Десять вопросов Путину о коррупции в Сочи

На модерации Отложенный

Россия Экономика Бизнес Деньги Мир Будущее Авторы






Коррупция
63 881
25
21.01.2014, 15:30
Десять вопросов Путину о коррупции в Сочи
Наталия
Телегина Подписаться
in
Share

5


Владимир Путин. Фото: REUTERS / Alexei Nikolsky / RIA Novosti / Kremlin
Крупномасштабной коррупции при подготовке к Олимпиаде не было, недавно заявил президент Владимир Путин. И призвал лиц, которым что-либо известно об этом безобразном явлении, делиться информацией с госчиновниками. В этой связи портал
Slon подготовил десять вопросов главе государства. Мы не оперативники из ГУЭБиПК и не сотрудники Следственного комитета, но, как ни странно, представляем, где можно поискать пресловутую черную кошку.


Кто уберет мусор?

В октябре 2013 года корреспондент Associated Press обнаружил гигантскую свалку строительных отходов в поселке Ахштырь к северу от Сочи. За этот несанкционированный полигон Росприроднадзор уже успел один раз оштрафовать РЖД – на 3000 долларов. Однако, утверждает корреспондент AP, 25 октября отходы продолжали свозиться. Двумя годами ранее около десятка частных жилых домов на Бакинской улице в Сочи были разрушены из-за оползня. Причиной бедствия послужили грунт и железобетонные конструкции с олимпийских строек, которые по
ночам вываливали на горный склон. Местные жители говорят примерно о трех тысячах КамАЗов строительного мусора.

Владимир Владимирович, а куда же делись почти 2 млрд рублей, выделенные на утилизацию олимпийских отходов?

Что будет с олимпийскими объектами?

В 2011 году Дмитрий Медведев, на тот момент президент РФ, утверждал, что четыре
спортивных объекта после Олимпиады будут перевезены в другие города – Владикавказ, Ростов-на-Дону, Астрахань и Ставрополь. Именно поэтому они имеют сборно-разборную конструкцию, что, вероятно, отразилось на стоимости. Однако дальше слов дело не пошло: после Олимпиады Сочи, чье население не достигает 400 тысяч человек, получит Прибрежный кластер в виде четырех спортивно-развлекательных площадок вместимостью от 3 до 40 тысяч мест, торгово-выставочный комплекс и велотрек.

А, например, в Лондоне первые планы по работе с олимпийским наследием начались в 2007 году. Cейчас этим занимается специально созданная London Legacy Development Corporation. Так, Олимпийская деревня (Athletes’ Village) преобразуется в новый район на 2800 жилых домов (половина – социальное жилье), а Олимпийский парк королевы Елизаветы с 2016 года будет привлекать до 9 млн туристов в год. Отсутствие внятных планов у нас – следствие если не коррупции, то, как минимум, вопиющей неэффективности.

Кто поедет в Сочи после Олимпиады?

Вопросы о непомерной дороговизне Игр вызывают аллергию у любого российского чиновника. Чаще всего мы слышим в ответ, что это затраты не только на Олимпиаду,
но и на комплексное развитие Сочи как горноклиматического курорта. Тогда хотелось бы увидеть хоть один аналитический отчет – сколько новых туристов появится в тех краях после Олимпиады (вернее, благодаря развитию инфраструктуры)? Несколько лет назад правительство Ростовской области, оценивая перспективы создания игорной зоны «Азов-сити», заказало российской «БДО Юникон Консалтинг» и международной Spectrum Gaming Group исследование туристско-рекреационного
потенциала региона. И пусть ростовская часть «Азов-сити» заглохла, тем не менее: если региональные чиновники просчитывают последствия своих действий, почему это не приходит в голову федеральным?

Где зарплаты рабочих?

«Чем дольше говоришь с рабочими и директорами подрядных компаний, тем больше кажется, что они описывают огромную финансовую пирамиду. Генподрядчики компаний, отвечающих за Олимпиаду, задерживают выплаты своим субподрядчикам, те – своим; цепочка достигает четырех-пяти звеньев, долги нарастают, пока не
спускаются вниз пирамиды и не ударяют по тем, кто находится на низшей ее ступени, то есть по рабочим», – пишет в декабрьском репортаже корреспондент «Новой газеты». В статье говорится о семистах случаях «кидания» работяг – документы по ним уже переданы в прокуратуру, но очевидно, это лишь вершина айсберга. За год до Олимпиады Human Rights Watch опубликовала доклад, рассказывающий о скотских условиях труда в Сочи и постоянных невыплатах. А ведь эти деньги наверняка проходят по сметам генподрядчиков.

