Мостки в Вечность
На модерации
Отложенный
МОСТКИ В ВЕЧНОСТЬ
Великий художник Исаак Ильич Левитан проложил их на подъёме творческих и профессиональных, но, к сожалению, на исходе жизненных сил. Нарушая последовательность рассказа, начнём его не с рождения бедного еврейского мальчика, ставшего великим русским художником, а с одного из самых радостных моментов его короткой жизни, которых, увы, было совсем немного...
Гениальная картина «Тихая обитель», которую сам Левитан называл «большой», но не по размеру холста, который составляет всего метр, а по вложенным в изображение духовным силам и уникальности восприятия окружающего мира, произвела фурор на 19-ой выставке товарищества художников-передвижников, проходившей в 1892 году.
Даже не щедрый на похвалы Чехов честно признает в письме родственникам, что: «…успех у Левитана не из обыкновенных». Видимо, «обыкновенный» успех писатель вряд ли бы отметил. Слишком много картин талантливейших авторов размещались рядом с «Тихой обителью».
Хотя полотно и поразило всех посетителей, ложка дёгтя у нас всегда наготове. Известный в своём времени поэт заметил: «…он называет это тихой оби¬телью, а тут все жизнерадостно". Стихотворец запамятовал, что православный монастырь не место скорби об утерянных надеждах, а светлая обитель служения Богу. А что же вызвало столь острую полемику?
Написанная за два года до выставки, «Тихая обитель» была редкой «сочинённой» картиной, слитой автором воедино из двух реальных объектов. Первый – великолепный монастырь Саввы Сторожевского в Звенигороде.
Именно об этом монастыре до сих пор рассказывается легенда, о захвате его французскими войсками в 1812 году. Командовал ими Евгений Богарне - пасынок Наполеона. И вот ночью явился к нему худой незнакомый старец, пообещав принцу возвращение на родину и долгую жизнь, если войска не разорят монастырь. Утром Евгений увидел портрет ночного старика на самой почитаемой иконе обители и тут же вывел свои войска. Святой Савва также исполнил своё обещание:
Вторым "сочетанием" "Тихой обители" стала мало кому известная, совсем не знаменитая Кривоозерская обитель около города Юрьевец, относящегося сегодня к Ивановской области. В конце XIX века она была действительно «тихой», стоящей вдалеке от трактов и людных поселений. Городок овевали старинные легенды, начиная с рассказов об уроженцах этих мест протопопе Аввакуме, Ермаке и завершая полностью сказочными персонажами – колдунами и прочей нечистой силе.
Бывавший в этих местах писатель-реалист Короленко не удержался от высказывания: «Сколько призрачных страхов носится еще в этих сумеречных туманах, густо повис¬ших над нашей святою Русью»!
Но возможно, плохо знакомый с русским фольклором иудей Левитан пишет не тайное убежище древних фантомов, а место душевного покоя, дойти до которого нужно по шаткому деревянному настилу, минуя загадочную, зеркальную рябь воды и влекущие к отдохновению нежные чаши кувшинок, расположенные на ближнем берегу. Тогда ведь не придётся пересекать неустойчивый мост к будущему, соединяющий тишину неизведанного с бурным морем повседневности.
Но Левитан хочет его перейти. Художнику тридцать лет – время принятия кардинальных решений.
Но вернёмся к критике полотна на выставке. Другой почтенный писатель нашёл, что на картине излишне «длинны мостки», ведущие к монастырю. Сегодня мы уже не спросим у Исаака Ильича, видел ли он в ветхих деревянных перекрытиях символику своей трудной жизни или мысленно строил мост, который приведёт к тихой житейской гавани. В любом случае, мостки оказались слишком короткими.
Или это удел всех гениев, не достичь другого берега и выстраданного уюта закатных лет жизни? В любом случае, родившийся в 1860 году и выросший в провинциальном литовском местечке мальчик вряд ли представлял себе не только масштабы большой родины – Российской империи, но и крутых поворотов собственной жизни.
Многодетная семья потомственных раввинов. Образованная, но живущая в бедности. Всё богатство – четверо детей, два сына, младший Исаак, и две дочери. Детям судьба преподносила ежедневные уроки выживания. Проза ужасного быта и приниженность социального положения могли убить любые мечты. Но она не учла, что один из детей – гений.
Это заметили мудрые старики, посоветовавшие отцу – Илье Абрамовичу, перебираться ближе к столице, чтобы глухомань и отсутствие жизненных перспектив не задавили талант мальчика. Но, как ни странно, речь шла о старшем – Авеле. Исаак же, как все считали «…особых склонностей к рисованию не обнаруживал». И лишь потому, что старший сын выдержал экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1873 туда же поступает и Исаак.
Новая жизнь в Москве не сильно отличалась от прежней. Сырая и темная комната, серые стены. Возможно, именно здесь крылось начало смертельной болезни, так рано отобравшей у искусства гения ярких пейзажей. Ведь чем мрачней и тяжелее было реальное существование семьи, тем богаче расцветала фантазия юного Левитана, тем искромётней играли краски его пока воображаемых картин.
Недаром Исаак быстро стал получать „первые номера по художественным занятиям". Таковы были поощрения для младших курсов. Но реальность упорно отказывает в радости. В 1875-м умирает мать, через два года – отец. Скупое на благотворительность государственное учебное заведение освобождает братьев от оплаты за обучение «ввиду крайней бедности». Для юного дарования это не только унижение, но и определенный стимул.
В 1877 году шестнадцатилетний Исаак получает за картину малую серебряную медаль и деньги для продолжения учёбы. Это первая настоящая победа на избранном поприще. Но препятствий для молодого художника не убавляется. В 1879году происходит очередное покушение на императора Александра II, коих, напомним, было немало. Реакция государственного аппарата мгновенна. Иудеям по вероисповеданию запрещается проживать в «исконно русской столице». Ежедневно приезжая в город на учёбу из загородного посёлка, Левитан начинает испытывать жестокий комплекс неполноценности. Ржавчина души – депрессия и меланхолия уже затронули этот незаурядный дух.
Да, он благодарен друзьям, которые всеми силами добивались его возвращения в Москву. Он, безусловно, признателен иностранным галереям, которые уже ждали его работы на выставках. Исааку приятно, что власти под давлением общественности пошли на уступки и разрешили ему проживание в городе. Но что-то уже безвозвратно утеряно. Уважение к стране или к себе самому? Надежда на достойную оценку труда из-за вероисповедания? Или просто уверенность в себе? Иначе откуда это уныние и упадок нравственных сил?
Но случилось в этот год и счастливое событие. Первый пейзаж Исаака в галерее Третьякова. Первый гонорар. Творцу всего девятнадцать лет! Продолжая обучаться в мастерской знаменитого Перова, чьи картины знамениты горькой правдой жизни, Левитан, тем не менее, мечтает о пейзажном классе Саврасова. Считая картину «Грачи прилетели» вневременным шедевром, Исаак преклоняется перед мастером, который вскоре принимает его в ученики.
Воодушевлённый Левитан, не обращая внимания на внутренние дрязги в училище пишет «выпускной» пейзаж, позволяющий претендовать уже на Большую серебряную медаль, дававшую звание художника и право на поступление в Академию. Картина называлась "Осенний день над сжатым полем". К сожалению она не сохранилась.Достойным медали полотно не признано.
Исаак потрясён, но не может не понимать, что выпад направлен не против бедного еврейского студента, а против его любимого учителя – Саврасова. Чтобы нормально существовать в будущем, Левитан просто обязан получить чин «классного художника», а для этого следовало пересдать экзаменационную работу. Живописец затягивает её сдачу комиссии. Через год к радости выхолощенных штатных академиков, наставник Исаака покидает Школу живописи.
