Восемь мифов о ядерной программе Ирана

На модерации Отложенный

Расхожие мифы о ядерной программе Ирана и последних соглашениях, в конечном счеёе, куда опаснее, чем сама иранская ядерная программа. Подобные ошибочные убеждения, находя отражение в СМИ, подпитывают движение в сторону военного решения проблемы. Но применение силы в этом вопросе приведёт к ещё большему воспламенению Ближнего Востока и может вынудить Иран приступить к полноценной работе над созданием собственного ядерного оружия. В этом случае по национальной безопасности США будет нанесён удар ещё больший, чем тот, который она испытала во время трагедии в Ираке. Ошибочная вера в «закупку алюминиевых труб ради обогащения урана», «наличие передвижных лабораторий по производству биологического оружия» и «поставки уранового сырья из Нигера» спровоцировали движение в сторону войны в Ираке. Давайте, прежде чем вступать на тот же путь в отношении Ирана, рассмотрим некоторые ошибочные убеждения в отношении его ядерной программы:

Миф 1: Если мировые державы не придут к соглашению с Ираном, альтернативой может стать только его бомбардировка.
Группа 5+1 ведёт переговоры с Ираном НЕ для того, чтобы удержать его от создания атомной бомбы. Переговоры ведутся, чтобы иранская ядерная программа продолжала оставаться мирной. Речь идет о методах верификации того, что Иран продолжает мирную ядерную программу. Даже если переговоры провалятся, инспекторы МАГАТЭ всё равно продолжат инспекции иранских ядерных объектов. Но если США или их союзники начнут бомбить Иран, инспекторы МАГАТЭ, скорее всего, будут высланы, а Иран, вероятно, выйдет из ДНЯО и начнёт всерьёз работать над созданием ядерного оружия. Проект создания атомной бомбы в Ираке был утверждён, после того как Израиль в 1981 году нанёс бомбовый удар по реактору в Осираке. Тем не менее, лучше всего было бы достичь успешного соглашения с Ираном, поскольку оно даст больше гарантий в отношении иранской ядерной программы и положит конец санкциям, которые лишь осложняют жизнь простых иранских граждан, в то время как Корпус стражей исламской революции эти санкции только обогащают.

Миф 2: Санкции вынуждают Иран вести переговоры и идти на уступки.
Многие, в том числе, сенатор Роберт Менендез, верят в этот миф. Но надо помнить, что 10 лет назад Иран уже сидел за столом переговоров и в то время шёл на такие же уступки. К последнему прорыву в переговорах и достижению временных договоренностей привели не санкции, а улучшение атмосферы самих переговоров. Избрание в качестве президента Исламской Республики Иран «умеренного» Хасана Роухани позволило мировым державам подписать соглашение с Тегераном, поскольку США, (в основном, по внутренним причинам), не хотели вручать такой подарок Ахмадинежаду. Важным моментом является то, что Иран предложил ничуть не больше того, что уже предлагал в 2005 году. Санкции не привели Иран за стол переговоров, – за этим столом Иран находился всегда. Санкции также не «выжали» из Ирана больших уступок. Если бы западные страны сразу согласовали свою позицию, и атмосфера на переговорах была бы более благоприятной, то временное соглашение конца 2013 года могло быть подписано уже в 2005 году.

Миф 3: Иран затягивает переговоры. Запад считает ядерный вопрос неотложной темой и хочет его урегулирования, однако он разочарован «задержками и медлительностью» со стороны Ирана.
Как мы уже говорили, мировые державы могли бы получить те же самые уступки от Ирана ещё в 2005 году. Однако они только теперь решили всерьёз взаимодействовать с Ираном.

Миф 4: Группа 5+1 проявляет особую жёсткость в отношении Ирана, так как эта страна подписала ДНЯО, в то время как другие страны, (такие как Пакистан, Индия и Израиль) не подписывали этого международного соглашения, и поэтому можно толерантно относиться к наличию ядерного оружия у этих стран и даже оказывать им научную и технологическую помощь в ядерной области.


