Кризис в декорациях Средневековья: компромисса на Украине не будет

Ситуация в Киеве определённо скатилась в Средневековье, а возможно, и в ещё более раннюю историю человечества, когда использование катапульт и массовые психозы горожан были широко распространены.

Не обошлось и без такого исторического атрибута, как «охота на ведьм»: по информации пресс-секретаря лидера партии «УДАР» Виталия Кличко Оксаны Зиновьевой, оппозиционный лидер лично поймал, допросил и разоружил двух провокаторов.

Не надо спрашивать, кто уполномочил Кличко задерживать людей и проводить допросы: когда в Средневековье горожане ловили ведьму, менее всего ловцы задумывались о соблюдении правовых норм. Если подобной ловлей занят лидер, то неудивительно, что от него не отстают и журналисты.

По Киеву ездят патрули активистов Автомайдана, которые выискивают на улицах молодых людей крепкого телосложения, которых хватают и доставляют в штаб оппозиционеров, расположенный в Доме профсоюзов.

Как заявляют оппозиционеры, это провокаторы, которых власть привезла в Киев, чтобы устраивать беспорядки и компрометировать Майдан.

По свидетельству журналистов, работающих в Доме профсоюзов, к утру 21 января туда доставили два десятка «провокаторов», некоторых с разбитыми в кровь лицами. После допросов задержанные на камеру рассказывают о том, как их наняли за деньги и привезли в столицу устраивать погромы.

Людей, попавших под подобные облавы, жалко, как жалко было средневековых женщин, отправляемых на костёр озверевшей толпой земляков, впавшей в массовый психоз.

Молодым ребятам, схваченным активистами Майдана, ещё повезло — максимум побьют, ну, может, ограбят. До расправ по ливийскому сценарию в Киеве дело ещё не дошло, хотя не покидает ощущение, что нечто подобное может начаться в любой момент.

На Украине нет причин для восстания

Ситуация на Украине хорошо показывает, как легко и просто относительно стабильная ситуация может быть раскручена до состояния преддверия гражданской войны.

Недовольство властью — нормальная ситуация. Гражданский протест — нормальная ситуация. Однако когда протест перерастает в захват зданий и уличные бои — это уже ненормально.

Есть старый революционный лозунг — «Народ имеет право на восстание». Однако тезис этот предполагает, что восстание может произойти только тогда, когда все другие меры воздействия на власть исчерпаны.

Столкновения протестующих с полицией на улице Грушевского в Киеве 19 января. Фото: АиФ / Руслан Иванов

На Украине существует законно избранный президент, действует законно избранный парламент, работает законная судебная власть.

Виктор Янукович своими действиями не нарушил Конституцию, не попрал главные законы государства. Большинство в Верховной Раде, принимая бюджет и новые законодательные акты, действует в соответствии со всеми общепринятыми демократическими традициями.

В Конституции Украины нет пункта, требующего от президента заключать договор об ассоциации с ЕС. Следовательно, все претензии граждан к нему относительно данного решения — из разряда «нравится – не нравится». Не нравится — добро пожаловать на ближайшие президентские выборы, где граждане имеют право сменить неугодного лидера на того, кто внушает больше доверия.

В так называемых «законах, вводящих диктатуру», в принятии которых обвиняют Януковича, вопреки представлениям оппозиционеров, не содержится норм, которые бы резко контрастировали с законодательством европейских стран. В Германии и во Франции появление на митинге в каске и маске чревато для виновников серьёзным наказанием. Достаточно сурово власти поступают и с теми, кто разворачивает палаточные городки в центре столицы.

Да и вообще, протест такого рода, какой происходит на Украине, власти европейских стран у себя не потерпят.

Как избавиться от президента?

Почему же, в таком случае, Евросоюз и США де-факто легитимизируют уличные бои в Киеве?

Всё упирается исключительно в политическую целесообразность, в угоду которой приносится строгое следование нормам и правилам демократии.

Западные страны ещё не объявили Виктора Януковича «утратившим легитимность», однако слова Виталия Кличко насчёт судьбы Каддафи и Чаушеску возникли не на пустом месте. Фактическое игнорирование Западом бесчинств, творимых оппозиционными боевиками, с одновременным одёргиванием властей Украины при попытках пресечь беспорядки означает только одно — молчаливое согласие на смену режима Виктора Януковича недемократическим путём.