В знак протеста, Левитан вообще отказывается от изготовления новой работы. И как следствие, в 1886 году руководство училища предлагает живописцу покинуть учебное заведение, вручив на прощание диплом художника «неклассного». Левитан не понимает, что это значит. В канцелярии равнодушно объясняют, что документ даёт право работать лишь учителем рисования и чистописания. Всё. Дорога в Академию художеств для него закрыта…
Горько улыбнувшись, Исаак Ильич забирает диплом «на память», как он потом говорил. Но не одни разочарования принесла Школа зодчества певцу русской природы. Она подарила ему бесценное общение и дружбу с талантливейшими современниками. Кроме преподавателей – Перова, Саврасова, Поленова.
Серов писал портрет своего великого современника.
Во время учёбы Исаак знакомится с братом уже знаменитого Чехова, Николаем Павловичем.
Сам не став известным художником, Николай искренне радуется успехам соученика, и даже оставляет собственный «автограф» на картине Левитана. На имевшей большой успех картине «Осенний день. Сокольники», изображена единственная во всём творчестве Левитана человеческая фигура. Если учесть, что художественное наследие Исаака Ильича составило около тысячи работ, включавшее картины, этюды, рисунки и эскизы, то это полотно можно назвать уникальным. Вдвойне удивительно, что Левитан этот образ и не писал. Изображение одинокой дамы в чёрном, идущей по золотым аллеям осеннего парка принадлежит кисти Николая Чехова!Больше подобных экспериментов художник не позволит проводить никому. Он пейзажист! И точка.
Отныне «пейзажи настроения», добавим часто весьма разного настроения живописца, будут выбраны им как единственный путь в искусстве. К счастью потомков, врождённый художественный вкус и приобретённое в борьбе с социальными условиями чувство меры ни разу не позволят Левитану опуститься до банальных дачных пейзажей и портретов барынь на пленэре.
Возможно, эта бескомпромиссная позиция и привлекла к Исааку Антона Павловича. Сразу после знакомства с семьёй Чеховых он стал желанным гостем в их доме. Здесь он встретил и первую любовь. В сестре писателя – Марии Павловне художник увидел идеал женщины и будущей спутницы. Но измученный нестабильностью доходов и неустроенностью своего быта, Левитан так и не решился сделать ей предложение.
Во время общения с Марией написаны самые светлые его картины – «Берёзовая роща», «Первая зелень».
Но Чехов, как автор психологически точных портретов собственных вымышленных героев, не хуже разбирался и в душах родных людей. Он понял, что интерес Левитана к сестре больше дружеский, чем сердечный. Свадьба не состоялась. Сестра писателя так и не вышла замуж. Этот факт некоторые сегодняшние исследователи приписывают тому, что Мария Павловна все последующие годы не могла забыть Левитана.
Другие, напротив, считают, что отношения между ними весьма быстро переросли в приятельские, без душевных травм с обеих сторон. Да и вряд ли нам стоит глубоко вникать в истинные отношения двух незаурядных личностей.
Но жизнь всё же предоставляет художнику передышку. Получив заказ на изготовление декораций к частным постановкам богача и оригинала Саввы Мамонтова, Левитан обретает долгожданную финансовую независимость. Декорации к трём операм: «Жизнь за царя», «Снегурочка» и «Русалка» создаются в содружестве со знаменитым Виктором Васнецовым. Это не было банальной подработкой. Впервые в истории русского театра декорациям аплодировали отдельно!
По завершении этого титанического труда пейзажист осуществляет свою давнюю мечту – уезжает в Крым. К архитектурному богатству Тавриды Левитан отнёсся равнодушно. Его манит только природа. Исаак Ильич пишет другой Крым, незнакомый многим. Ещё помнящие отпечатки сандалий римских легионеров камни – на картине «В Крымских горах». Завораживающие зрителя голубой и золотистый цвета на полотне «Берег моря. Крым». Всего Левитан привез из путешествия больше пятидесяти этюдов, покоривших даже зрителей, весьма далёких от искусства.
Художник начинал обретать всероссийскую известность. Исполняется и другая мечта живописца. Он впервые посещает берега Волги. И хотя его проницательный друг, Антон Павлович открыто предупреждал, что: «Левитану нельзя жить на Волге. Она кладет на душу мрачность…», Исаак его не послушал. Не может такого быть! Безбрежная сила, ширь, вековая красота царицы рек русских, и вдруг - мрак. Нет, она может стать только источником сильнейших художественных впечатлений! Но Чехов вновь оказывается прав.
Письма Левитана с Волги дышат тяжелой депрессией: «…она показалась мне настолько тоскливой и мертвой, что у меня заныло сердце». Река буквально подавила художника своей грандиозностью и размахом. Левитан кажется себе маленьким, ничтожным и никому не нужным среди этого молчаливого величия. Охваченный тоской, он спешит в Москву, к друзьям. Исаак Ильич ещё не знает, что скоро встретит любовь всей своей жизни.
Случайное дачное знакомство с Софьей Петровной Кувшинниковой приводит к изменению всех жизненных планов и устоев Левитана. Вихрем влетевшая в его жизнь, вернее, ворвавшаяся в неё на лошади, совершавшая верховую прогулку Софья, которую недолюбливавший её Чехов иронично называл «Сафо», именовала себя «жрицей душевного, умственного и художественного», не дожидаясь, пока за неё это сделают поклонники.
Дочь обеспеченного чиновника, выросшая без нужды, любила музыку, живопись, домашние спектакли, интеллектуальные компании. Пословам современников, она была: "талантлива, поэтична и изящна...". А именно этого много лет и не хватало бедному юноше из местечка. И хотя Софья Сафонова совершила, по мнению знакомых, мезальянс, выйдя замуж за небогатого полицейского врача Дмитрия Кувшинникова, он гордился своей супругой, её известным на весь город салоном, её образованием, красотой и артистизмом. Левитан был покорён!
Он не обращал внимания ни на то, что Софья, которая гораздо старше его, была замужней женщиной, ни на пересуды и осуждение окружающих. Художник впервые искренне счастлив. И в следующем, 1888 году он снова на Волге, теперь уже вместе с любимой женщиной. Божественная красота просторов победила первоначальную неприязнь, а моральная поддержка дорогого человека помогла преодолеть страх перед мощью природных сил.
Они много гуляют по окрестностям. Левитану впервые становится близка таинственная и простая русская старина. Впервые его интересует православие как тысячелетняя вера народа, среди которого он живёт. По просьбе художника старенький священник открывает ветхую, уже не действующую церковь, стоящую на берегу реки и специально для них служит обедню. Снова забегая вперед, отметим, что лучшая, по мнению самого Левитана, его картина – «Над вечным покоем», созданная в 1894 году изображает именно этот древний храм, стоящий на самом обрыве, высоко над Волгой. Там, где была создана эта картина, сегодня стоит памятник художнику за работой.
Позже он честно признавался ценителю живописи и коллекционеру, Павлу Третьякову: «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием…». Это будет спустя несколько лет. А пока, стоя в скромной церквушке, мастер постигал земное одиночество человека без Бога и вечную неудовлетворённость таланта, не подкреплённого духовной основой.
Сохранились воспоминания Кувшинниковой об этом дне: «…он, вдруг волнуясь стал просить меня показывать, как и куда ставить свечи... И все время службы переживал охватившее его трепетное чувство…». Вернувшись, Левитан принимается за работу окрыленный, с новыми силами. Но и Софья даром времени не теряет. Она тоже пишет картины, не мешая своему гениальному другу.
Недавно открылась выставка, посвящённая только Софье Кувшинниковой и её работам:
Коварная болезнь временно отступает от Левитана. Он хочет увидеть неизведанные места. Художник уезжает в путешествие по Европе. Теперь он может себе это позволить! Ему давно говорили, что стоит ехать в Италию, ведь только там можно стать истинным художником. Левитан искренне недоумевал: «Почему? Чем пальма лучше елки? Только в России может быть настоящий пейзажист».
Это высказывание художник подтвердил всей своей короткой жизнью и… новой поездкой. Конечно, в детстве он и не мечтал о таком! Франция, Италия, Швейцария. Средиземное море и Альпийские луга. Пейзажи фантастической красоты. Но Исаака неудержимо тянет домой, в Россию.