Если государства, являющиеся участниками группы 5+1, собираются ссылаться на ДНЯО для того, чтобы попытаться ограничить ядерные программы в странах, подписавших это соглашение, (таких как Иран), они должны, прежде всего, занять более твёрдую позицию в отношении государств, обладающих ядерным оружием и при этом не подписавших ДНЯО. В качестве примера, если санкции в отношении Ирана объявлены по причине прошлых нарушений Соглашения о гарантиях, то Пакистан, Индия и Израиль также должны быть подвергнуты санкциям. На самом деле, поведение некоторых членов группы 5+1, в частности, США и Китая, противоречит духу и целям соглашения по ДНЯО. США и Китай оказывают помощь государствам, не являющимся членами ДНЯО и обладающим ядерным оружием, в области их невоенных ядерных программ.

Миф 5: Иран нарушает свои обязательства по ДНЯО.
Это убеждение часто повторяется средствами массовой информации и экспертами, однако, оно неверно. Фактов несоблюдения Ираном ДНЯО не было установлено. На самом деле, не существует ни одной международной организации или органа, в задачи которых входило бы определение соответствия с ДНЯО. У таких соглашений, как ДНЯО, нет никаких механизмов принуждения. МАГАТЭ не отвечает за верификацию соответствия исполнения ДНЯО различными странами, и МАГАТЭ не имеет возможностей для осуществления этой работы. МАГАТЭ наблюдает за одной областью двусторонних соглашений, а именно, - за всеобщим Соглашением о гарантиях. Любая страна, фактически, может нарушать двусторонние соглашения о гарантиях, однако, в то же время, соответствовать ДНЯО.

Миф 6: ДНЯО не предоставляет никаких прав на обогащение урана.
Данное утверждение не столько ошибочно, сколько вообще к делу не относится. Право на обогащение урана существует независимо от ДНЯО. Это право, подобно большинству других прав, не требует специального упоминания в ДНЯО. На самом деле, теоретически, в соответствии с ДНЯО, государства, подписавшие это соглашение, могут обогащать уран до любого уровня до тех пор, пока их действия укладываются в Соглашение о гарантиях. Важно то, что ДНЯО не запрещает обогащение урана.

Миф 7: Если у страны появляется возможность производить ядерное оружия, значит, она намерена непременно развернуть производство ядерного оружия.
Это не так. Большая часть ядерных технологий имеет двойное назначение и может быть использована и с мирными намерениями, и в военных целях. Согласно ДНЯО, странам не запрещается иметь возможность для производства ядерного оружия. Такие страны как Аргентина, Бразилия и Япония так же, как и Иран, способны производить ядерное оружие. Нельзя путать возможность с намерением. Это всё равно, что ездить на автомобиле, не способном разогнаться больше, чем до 40 км/ч. Наличие способности к нарушению разрешённой скорости не означает, что вы непременно будете гонять по улицам города на скорости 120 км/ч.

Миф 8: Иран обманывал весь мир в прошлом, поэтому мы не можем ему верить.
Иранская программа обогащения урана, в соответствии с первоначальным планом, не была тайной. Ядерная программа Ирана была начата в 1950-х годах при полной поддержке США. В 1983 году, после Исламской революции в Иране, эта страна открыто просила МАГАТЭ о помощи в сооружении пилотного объекта по обогащению урана. В то время МАГАТЭ приветствовало эту идею. Однако, когда в 1983 году рекомендации делегации МАГАТЭ в Иране были переданы в отдел технического сотрудничества данной организации, правительство США вмешалось напрямую и воспрепятствовало оказанию помощи Ирану со стороны МАГАТЭ в производстве UO-2 и UO-6. Поэтому, когда открытые действия Ирана были остановлены при помощи политического вмешательства, иранцы воспользовались секретными способами создания объектов для обогащения урана. Поэтому так называемое «скрытное» поведение, возможно, является ответом на политизацию деятельности МАГАТЭ.

Юсеф Батт
«The National Interest»