Как называть этот процесс — «цветная революция» или «фашистский мятеж» — вопрос исключительно оценочный, суть происходящего от этого не меняется.

Тем не менее Запад не старается лишить Януковича легитимности, опасаясь, что припёртый к стене лидер Украины пойдёт на отчаянные шаги — к примеру, на силовое подавление беспорядков с одновременным объявлением о вступлении в Таможенный Союз.

Евросоюз и США оставляют Януковичу возможность уйти безболезненно, по сценарию ухода грузинского лидера Эдуарда Шеварднадзе. Весь вопрос в том, готов ли Янукович смириться с такой ситуацией.

Уличные бои в Киеве поставили вопрос ребром: или оппозиция дожмёт власть, или власти придётся покончить с оппозиционерами.

Ирландская схема для украинской оппозиции

Радикалы, чьи боевые отряды составляют ударную силу Майдана, укрепившись в зданиях, прилегающих к майдану Незалежности, теперь начали наступление на правительственные кварталы, стремясь к захвату зданий правительства, парламента и администрации президента. Правоохранительные органы держат оборону, не принимая мер к подавлению беспорядков. Между тем у милиции полномочий для таких действий вполне достаточно уже сейчас. Когда десять человек забивают палками сотрудника милиции, закон трактует это как «групповое нападение, угрожающее жизни и здоровью» и даёт как самому избиваемому, так и его коллегам легитимное право на применение огнестрельного оружия. То есть, с точки зрения законодательства, милиционеры имели полное право застрелить особо активно нападавших боевиков. Однако власти по-прежнему предпочитают избегать крайних мер.

Оппозиция в Киеве действует по схеме, которую можно условно назвать «североирландской». В Северной Ирландии у террористической Ирландской республиканской армии было крыло, действующее в рамках легальной политики, — партия «Шинн Фейн». Именно эта партия выступала своеобразным посредником в переговорах между властью и боевиками.

Формально Майдан не поддерживает действия радикальных боевиков, участвующих в столкновениях с милицией. Однако на деле тот же Виталий Кличко, который в последние дни стал самым активным деятелем среди лидеров оппозиции, не стремится резко отмежёвываться от попыток штурма правительственного квартала. Обливание Кличко пеной из огнетушителя — всего лишь жест, который позволяет лидеру «УДАРа» заявлять о своей непричастности к поджогам автобусов и избиениями милиционеров. Тем не менее слова Кличко о том, что действия радикалов стали следствием отсутствия реакции власти на мирный протест, говорят о том, что мирный Майдан и радикальные боевики действуют слаженно и в одном направлении.

«Быть или не быть? Вот в чём вопрос»

Радикалы в Киеве перешли ту грань, когда назад для них дороги нет — сотни пострадавших, сожжённые автобусы, искалеченные милиционеры и журналисты не позволяют им рассчитывать на амнистию в случае некоего компромисса. На фоне происшедшего в последние дни прежние стычки, участники которых получили от властей официальное прощение, кажутся детскими шалостями.

Поэтому очевидно, что радикальным боевикам нужна только полная победа, под которой подразумевается уход Януковича в отставку.

Вопрос заключается в том, готов ли Виктор Янукович действовать по жёсткому силовому варианту, который неизбежно приведёт к его полной делегитимизации на Западе?

Совершенно очевидно, что многие представители украинской элиты, ориентированные на Запад, готовы скорее «сдать» Януковича, нежели попасть в очередные «чёрные списки» Госдепа. Поэтому Януковичу, принимая решение, предстоит держать в уме и возможный конфликт со своими формальными союзниками.

«Жёсткий вариант» де-факто привяжет Украину к России, как это уже было ранее в Белоруссии с Александром Лукашенко.

Наверное, для самого Януковича этот вариант не выглядит заманчивым. Но дело в том, что без потерь из сегодняшней ситуации уже не выйти. Попытки затянуть кардинальное решение только добавляют хаоса и увеличивают потери

Андрей Сидорчик