А за три года до смерти, последний раз будучи в Финляндии, которая тогда была провинцией Российской Империи, Левитан пишет не слишком характерное для него, но такое эпически грандиозное, взывающее к памяти предков, и достаточно мрачное полотно - «Остатки былого. Сумерки. Финляндия».
Не хочется думать, что глубокая внутренняя тоска и душевные терзания заставили живописца спроецировать на развалины древней крепости викингов свою разрушающуюся жизнь… Ведь именно в эти годы у него всё как раз складывалось неплохо. Всё, кроме здоровья.
Уже находясь дома, в 1891 году Исаак Ильич получает высшее признание в среде художников-профессионалов. Гениального пейзажиста приглашают в товарищество передвижников, куда входит цвет русского изобразительного искусства. И никакой «неклассный» диплом помешать этому уже не в силах.
Справедливость восторжествовала? В профессии – да. А всё остальное сложно по-прежнему. В этом же году верный друг Чехов, не в силах побороть собственной антипатии к Софье Петровне, и от души жалея её мужа, пишет знаменитую «Попрыгунью», где в роли благородного доктора, умершего ради спасения больного выводится образ Дмитрия Кувшинникова. История из рассказа в жизни сбудется с точностью до наоборот. Как? Узнаем чуть позже.
А пока Левитан сильно обижен на Антона Павловича, перестаёт с ним встречаться и даже планирует вызвать на дуэль. Эта ссора длилась больше года, друзья страдали, ведь их ощущение общности интересов и нравственного единения было впервые нарушено.
Но Исаак полон решимости защищать свою любовь, и вместе с Софьей проводит лето в чудной деревне под названием Затишье. Художник отдыхает душой и много пишет. Один из этюдов посвящен старой плотине на местной речке. Жители деревни охотно рассказывают «городским» легенду о девушке, утопившейся в омуте от несчастной любви. Старожилы упорно держались версии, что именно эту историю Пушкин использовал для сюжета «Русалки». Левитану вспоминается нелёгкая работа над декорациями этой оперы, и, чувствуя мистическую связь событий, он всё лето работает над пейзажем «У омута».
Но 1892 год отмечен не только затишьем, но и очередными унижениями. Приказом нового самодержца – Александра III, все без исключения лица «иудейского вероисповедания» должны покинуть Москву. И даже Левитан? Слава русской живописи, признанный лидер пейзажистов? „Нет исключений!" - заявляет пристав. Снова помогают друзья. К началу зимы Исаак Ильич возвращается в Москву. Но время даром не потеряно. Написана знаменитая «Владимирка». Известный всей России тракт, по которому каторжники шли в Сибирь.
Аналогия прямая. Монархическая пресса захлёбывается в критике: «Скучно, г-н Левитан»! Что ж, весёлого в империи оставалось всё меньше… Одна радость. Помирился с Антоном. Общие знакомые догадались свести двух неуступчивых гениев за одним столом.
Опять же, одни мемуаристы сегодня доказывают, что примирение было чисто формальным, и прошлая душевность уже не вернулась в их отношения. Другие, напротив, приводя воспоминания очевидцев, утверждают, что оба были очень рады этой якобы внезапной встрече!
В последний раз они увидятся накануне нового века, в 1899-м. Уже смертельно больной доктор Чехов будет слушать еле стучащее сердце великого художника и думать: «Ах, зачем ты болен? Тысячи праздных, гнусных людей пользуются великолепным здоровьем. Бессмыслица»! Увы.
Высший промысел не подвластен нашим желаниям… А ведь всё только начиналось. В 1897-м германское общество художников присваивает Левитану звание «академика живописи», которым крайне редко награждали русских художников. В 1898-м Исааку предлагают вести пейзажный класс в той самой школе, где он учился у великого Саврасова. Поздно господа! Стоящему на пороге Вечности ничего не нужно и ничего не страшно.
Одну из последних выставок Левитана посещает следующий государь – Николай II. Небольшой знаток живописи, он довольно громко заметил, что: «…художник стал выставлять незаконченные работы»! На что находившийся здесь же Исаак Ильич спокойно возразил, что считает эти пейзажи вполне завершёнными! Последовавший скандал «о грубости величествам» его душу уже не затронул… Возьмём портрет самодержца, написанный другом нашего героя, Серовым.
«…Я много выстрадал, многое постиг и многому научился во время моей болезни». Это одно из последних высказываний Левитана друзьям. Жизненный круг замыкался слишком быстро. И, увы, слишком рано. Лечение за границей не помогло. Дважды перенесённый тиф отнимает последние силы у его слабого сердца. Он не планировал собирать архив, тем более кого-то компрометирующий.
Ещё при жизни Исаака Ильича в огонь полетели фотографии, на которых он находился рядом с Кувшинниковой. «…Только картины не трогайте, слишком много на них ушло!» - смог произнести художник перед кончиной. Их и не тронули. Полотна слабого здоровьем, но сильного духом еврейского юноши стали гордостью России.
И его уход в Вечность на рубеже веков стал знаком о грядущих тяжелых испытаниях, ждущих нашу общую, без разделения на национальности, культуру… После прощания с художником, похороненным на старинном еврейском кладбище, его близкие нашли в столе Исаака огромную пачку писем. И маленькую записку, в которой он завещал сжечь абсолютно всё.
Этим всем были письма Серова, Поленова, Нестерова, Чехова. Завещание было исполнено. Теперь личная переписка Левитана оставалась лишь у Софьи Кувшинниковой. Несколько лет спустя Софья Петровна передала признания влюбленного художника издателям. Только ли из желания доказать богеме, что именно она сыграла определяющую роль в жизни творца? Вряд ли. Её внутренний мир был более сложен.
И ради справедливости нельзя не вспомнить, что Софья Кувшинникова простилась с этим светом не как избалованная жизнью «попрыгунья». Она ушла достойно, подав пример самоотверженности и истинной христианской любви многим и многим! В 1907 году, уже после смерти двух гениев, любившего и не любившего её, Софья по доброте душевной ухаживала за одинокой художницей, больной тифом, заразилась от нее и скончалась. Где ее могила – установить не удалось.Зато в Плёсе, где два этих неординарных человека провели самые счастливые дни, появилась волшебная скамейка для отдыха. Она называется "Дачница", но все ведь знают, кому она посвящена, так?
А на могиле Исаака Ильича в 1902-м появился памятник, установленный его старшим братом. Но его захоронение было потревожено в 1941-м году, когда в обстановке сгущающихся туч Второй Мировой, советское правительство нашло время и ресурсы для перенесения праха великого художника на центральное, Новодевичье кладбище, где он и покоится по сегодняшний день, недалеко от последнего пристанища друзей – Антона Чехова и Михаила Нестерова. Посетите этот погост и поклонитесь уникальным талантам земли русской
Комментарии
Этого, пожалуй, не хватало советским Мастерам ушедшим от нас... Леонову, Папанову, Никулину...
Спасибо. Красиво, полно.
Я сейчас правлю. Спасибо!
Но ты ж читал. Левитан в шоколаде никогда не был. Может год-два перед смертью. Но если бы он дожил, думаю, вряд ли бы встал на сторону единокровных варваров. Он любил Россию, не смотря на то, что пришлось от неё выдержать...
А если бы не уехали?((
Сейчас никак(((
Комментарий удален модератором
Ошибки все мои, спешила сегодня.
Песня, конечно не комильфо сюда, но сколько Левитана!)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Очень тронуло,что в тяжелое время советское правительство позаботилось о перенесении праха великого художника. В наши лихие времена сделали бы так? Сомневаюсь.
Пройдут времена,сменится не одно поколение, но наполненные любовью к природе России картины Левитана ,останутся !
Такая короткая жизнь...
Сейчас бы вылечили... Правильно Чехов сказал: "Зачем столько здорового быдла топчет землю, а мы вынуждены..."
Останутся, если такие воспитатели как ты будут. Иначе не станет ничего. Вон, в Эрмитаже уже требуют залы закрывать, а Левитана "казаки" в первую очередь, если какой-нибудь недоумок даст им поиграть...
