Святитель Феофан затворник Вышенский (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815-1894)

 

после долгих лет епископского служения и ректорства в Санкт-Петербургский Духовной Академии, удалился на покой в Вышенскую обитель Тамбовской губернии. Здесь он провёл более 30 лет, из них 22 в строгом затворе.

Святитель Феофан — выдающийся мыслитель и духовный писатель, автор книги «Путь ко спасению» — одного из лучший произведений русской духовной классики XIX столетия. Находясь в затворе, он прозревал духом предстоящие испытания: «Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя её от врагов сильнейших и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, — в святых мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России! И, однако ж, во дни наши начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне впадает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и геологические бредни с Божественным откровением... Ужели мы не образумимся? И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других... Что там сделалось в малом объёме, того надобно ждать со временем у нас в больших размерах...»

В книге «Мысли на каждый день года» святитель предупреждал: «Западом наказывал и накажет нас Господь... Завязли в грязи западной по уши, и всё хорошо...

Нас увлекает просвещённая Европа. Да! Там впервые восстановлены мерзости языческие изгнанные было из мира... Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал её. А теперь, кажется, начал забываться тот урок. Если опомнимся, то, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлёт на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему».153 Смиренный Феофан призывал не церемониться с журналистами и газетчиками и вести жесткую борьбу с материалистами, потому что предвидел, какую кровавую бойню устроят эти «гуманисты», придя к власти.

Святитель Феофан был необычайно разносторонней личностью. В его келье имелись микроскоп, телескоп, фотоаппарат, анатомический и географический атласы. Он писал иконы, занимался резьбой по дереву, столярными, токарными и переплётными работами. Говоря о судьбе отечества нашего, он предостерегал: «Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! — когда ослабеют или изменяться сии начала, русский народ перестанет быть русским».

Из книги «Русская мудрость и революционные теории».