти требования не имеют отношения к делу.
Но при всей мрачности картины надежды не потеряны. Россиянам Европа, несмотря на оголтелую антизападную пропаганду и официальный курс на дискредитацию европейских ценностей, все же ближе, чем Азия. И фактически интеграция идет. Она будет идти даже вопреки государственной политике. Число выданных россиянам шенгенских виз выросло с 2009 по 2012 год с 3,2 миллиона до 6 миллионов. Россия останется одним из главных поставщиков энергоносителей в ЕС, хотя по газу недавно уступила первенство Норвегии. Евросоюз — крупнейший торговый партнер России (41% всего объема ее внешней торговли). Россия в торговле ЕС занимает третье место (9,7%) после США и Китая.
Парадоксальным образом скверные отношения могут подтолкнуть к новому старту, свежему стратегическому мышлению. В том числе и со стороны ЕС. Европейская экономика потихоньку выходит из кризиса, позиции евро укрепляются, а в ЕС начинается новый политический цикл: выборы в Европарламент, смена состава Еврокомиссии и Европейского совета, новые лица, новые идеи… У России почти год на раздумья.
Автор: Александр Минеев
Комментарии
Покупка барахла в магазинах ЕС на мой взгляд не свидетельствует о смене ценностей. Речь идет о банальном желании иметь более или менее презентабельные шмотки. Всего-то.
Выборы в Европарламенте меньше всего волнуют владельцев виз. За исключением тех, кому по штату положено интересоваться