Ну, даром я сидела?)
Спасибо за теплые слова в мой адрес
Статья хорошая, но той статьи жаль, она мне показалась сильнее. Прости,если что-то не так сказала)
Главное не лицемерить, а остальное как получилось.
Не будем стебаться - всем всё понятно, здесь по крайней мере. "Чёрную сотню" возраждают, вы не в курсе?
Последняя фраза верна всегда...
В «Чёрную Сотню» 1905—1917 годов по информации ряда источников входили священнослужители, которые впоследствии были канонизированы как православные святые: протоиерей Иоанн Кронштадтский, Митрополит Тихон Беллавин (будущий патриарх)[источник не указан 311 дней], Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), Архиепископ Андроник (Никольский), будущий первоиерарх РПЦЗ Митрополит Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий), протоиерей Иоанн Восторгов[
Как вам ?
Как вы видите далеко не маргиналы
Белавин (так до 17-го писали в его документах) - нужны настоящие документы, которых никогда не будет. Я работала по нему, много воспоминаний, но об этом нигде. А ведь тогда не скрывали - гордились. Не думаю...
Что хотел выторговать Пуришкевич? Князья тоже не все брезгливостью отличались. Входил ли кто-то из Великих Князей в эту контору?
Над вечным покоем.
Она очень значимая в его творчестве.
Он так о ней писал Третьякову: «Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…». В другом письме он писал: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вот и думаю.Может и себе повесить репродукцию для напоминания.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Неужели самому не стыдно? С вашего друга спроса мало, а вот вас я считала ещё тем, настоящим русским офицером... Сколь долго я заблуждалась(
Но в данном случае всё ясно, не так ли?
Мне вы статью хвалите, стоит прийти вашему другу-черносотенцу, вы его полностью поддерживаете, хотя очевидно, что мы стоим на разных позициях. Когда подобное делает женщина, думаю, вы знаете, как это называется.
Левитану уже всё равно, да и мне в общем то, тоже, но ваша репутация среди приличных людей летит к чертям. Жаль...
Предъявите мне "тенденционность текста" с коей вы так радостно согласились? Предъявите строки, где я "упиваюсь его иудейством и репрессиями"? Покажите "идеализацию жизни в царской России"?
Отвечайте за свои слова. тов. капитан II ранга.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вы так и не привели ни одного примера из текста?
Просто, сначала "понравилось", потом "не понравилось" и все аргументы? Если уж согласились с "тенденциозностью текста" - покажите её всем, разоблачите мою "идеализацию жизни в царской России?" Может я извинения буду приносить!? Ни одного доказательного примера из текста. Мне это тоже не понравилось...
Что же делать... Надо было написать, что он князь Шереметьев, а евреи его украли и воспитали в нищете?
На первое место абсолютно антисемитский коммент не боимся - написать слово "еврей" боимся? Неровно у вас как-то вырисовывается... Буквально прошу: Приведите доказательства указанных вашим другом фраз!
Но я не могу только согласиться с одним,но важным моментом.
Возможно, евреи именно потому и кинулись в революцию, поддержали её,что всегда жили ЗА чертой, в определенных,отведенных им местам.
Банальные вещи говорю, но приходится, потому что ,как оказалось, эта тема все-таки всплыла в таком прекрасном обсуждении.
Когда говорят об олигархах, то ОБЯЗАТЕЛЬНО ищут у них еврейские корни Левитана же при этом никто не упоминает, он же РУССКИЙ))
)))))))))
И это всего-навсего моё мнение!!)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Посмотрите какие доброжелательные комменты (кроме 1-2х). И русские и евреи говорили только о Художнике.
Ну, клиника есть клиника, а вам обязательно на два стула надо было?
Покажите в моём тексте строки, где я "упиваюсь его иудейством и репрессиями"?! Очень прошу - предъявите! В очередной раз! Объясните "женщине с плохим русским языком" и "ягодами", в каких строках она горячо поддерживает "проклятую царскую власть", или как у вас там. Объясните, не бойтесь. Я до сих пор жду ответа)
Тогда и о стульях поговорим, если пожелаете)
О линкорах с вами не спорят, т.к. ни хрена не знают, а в статьях, в которых не сильны сами - умные просто молчат. Если я не знаю о Сенегальском проливе - я просто не иду в эту тему... Не хочется жалко выглядеть.
А многие идут в темы, в которых ни хрена не понимают, а потом обижаются. Я не хотела, чтобы завершилось так, но поблагодарите своего "друга"
Изящно он кинул вас, русского человека, в такой проевсрейской статье. Четыре раза просила вас, Андрей, ответить, защитить женщину от оскорблений, и вы показали лишь поднос с сардельками. Что же - каждому своё. Где эта фраза была написана, не подскажите?
Ну почему же так в остальном?
Хотя уже не важно...
После этих оскорблений я покидаю МП. Ваша ложка в этом полна. Желаю удачи семье, и по возможности, сыну...
Комментарий удален модератором
Просто потрясена, что на этой огромной ленте не нашлось ни одного мужчины, чтобы защитить меня от прямых оскорблений. Вас не было, иначе было бы по другому) Помню, как Вы вели себя в "Лимонове"!!!
Дорого ли после этого стоят их "спасибо"?
Марина, ты знаешь, я же работаю с детьми . И уже с самого раннего возраста можно знакомить их с творчеством великих русских художников В помощь родителям,бабушкам и дедушкам и воспитателям создаются обучающие и развивающие передачи для детей Вот одна из них о Левитане
Хорошо написано.
А вот Чехов, Левитан, Булгаков, Есенин, Шукшин и многие, многие - оказались так рано нужны...
Только не сегодня.
Вы знаете, впервые за несколько лет у меня появилось желание побродить по "Третьяковке", совершенно одной, без спутников. Я там знаю почти наизусть, что и где находится. Но после Вашего эссе захотелось и - все! ))))))) Я это сделаю, как только представится возможность!
P.S. В "Третьяковке" больше из левитановских пейзажей нравится "Золотой плес". Обволакивающий таинственный туман над рекой, утро... Я в это время вижу первые сны...)))
Плёс у него вся серия замечательная, как и все "водные" пейзахы. Я уже писала, что вся вода, кроме Волги, у него с мостиками, брёвнами, накатами. Он искал свой пусть "перейти эту реку". Но река жизни оказалась ручейком(
Там выше, у Ольги Колесник стихотворение о Левитане.
По моему, гениальное, прочтите. И вот про эту золотую дымку, которую отобразить мог только он. Да и вообще, таким как мы "специалистам" кажется, что большинство картин написано на рассвете. А мне ещё Крымская серия нравится)
В Третьяковку обязательно! Как только потеплеет немного)
А стихотворение прекрасное.
...Над мокрым лугом прядь тумана.
Воды пустынной забытье...
Та же "Владимирка". Ну что там, кроме пыльной дороги? А какая история открывается. Возможно, что художник и сам выезжал по ней за границы города. Поэтому и картина живая, хранит отпечатки ног тысяч несчастных.
Ну а воду так не рисовал вообще никто. И "Тихая обитель" это действительно лучшее. Даже через монитор такая вода, что, кажется, своё отражение увидишь)
Если Вам понравилось, взгляните в блоге. Правда, довольно давно они были...
Шучу:))
только в детстве он был равным среди равных, в своей еврейской среде, коей весь оставался пропитан и наполнен до конца жизни. Поэтому на всю жизнь оставался для своей Родины - мачехи жидом.
Но мля "великий русский художник", "талант земли русской"... Лицемерие
Он-то как раз С Б-ГОМ,в отличие от б-ва.