Владимир Владимирович, если вы хотите знать о фактах коррупции, возможно, стоит начать, например, с расследования деятельности ООО «Болверк», задолжавшего рабочим около 11 млн рублей?

Или с ООО «Крилакспецстрой», чей работник Роман Кузнецов зашил себе рот?

Этично ли вкладывать в строительство санатория для управделами президента годовой бюджет Сочи?

Роскошь, конечно, не знает границ, и «Объединенный санаторий "Сочи"» лучшее тому подтверждение. Но почему шик, достойный арабских шейхов – с прекрасным бассейном, пальмами, фресками и лепниной, – создается на деньги налогоплательщиков? По состоянию на 1 января 2013 года Управление делами президента РФ потратило на реконструкцию великолепного сооружения почти 9,5 млрд рублей, или 26,3 млн рублей в пересчете на номер – и это в рамках олимпийской программы. Причем цифра не окончательная, ведь роскошный санаторий был готов лишь на 89%. А если накинуть еще 11%, выйдет без малого годовой бюджет Сочи на 2014 год.

Сколько нарушений на самом деле нашла Счетная палата?

Весной 2013 года глава Счетной палаты Сергей Степашин оценил завышение стоимости олимпийских объектов в 15,5 млрд рублей. Это данные на конец 2012 года. Почему все отчеты СП на эту тему засекречены? И какова окончательная стоимость коррупции на Олимпиаде – хотя бы по осторожным оценкам госаудиторов?

Можно ли поменять инженерные сети за семь дней?

Известный борец с коррупцией Алексей Навальный раскопал тендер краснодарских чиновников, требующих выполнить заказ стоимостью 604 млн рублей за семь дней. Как и предполагал блогер, победителем оказалось ООО «Юг Строй 1», ранее уже отметившееся в подобных конкурсах. Конкурента просто-напросто не допустили до торгов. Как вы думаете, Владимир Владимирович, похоже ли это на сговор заказчика и будущего подрядчика и надо ли поручить правоохранителям проверить все тендеры, ранее проведенные ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края», и все конкурсы, выигранные ООО «Юг Строй 1»?

Почему вы забыли про коррупцию в Горной Карусели?

6 февраля 2013 года вы, Владимир Владимирович, устроили публичный разнос из-за срыва сроков и удорожания с 1,2 млрд рублей до 8 млрд рублей строительства комплекса трамплинов в Сочи. Виноватыми во всем назначили братьев Билаловых, а платить пришлось Сбербанку, сегодня контролирующему уже более 90% ОАО «Красная Поляна». В свою очередь Сбербанк, наполовину принадлежащий государству, теоретически мог бы направлять свою прибыль не на «стройки века», а на выплату дивидендов в российский бюджет. Можем ли мы тогда говорить, что удорожание на 6,8 млрд рублей есть проявление коррупции, бьющее по казне, а значит, по налогоплательщикам?

Кому нужно за 30 минут доезжать с берега моря до гор?

Совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер – Альпика-Сервис стала
притчей во языцех еще при строительстве. Неудивительно, ведь она стоила 260 млрд рублей на момент завершения 65% работ. Наверное, вам, Владимир Владимирович, неприятно, когда всякие хипстеры иронизируют, мол, за такие деньги ее можно было покрыть черной икрой (тогда хипстеры еще не знали окончательной стоимости). Ведь это сложный технический объект с мостами и тоннелями.

Правда, в Китае умудрились построить железную дорогу, проходящую на пятитысячной высоте, длиной 1900 км, полную тоннелей и эстакад – и все за 26,2 млрд юаней в ценах 2005 года (примерно 93 млрд рублей по курсу на 1 января 2006 года). Другими словами, в России один километр стоил 5,4 млрд рублей, а в Китае – около 50 млн рублей, то есть в 108 раз дешевле. Правда, в Поднебесной не было автомобильной трассы. Но вопрос даже в другом. Во время Олимпиады экспресс
«Ласточка» будет довозить зрителей до Горного кластера из Прибрежного за 30 минут, а из центра Сочи – за 40 минут. Но кто «полетит» на «Ласточке» после Игр? Добраться из аэропорта до горнолыжного курорта вполне можно и на автомобиле. Что касается электрички, курсирующей между берегом моря и высокогорьем, то ее, вероятно, вовсе отменят за ненадобностью.

Что «Газпром» хочет сказать парными унитазами в мужском туалете?

Спрашивать вас про пресловутые унитазы, Владимир Владимирович, даже как-то неловко. И все же – между ними должна быть перегородка? Второй, по задумке, биде? За строительство лыжно-биатлонного комплекса «Лаура» предварительной
стоимостью 48,2 млрд рублей отвечал «Газпром». Госкомпания таким образом пыталась сэкономить?