И зачем было тревожить его прах?Чем не угодило еврейское кладбище?
http://www.lechaim.ru/ARHIV/224/univerg.htm
. Сюда перенесли с других кладбищ останки Н.Гоголя, А. Чехова, художников В. Серова, И. Левитана. Могила писателя А.П. Чехова на Новодевичьем кладбище
Комментарий удален модератором
-----------------------------------------------------------------------------------
Но когда выходил запрет жить некрещённым жЫдам в столицах, гнали Левитана , как совсем не русского
Комментарий удален модератором
Нет вообще никому никакого дела до того в синагогу, церковь или мечеть ты ходишь.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Это действительно нагрузка, как раньше - ненужное. Получается, если у человека всё в порядке, то бездарь он полная. Есть у нас такие художники, есть(
Он очень любил Саврасова, но тот сам себя в гроб загнал, а тоже какой талант. Не могут они с 9 до 18. Никак. Правда, я тоже не могу, но это как раз ни о чём не говорит, кроме лени)))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Да, о поездке на Сахалин нам рассказывали, а на Цейлон?) Рейнфилд "Антон Чехов" Вот там и письма и ещё много интересного. Кто-то нашёл в сети, посмотри)))
Комментарий удален модератором
Остаётся "любоваться" Никасом Сафроновым вместо Серова и "зачитываться" "Эдичкой" Лимоновым вместо Бунина... ((
Кстати, про цвет моря:
В галерее Айвазовского (Феодосия) на одной из картин увидел такой поразительно-неимоверный цвет моря, какого никогда за все годы до этого не видел! Бог с ними - с детскими годами, но проводя каждое лето на Чёрном казалось бы видел всякое...
Прошло лет пятнадцать...
И вот однажды, ранним утром, я был поражён вторично: у моря был ТОТ САМЫЙ НЕВИДАННЫЙ РОЗОВЫЙ ЦВЕТ! Увидеть то, что бывает, возможно, раз в десятки лет - и суметь передать эту нежнейшую и редкостную палитру...!!!
Эх, Марина, разбередила ты мне Крымом.. да ещё этой интеллигенцией... Ну вот есть же сало в морозильнике! Так нет - Левитан, Майдан... Всё эти айсберги виноваты... Хнык..
Потрясающе что застали. А я розовые горы видела на рассвете. Розовый снег - чудо. Но Левитан на Кавказ не ездил. У него только Ай-Петри и другие крымские. Но Айвазовский тоже гений, единственный. Кажется его сын хотел стать маринистом, но не вышло. Подряд два таких таланта практически не рождаются.
Кстати, сало тоже бывает розовым)))
Но так некомильфо - о сале после Левитана! И некошерно... ))
И, конечно, любоваться картинами - теперь столько зная о них.
Давно давно храню у себя стихотворение, не знаю, кто автор, но оно отразило самую сущность натуры и живописи Левитана.
В осенней грусти Левитана
Я с детства находил свое-
Над мокрым лугом прядь тумана.
Воды пустынной забытье.
На взгорке брошенный проселок,
Простая вдовья тишина;
В сквозных осинах зелень елок,
Там поступь дождика слышна.
Художник смутных ожиданий
Под поздним золотом берез,
Своих измученных желаний
Сиротство нежное пронес.
Один, средь мартовских проталин,
И на песке осенних рек,
Мир неустроен и печален,
Когда несчастен человек. автора найти не смогла.
Спасибо, Марина)))
А вот "Над мокрым лугом прядь тумана." мог изобразить только Левитан. Это дар небес, а в "довесок": "Мир неустроен и печален,
Когда несчастен человек"
Уникально, когда так совпадают текст, настроение творца и получившаяся работа.
Замечательно, Ольга...
Искала вчера автора в инете , но увы...
Искусство
Представь на миг, что музыка исчезла,
Что нет созданий кисти, книг, –
Твой дух убила бы слепая бездна,
И свет погас, и высох твой родник.
Была бы жизнь твоя ожесточённой
Под этой звездопадной синевой,
Когда б не мрамор одухотворённый
И не ключи поэзии живой.
Холодный разум- он жесток без чувства.
И этот мир преображаешь ты
Лишь потому, что мысль твою искусство
Уносит к Солнцу силою мечты.
Я стала искать автора стихотворения о Левитане по строкам этого. И нашла, но это привело меня в состояние шока.
Дело в том, что автор, найденный мной в интернете, датировал свое стихотворение 15.10.2009г., а то, что у меня -это 70 годы.
А стихи мастерские, уверенные, тонкие. Человек явно не первый стих писал...
У меня тоже есть своя история со стихом. Всю жизнь ее помню, автора найти не могу.
Все собираюсь написать об этом рассказку, так ведь бои же отвлекают и лень-матушка убаюкивает :)))
Представь на миг, что музыка исчезла,
Что нет созданий кисти, СЦЕНЫ, книг, –
НАШ дух убила бы НАГАЯ бездна,
И свет погас, и высохБЫ родник.
Была бы жизнь СОВСЕМ ожесточённой
Под этой звездопадной синевой,
Когда б не КАМЕНЬ одухотворённый
И не ключи поэзии живой.
Холодный разум ОДИНОК без чувства.
И этот мир преображаешь ты
Лишь потому, что мысль ТВОЮ искусство
Уносит к НЕБУ силою мечты.
Стих стал хуже.
Что это - ПЛАГИАТ?
Как тебе это все?
Я хотела бы установить авторство.
"Лишь потому, что мысль твою искусство
Уносит к Солнцу силою мечты."
Кто-то из шестидесятников? С поэзией у меня совсем плохо(
Еще раз - спасибо!
Я под замок упрятал все, что можно,
Чтоб мелочь каждую потом вернуть,
От рук нечестных сохранив надежно! Шекспир:) Чей перевод, не скажу.
Но в ком одном души не чаю я,
В сравненьи с кем брильянт сочту я вздором,
Моя отрада и печаль моя --
Ты можешь быть любым украден вором.
Тебя не мог держать я взаперти.
Ты будешь в тайнике таком храниться,
Где волен ты остаться иль уйти --
В моей груди, заботливой темнице.
И там, боюсь я, вор тебя найдет --
Такой трофей и Честность украдет!
Может из неопубликованного или печатался в какой нить районной многотиражке, которая канула в лету, и уж тем более не переводили в цифру...
Вот ещё он
http://stihistat.com/st/avtor/antonschumak
А тут ответственно! Спасибо!
Следует быть максимально тактичной, когда говоришь о таких величинах в русской истории, да и просто, не очень счастливых людях. Я старалась писать именно так...
Сколько здесь глубокого смысла..,этот мостик..,он действительно *уводит в Вечность*..
На этой картине вода магнетизирует, даже через монитор. Буквально затягивает...
Китеж-град получается. Спокойную воду никто так не мог писать. Мы тут Айвазовского вспомнили, но совсем "другая" вода...
Я, признаться, не видела этой картины.., и не увидела бы, если б меня Лора не позвала..,а сколько бы потеряла - невежда (я про себя)..
Но сам Левитан лучшей работй, из тысячи с лишним (!), как мы помнм, считал именно эту. И не зря ведь. Волшебная она слишком)
*Тихая обитель* - это гармония, завораживающий покой..,хочется *пойти по этой дорожке*,*заглянуть через перила на своё отражение*..- эта картина недаром произвела фурор на выставке в 1892 году..
И только сейчас подумала - благодаря Вашей статье - а ведь не зря они встретились, Чехов и Левитан, не могли не встретиться. Как они похожи! И внешне тоже.
А Вам, Марина, спасибо огромное. И простите мой сумбур.
К сожалению любая, даже хорошая инициатива выходила в той стране боком. Вместо просвещения невольно внушалось отвращение. Теперь мы сами должны ходить в музеи, покупать альбомы, дабы восполнить тот зияющий пробел, устроенный нам с самыми лучшими побуждениями. Мы открываем заново Левитана, Саврасова, Поленова, Репина, Боровиковского, Брюллова, да и где ж теперь успеешь.
Кусочками придётся)) Удачного дня!
Вот месяц в одной комнате с Венерой Милосской. И всё. Да Вы её добьёте просто. Я - точно. Эта измученная "свобода" выбора, которой всё равно нет, обязательно должна присутствовать в искусстве. Мы ведь и мечтать не могли о Прадо или Ватикане( А когда появились художественные альбомы - у спекулянтов покупала. А теперь вот смотрите, "Тихая обитель" такого качества, что хочется протянуть руку через монитор и поплескаться в воде. Всем этим нужно пользоваться, пока есть. "Пока дают" - это у многих поколений навсегда, увы...
Мало кто, вероятно, знает, что помимо детских диафильмов с волшебными, изумительными сказками выпускались специальные диафильмы по искусству. И всё это было, как вы так презрительно высказываете, в "той" стране...
А ныне всё это кануло втуне...
Не хотелось бы здесь о политике. Вот вам альбом:
Это были первые, доступные обычному человеку, художественные книги, исключая микояновскую "О вкусной и здоровой пище" 1956-го
Выходила масса книг с великолепными иллюстрациями! И всё это не в конце 80-х, а с кноца 50-х, за что я ручаюсь, так-как еще кое-что даже осталось у меня на полках.
С 70-х же я сам занимался обменом и покупкой "буржуйских" книг и пластинок на нашей специализированной толкучке "Яме" ))))
Может быть и возможно было с мороженого на альбом Дали собрать. Как я могу спорить с тем, чего не знаю. Но хорошо знаю, что было потом. Я с фарцовочных книги покупала. Недостутного Юлиана Семёва, те же альбомы.
"Иностранная лит-ра" превратилась в безобразие (мягко скажем) - в печке сожгли. А потом появились современные книжные. Да, дорого.
Вот купила для работы: "Исторические портреты белого движения". Больше 1000/руб. Но зато это есть свободно!
И Ватикан, и Пражский град, и Мадрид можно увидеть своими глазами. Может Вы там были и в 60-х, но наша семья такой возможности не имела... Поспорим в другом сообе, когда и кому было лучше - если хотите.
Эти пейзажи трогали с детства, через них художник Россию представлял и свою любовь к ней, свое видение, постижение россии!
Еще один Гений, страдавший, рано ушедший туда, откуда не возвращаются обратно, но оставивший нам Прекрасное, Россию в своих глубоких картинах!
И знаете, я рада, что только один человек из всей большой ленты сделал акцент на национальности. Кажется, это маленькая победа разума в МП. Да нет, скорее всего, здесь просто приличные люди, чему я очень рада)))
Хорошо хоть, что не стаями налетели!))
Люди, поди, образованные)))
Дорогой Кот, ЕБЖ - встретимся в Гамбурге.
Меня здесь больше нет. Только в одном сообе и никаких статей. Спасибо за Ваши внимательные и добрые коммы!
Удачи Вам и исполнения Ваших планов!
Я тоже сейчас присутствую в МП минимально, загрузка по-работе пиковая, да и семейные проблемы. Не прощаюсь!
Я небольшой знаток и любитель живописи, но левитановские пейзажи мне нравились всегда - они как-то примиряют меня с типичными российскими ландшафтами, которые по большей части наводят на меня тоску, если честно. А вот об истории его жизни мне, к стыду моему, не было известно практически ничего - тока я и знал, что он рано умер - от чахотки, кажется, да? Подборка иллюстраций - очень удачная, жалко только, что в мелком формате (я плохо вижу) - но я понимаю технические трудности, которые заставили Вас на это пойти; в конце концов, все полотна при желании можно найти и в Сети.
Спасибо!
Умер он от чахотки, осложнённой тифом( Грустных картин у него также не мало - жизнь не слишком весёлая была.
Вот, взгляните, что здесь особо радостного?:
Названия не помню, но русскую деревню он писал много.
Вот это то, что и "наводит тоску", в том числе и тем, что мало что через 100 лет изменилось(
В сети есть отдельно его альбомы, любой формат сделаете. Можно под коньячок) Вам понравится!
Но виды человеческого жилья - эт таки отдельная тема, я говорил про ландшафты сами по себе - физически ненавижу плоский рельеф, безлесность и сырость, а в Центральной России все эти три фактора слишком часто сочетаются...))
А деревни... наши сибирские деревни выглядят зачастую не менее убого - ничо, живут люди. Жили, точнее, - щас почти уже не живут, разруха кругом, кое-где уже ни электричества не стало, ни связи, ни медпунктов даже - в радиусе сотни-двух км. Доживает старичьё да бичевьё практически натуральным хозяйством и ни на что уже не надеется. И все - в долгах у хозяина единственного на всю вот такую деревушку ларька с ширпотребом - курево, соль, сахар, спички, нитки-иголки, - который тоже едва сводит концы с концами, но гордится здоровым образом жизни...))
Вон, Стас знает, мы соседи почти...
Центральная Россия это та самая Русская равнина, а что может быть на равнине?
До 500 км от Москвы, ещё как-то,а дальше, кроме красоты природы я мало что хорошего представляю. Впрочем Левитан по Империи и не ездил. Если уж ему Италия была нехороша, то его подсознательной родиной явно была "русская степь". На всех картинах ландшафт ровный, среднерусский. Отличается его любимый Крым.
Я горы тоже очень люблю, но на востоке страны никогда не была. У вас Байкал, Алтай, дацаны, Хакасия, Калмыкия - столько интересного...
Кстати о Хакассии (я там как-то работал с месяц, на руднике одном) - там нынче летом Таня Дьяконова побывала со своей киногруппой, сделала три поста, с фото, и написала очень интересно. Вы не знакомы? Я не помню просто. Даю на всякий случай ссылочку на третий пост, а там - есть на предыдущие: http://maxpark.com/community/4563/content/2194051
А вот на Алтае не был, моя страна - Забайкалье, в основном, - Читинская обл. и Бурятия, немного - Амурская обл. Да бодайбинские места неплохо помню - 5 лет на съемке...
значит зацепила за живое , уж больно разнопланово получилось и как сплелось в единую нить повествования !
Такие ниточки плетутся, что страшно зачастую.
У меня есть пара таких историй. Историй для меня, и сломанных жизней для их участников. Просто они гении - на их примерах легче понимается и думается, что "мне это не грозит" - я же обычный человек. Так мы пытаемся думать. Спасибо за высокую оценку текста!
Много попадается статей интересных, обширных, подробных - но блекнущих под грифом "собрано из источников (с)"
В твоей привлекает в первую очередь анализ. Личное присутствие автора в каждой строчке.
И Левитан становится ближе, и понятнее становятся его картины, и еще отвратительнее выглядит вечный и гнетущий формализм тех, в чьих руках власть.
Насколько же хорошо художнику удавалась вода! Долго не могла понять, чем меня так притягивает и удивляет картина "Тихая обитель", пока ты не разъяснила... а ведь и правда! Редкость - когда отражение отчетливее, чем натура...
А моя любимая - "Березовая роща"...
Считаю похвалы в твой адрес, так часто звучавшие в последние дни на сайте - абсолютно оправданными.
Успехов тебе в творчестве и... радуй нас почаще )
Видишь, он больше всего сам любил "Тихую обитель" и крымскую серию. Однажды даже позировал (забыла((, Поленову, кажется, на берегу моря, меж крымских валунов в одежде древнего арамея. Такую маленькую Палестину изобразили.
А открытой воды, кроме Волги, у него, заметь, нет. Везде мосты, бревна, накаты. Он горько ощущал отсутствие моста в собственной жизни. Вот тебе ещё роща, хотя уже была в ленте. Он ведь писал её в нескольких вариантах:
"Это Куинджи, а это его вечный почитатель, из сыновей воды"
Дела подшиты, папки по полкам )))) Рада вас лицезреть ))
Но в общем-то - у нас все довольно вяло пока протекает. Чему я рада.
Хотя всё равно копипаст...
Правда, там они тоже совсем не большие...
Словом, позвоните в эту библиотеку!
Марина, спасибо, что напоминаете о непреходящем.
Чем хороши твои работы, - в них есть ты сама, твое виденье, твои интонации, твой стиль.
В сети информации о Левитане - океан безбрежный, содеять приличную компиляцию можно за четверть часа, многие так и поступают (о копипасте вообще молчу), а ты пропускаешь все через собственный ум и душу, это передается, это действует, это будоражит...
Не могу сказать, что Левитан - мой любимый художник. Но его русскость, гениальность, судьба, драматический путь в искусстве не могут не волновать, заставляют задуматься, тревожат душу. Они навсегда связаны с детством, с чем-то таким, что принято обозначать казенным словом "патриотизм". В его картинах я - дома, мне в них все по душе - и печальное, и радостное... это любимый и понятный русский мир. Хорошо, что благодаря твоей статье, мы с этим миром еще раз соприкоснулись!
Пойду читать обсуждение, оно тоже в твоих постах всегда интересно!
Спасибо, Лора! В "Огоньках" 60-х (бабушка выписывала)
были голланцы (натюрморты). Их вырезали и прикалывали на стены в деревенских домах, и почему-то Левитан. Оттуда первые воспоминания.
Честно, сейчас я не хочу его пересматривать, признавая все превосходные паметры картин. Вот "Тихая обитель" и "У омута" как-то остались близки.
Вот он впервые на выставке передвижников:
1897, кажется...
Левитан фотографирует.
Подслушать бы о чём они говорили)
А может банальное: "Когда обед подадут?")
Поздновато, конечно, но... И венецианские фото вспомнились, и фильм "Другие".
И: "Когда человек умирает
Изменяются его портреты..."
Задумалась, зачем эти вековые альбомы, я же их никогда не открою теперь...
Сергий Радонежский выходит из картины Нестерова и лупит Гундяева своими веригами. На картине Репина "Не ждали" из окна выпрыгивает любовник! "Неизвестная" Крамского приоткрывает веер с ценой 200)))
А сейчас? ТоскА тёмно-зелёная...
Весело у вас, девочки!!!
пы.сы: - и все они тайные евреи....
А у меня, вот же что забавно, картина Март Левитана прочно связана с Чуком и Геком (и с ГКЧП еще через двух последних и второго Гайдара), поскольку в школьном моем учебнике этот рассказ Голикова заканчивался такой цветной вкладкой и первой там была репродукция сией картины )))
Что мы имеем в итоге? На картине Март Левитана веселые кругломорденькие Чук и Гек, потомки Ивана Грозного, устраивают ГКЧП, прогоняя Горбачева в Форос деревянными лопатками, мимо катит в санях боярыня Морозова и орет дурниной - Бориску на царство!... вокруг пустой подводы носится кругами Иван Грозный с посохом в поисках недобитого сына, спешно отползающего за угол дома... второй Гайдар выходит из дома с перечнем реформ в руках... тут мимо проходил французский боцман :)))))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Думаю, Левитан тоже смог бы оценить:
Ни разу до сих пор не видела второго варианта "Грачей" Саврасова...
Что характерно - была в 1990 году в Москве на экскурсии по Ваганьковскому кладбищу. Вообще не понимаю экскурсий по кладбищам, но это входило в программу. Так вот: "показали" нам могилы, конечно, Высоцкого, Миронова, Гарина, Буркова, Лиепы, многих других артистов... И совершенно молча, равнодушно прошли мимо могилы Саврасова... Я была поражена!
А Левитан... Он - гений. Нет, правильнее сказать Гений. Больше ничего не добавить. Могу перед его картинами стоять долго-долго...
Ещё раз спасибо!
Комментарий удален модератором
Исправляю ошибки Вашего хренового экскурсовода)
Экскурсии по историческим некрополям занимают своё место в общем экскурсионном процессе. Просто очень много зависит от экскурсовода. Работа гораздо тоньше.
Я уже рассказывала, если не слышали, лет 15 или больше назад экскурсии по Ваканькову водил брат Андрея Дементьева. Бесплатно. Для людей.
Как он рассказывал, в какие уголки мы только не забивались) Вот с тех пор у меня интерес к некрополистике, книги собираю. Это оказывается, настоящая большая наука. Но специфическая такая.
Поэтому по ней и мало хороших специалистов, увы:
Лучший друг Левитана
Как многого я не знаю :)))))
Прекрасное имя. Восхитительные работы.
Удачи! Успехов!
Платонов в 6-ом классе - идиоты(((
Вот ещё новый учебник истории посмотрим, и тогда, по возможности, большинство на домашнее обучение(((
Но вот пара художественных и несколько документальных.
Приходите!
Здесь надо поддержать Марину) Она этого достойна!
Можно!?
Но за таких людей очень обидно(
(По мотивам картины "Вечерний звон")
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
Н.Рубцов.
Глядит алеющая мгла,"
Рубцов гений своего времени. Спасибо Павел!
Просто очень много нужно пока ответить....
Не существует женщин, не любящих цветы!
СПАСИБО Павлу Алексееву-Точка за приглашение.!
Русского художника -- Левитана.
Его картины всегда вызывали восторг и будоражили душу.
Павел, и Вам огромное спасибо, что находите столь интересные статьи.
Спасибо за пост. В закладки. )))))
Это всеобщее сохранившееся наследство. Гений!
Комментарий удален модератором
Однако, Вы оказывается ещё помните великого роботостроителя! Это приятно!)))
"Дачница" - очень трогательна. Но если б не знал, кому она посвящена - я скорее всего, этой трогательности бы не понял, к сожалению :( "Дервянный"я видимо в этих вопросах
Комментарий удален модератором
Спасибо! Напишите, что понравится -что нет.
Свежий взгляд очень ценен!
Капельно ещё как-то. Левитан, Чехов, Булгаков...
Тогда бы и пенициллин помог. Воля господа - отнять у созданного им же человечества лучшее? Продолжение наказания? Доброе существо( Но это действительно другая тема. Здесь о художнике.
Но 40 лет гения морально травмируют думающего человека. Вы фтизизиатор?
По бактериологии - увлекался, интересны бактериофаги - паразиты в мире бактерий. Они, как-бы откладывают "личинку" в бактерию. "Личинка" развивается и разрушает бактерию изнутри. (Наверное помните "Наездник" из мира насекомых).
Живой организм (бактерия) стремится выжить, поэтому приспосабливается к практически любым условиям. Происходит борьба за существование. Из-за этого, на сегодняшний момент времени, есть такое большое разнообразие антибиотиков, которые, к тому же, стали хуже действовать.
Я просто напросто перестал доверять людям, особенно государству. ИМХО!!!
Всё равно считаю, что сегодня Левитану помогли бы хорошие антибиотики, при полном отсутствии привычки.
А у Вас чрезвычайно интересное образование!
Спасибо огромное!
Картины которого, конечно же, знакомы с детства.
А вот биографию как-то не удосужился узнать.
Левитан - настоящий художник!
Что бы не говорили "знатоки" о философской глубине черного квадрата и прочих подобных глупостей...)
Жизнь часто несправедлива к гениям, к сожалению...
Огромное спасибо автору - прочитала одним духом. Занималась исследованиями творчества и жизни Чехова, многое читала о дружбе с Левитаном. А о жизни художника (отдельно от других современников) многого не знала.
Марина, примите мою благодарность!
У Фидлера можно найти кое-что о Чехове. В книги не пустят - там Басинский на очереди. Но хорошую статью - вполне!
«Открывая Чехова» - http://maxpark.com/community/4707/content/938758 http://maxpark.com/community/4707/content/938768 http://maxpark.com/community/4707/content/938769
Ирина Стрельникова. Неизвестный Антон Чехов. Привычка не жениться. http://maxpark.com/community/4707/content/939030 http://maxpark.com/community/4707/content/939036 http://maxpark.com/community/4707/content/939038
именно этим летом была на Новодевичьем у могил Чехова и Книппер -Чеховой , Левитана и других наших Великих ...
Комментарий удален модератором
Значит будете читать и смотреть, а затем просвящать несведующих!)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Несколько документальных статей есть у меня в блоге, заходите)
Отдельное спасибо Лоре за приглашение.
Выберу время и почитаю форум.
У меня просто уже не было сил на приглашения)
Прав Антон Павлович: Почему бездари живут, а гении уходят?...
Хотя оно не ровное. Кажется сегодня вообще нет гениев (кроме техников и физиков). Может, их время пришло...
художников действительно не знаю...
"неоднократно подчеркивающего иудейство молодого талантливого юноши" А не стоило ли написать, что он граф Юсупов, например, украденный евреями? Было бы лучше? Человеку досталость много бед, которые миновали бы, например, чухонца, только из-за национальности. Антисемитский комментарий на первом месте как-то никого не удивил, а слово "еврей" запрещено к употреблению?
Обиды у него бесспорно были на несправедливость власти. Когда он говорил с Романовым, ему было уже всё равно, ну а сжечь письма, составившие бы сегодня жемчужину литературного архива - его воля, его переписка. Левитан - русский художник еврейского происхождения. И он не уехал из неё, когда уже имел все финансовые возможности. Это ведь тоже о чём-то говорит
Как всё наоборот. А я мечтаю увидеть Дальний Восток, сопки, тайгу, вулканы, Атлантику с другой стороны.
А Вам это всё надоело) Поменяться б на недельку) Хотя, Москва это совсем другая природа...
В конце концоа именно она подарила Левитану человеческое счастье, а не профессиональное. Конечно, о её картинах речь не идёт, тогда было модно рисовать на пленэре. Да и Дмитрий Кувшинников понимал, что поймал Жар-птицу, которую ему не удержать. Иначе мог бы Левитан бывать у них в гостях, когда все всё знали?
А чеховский рассказ вот как перевернулся. Ну что же, во все времена мужчинам можно всё, женщинам ничего. В середине ленты у Алины Архиповой взгляните фото с его подписью. Небезинтересно. А потом приезжал домой и считал дни овуляции собственной жены. Как из собственного рассказа история. Imho, влез в эту историю Чехов зря. Но благими намеренирями, сами знаете...
Благодарю!
Эти пейзажи волновали всегда... а прочитав твоё повествование, с вкраплением личной жизни художника - совсем по-новому их просматриваю.
Как часто Гении идут по своей короткой жизни, преодолевая равнодушие и завистников...но, славно, что Левитан знал и дружбу и Любовь...
Спасибо за прекрасный рассказ!!!!!
Я говорю, что Софья открыла ему жизнь, научила глубоко вдыхать больной градью, но незаконно. Вот так...
Мы радуемся за него, а некоторым - гладкую как яйцо биографию испортил. Собственную причём)
И как теперь детям рассказывать???
Мы там выше с Лорой играем "Если бы картины вышли в мир" - присоединяйся. Такой ржач получается)))
Вот вы с Лорой придумщицы...)))
Представилось, что Европу похищает не Зевс, а Абрамович (с рогами))))
Левитан, как Гений, обладал несомненно особым магнетизмом, который и на Чехова действовал наверняка, и на Кувшинникову..и на нас через его магические божественные пейзажи.
Кстати, о испорченных яйцах-биографиях, если провести параллель с Пушкиным - там их горы быть должны, залежи))))))
Ну разве можно сказать: "нет"?)))))
А эмансипэ нам не очень интересны - они хотят, чтобы женщины ВСЕГДА были сильны))
Там три колонны осталось. А источник, говорили, где-то ещё "работает" Он сейчас грекам очень нужен)))
Сильной нормальная женщина быть вынуждена, если что-то не сложилось, и гордиться здесь нечем...
Словно они до сих пор там в горах живут, несмотря на часовни с крестами)
Если процент "таких" уродливых женщин-эмансипэ вырастет, то мне кааца, природа, чтобы закрыть провал, поднимет процент гомо-мужиков
Спасибо...
Комментарий удален модератором
И все волжские пейзажы где-то возле вас писались?
Хотя Плёс вроде не близко? Вот здесь я не в теме, если карту не смотреть. Всё равно здорово, и спасибо за похвалу. Мы тут с девчонками играем "Если бы все картины вышли из рамок") Присоединяйтесь!
Комментарий удален модератором
.Картина написана недалеко от Затишья. в имении Берново (там нынче музей), принадлежавшем деду баронессы Вульф, соседке Пушкина по псковским угодьям. Живописец бродил в его окрестностях и однажды увидел ветхую плотину. Заводь. Глухой лес...Отражение деревьев...
Сама баронесса поведала легенду об этом страшном месте. Оказывается, здесь бывал Пушкин, когда гостил в имении Малинники (осталось только место от усадьбы). Великий поэт записал рассказ о трагедии, случившейся у заброшенной мельницы. У старика-мельника - любимая дочь Наташа. Красавица и шалунья. А у деда баронессы Вульф - конюший. Сама судьба свела их. Наталья уже ждала младенца. Какой-то холуй донес об их любви барину. Конюшего секли. Полуживого отправили в солдаты.
Наташа утопилась
Левитан писал на основе народной памяти. Получается, что русалка "У омута", увы, была. Здорово, что Вы там были.
Спасибо Вам за оценку текста. От ВАс вдвойне приятно такое слышать! Благодарю!
Читала увлечённо,задерживаясь на особо интересных моментах рассказа...а в Плёсе я была...
Спасибо Павлу,что пригласил.Захотелось в Третьяковку...)
Третьяковка пока не приватизирована. Вперёд!!!
Левитан был гораздо скромнее.
А "художественное мастерство художника" - Ваше личное авторское филологическое изобратение!
Мировоззренческие настроения Левитана явно не соприкасались с привезённой из Византии верой. Он был "всего лишь" пейзажист. Полотно "Над вечным покоем"! изображает церковь. Оно менее талантливо от этого? А православия он так и не принял. Картины хуже?
А крепостные и мощи - другая тема, согласитесь.
Рекомендую ознакомиться "Церковь и государство. История правовых отношений."
Св. Ал. Николин, Издание Сретенского монастыря - 1997. Редкая вещь. Достаточно честная. Тоже рекомендую)
В литературе 19 века нет и намеков на ваши заявы. Гусары - да, полно фактов. Пушкин - и вовсе всем известное воплощение распутства, а о монахах - ничего не припомню, где бы описывался их повальный разврат и пьянство. Неправда все это.
Исаак Левитан
Озеро. Русь, 1899—1900
неоконченная работа
Холст, масло. 149×208 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Левитан развивался и работал в русле русской художественной традиции, обогащал русскую культуру - поэтому он русский художник. Иными словами, называть еврея Левитана РУССКИМ - нелепо, но называть еврея Левитана РУССКИМ ХУДОЖНИКОМ - значит, констатировать факт. Никакого противоречия тут нет. Вспомним того же поляка Конрада - английского писателя. Или ещё одного поляка Войтылу - римского (а не польского :)) папу. Виктор Турецкий, Одесса217.146.246.9 15:00, 16 июля 2008 (UTC)
Подвергли сомнению мой профессионализм, унизили стиль, поименовали серостью и т.д.
Противно выкладывать что-то дальше. Честно.
Левитан стал бессмертным не из-за своего еврейства, а благодаря тому, что избавился от него и стал знаменитым русским художником.
А за угрозу убийством ответишь по ст. 119 УК РФ
С какого угару? Это ты угрожаешь убийством - тебе жидовочка и сидеть!
Не стоит мне отвечать. Я вас не приглашала...
Он умер в своей вере. Не в курсе?
Кроме антисемитизма другой любимой темы нет?
Явно нет. Ну что же, глупость также пахнет не лотосами. С удовольствием лишаю себя вашего общества.
А по материалу есть что сказать?
Замечательная у вас была школа...
При чём здесь "национальный признак"? Ну был он евреем, был. Айвазовский - армянином, и что?
Выкладывать чужие псевдополитические тексты гораздо интереснее, понимаю...
Осторожено, трепетно, деликатно изложены все острые моменты взаимоотношений.
Подборка репродукций, ну всё...
Формулировка "Ржавчина души – депрессия и меланхолия" - тянет на нобелевку.
Спасибо.