Китайцы из Белоозерска: «Местные думали, что мы съедим всех собак»
В Белоозерске, городке с населением в 13 тысяч человек, появился свой «чайна-таун». Год назад китайский банк выдал Беларуси льготный кредит на строительство двух парогазовых установок: в Белоозерске и Лукомле.
Настасья Занько, "Комсомольская Правда в Белоруссии"
Но поставил одно условие - поставлять оборудование и строить должны сами китайцы. Поэтому сейчас в трех километрах от Белоозерска живут почти три сотни представителей Поднебесной, а к лету их будет 600 - 700 человек. Но в обеденное время китайцев вы здесь не увидите.
- У наших китайских товарищей сон с 12.00 до 14.00. Они отдыхают, тревожить их нельзя, поэтому придется подождать, - огорошил меня подтянутый молодой начальник управления реализации инвестиционного проекта Сергей Шишко.
Оказывается, китайский рабочий день начинается в 7 утра и заканчивается в 7 вечера. Но в обед у строителей есть два часа для сна. Мне предлагают скоротать время в рабочей столовой.
«Для заселения ждали благоприятного дня»
Стройплощадка в открытом поле встречает замерзшей грязью, солнцем и красной огромной перекладиной с иероглифами. Большущие иероглифы есть практически всюду: при входе на стройку, на воротах и даже на растяжке у входа. Это различные лозунги типа «Слава труду» и поздравления с прошедшим китайским Новым годом. В Китае считается, что лозунги поднимают работоспособность.
- Сейчас у нас экономика развивается быстро. Но этого нельзя было бы достичь, если бы в 1950-е годы СССР не помогал в строительстве предприятий тяжелой промышленности, - считает директор по строительной площадке Березовской ГРЭС профессор Чи Яньцзюнь. - А что касается электростанций, то в бывшем СССР была очень полная система строительства. Как и в Беларуси сейчас. Очень строго у вас: проверки качества практически каждый день. Это не первое наше строительство. Наша компания строит электростанции по всему миру.
- Да, ученики превзошли своих учителей, - не без грусти отмечают белорусы.
Через каждые несколько метров по периметру забора под ветром трепещут разноцветные флажки. Оказывается, флажки - обязательный элемент любой китайской стройки. Китайцы верят, что они привлекают добрую энергию.
- Да они даже заселялись по фэн-шую в общежития, - замечает по ходу Сергей Шишко. - Уже жилье было построено, хоть сейчас въезжай. Но они ждали две-три недели, пока не наступил благоприятный день по фэн-шую. И только тогда заселились.
Начальник дует в свисток - и все начинают работать
От белорусской китайская стройка не отличается - грязь, куски арматуры, кабели и т.д. Даже трактора «Беларусы». Единственное отличие - рост строителей (не выше 165 см) и отсутствие матерщины.
Рабочие в шапках-ушанках и синей форме, как у работников СПК, возят, носят, укладывают. Другие в касках копошатся на лесах. Издали все похожи на братьев-близнецов. Начальники деловито прохаживаются и что-то отрывисто им кричат.
- Утром в 7.00 они здесь строятся и слушают подробный пошаговый инструктаж. А потом в буквальном смысле по свистку начинают работу. Да-да, начальник дует в свисток. И они расходятся по своим местам, - объясняет мне ведущий инженер управления по реализации инвестпроекта Иван Боярчук.
С дисциплиной у китайцев строго. За малейший проступок их высылают из Беларуси. Попасться можно на нарушении техники безопасности, драке и т.д. Провинившийся больше никогда не выедет за границу и потеряет зарплату за месяц. А заработки, по неофициальной информации, тут высокие - до 1,2 тысячи долларов в месяц, получают в два раза больше, чем в Китае. Правда, денег в Беларуси китайцы не получают. Вся зарплата им будет начислена по приезду на родину.
- В Китае заработать такие деньги сложно. Там огромная конкуренция, поэтому они напряженно и много работают. Практически вдвое быстрее белорусов, - поясняет Иван Боярчук. - И если они не выполняют дневную норму, то после ужина сами собираются, идут и доделывают. Причем и по работоспособности, и по качеству мы уже им начинаем уступать.
Хочешь большую должность - вступай в компартию
На входе в административное здание генподрядчика - китайской компании СМЕС - висят красные фонарики и красные ленты с золотыми иероглифами. Внутри - множество перегородок со столами. Всё как в европейских офисах. Но при этом новогодние шарики и мишура, несмотря на март. Китайцы не так давно отпраздновали свой традиционный Новый год.
- Здравствуйте, дядя Ваня, - на хорошем русском обращается к Ивану Владимировичу китайский переводчик. - Как ваше здоровье?
- Это я, чтобы им легче было выговорить, предложил себя так называть, - шепотом объясняет мне Иван Владимирович.
- Игорь, - в свою очередь представляется переводчик и, увидев мое удивление, объясняет: - Это имя мне дал его преподаватель по русскому языку, чтобы было проще общаться.
Девушек на стройке всего шесть. Игорь знакомит нас с миниатюрной китаянкой в красном («коммунистическое», как его прозвали белорусы) платье. Ее зовут Юэ Юнь.
- Фаина, - как и Игорь, представляется девушка.
Фаина - одна из старожилов, она работает тут два года. Девушка - заместитель директора по коммерческим вопросам одной из компаний. Она приехала из юго-западного китайского города Ченду с населением в 14 миллионов. Город по китайским меркам небольшой, населенные пункты с миллионом жителей там и вовсе считаются деревнями.
Из таких деревень-миллионников практически все рабочие. Половина из них - партийные. Поэтому на стройке регулярно проходят партсобрания.
- А я вот только готовлюсь, пока не вступила, - вздыхает Фаина. - Испытательный срок для вступления в партию - один год.
Без членства в партии на высокую должность девушка претендовать не сможет.

Рабочим платят 1,2 тысячи долларов. Правда, только по приезду в Китай
Фото: автора.
За курение - штраф 500 долларов
Средний возраст китайцев в Белоозерске - от 20 до 55 лет. Технический персонал - 30 - 45 лет. Работники всех трех компаний, которые строят установку, живут в больших «модулях», сверху обшитых металлом, а внутри - деревом и утеплителем.

В китайском общежитии тесно и нельзя курить
Фото: автора.
В комнатах у рабочих тесно. Две двухэтажные кровати с узким проходом между ними, шкаф и стол - вот и все убранство. Душ и туалет - на этаже. Правда, есть стиральные машины.
«Штраф за курение - 500 долларов», - читаю я объявление на стене. Оказывается, китайцы - заядлые курильщики. И чтобы не было пожаров, пришлось вводить штрафы.
Во время экскурсии по общежитию с удивлением узнаю, что и у Игоря, и у Фаины семьи многодетные. У девушки есть еще две сестры, а в семье Игоря вообще четверо детей.
- А как же штрафы? - удивляюсь я.
- Да, они есть. И величина зависит от провинции, - поясняет Игорь. - Сейчас контроль за рождаемостью жесткий. Но в то время, когда мы родились, было послабее.

В Беларусь китайцы привезли все: от приправ до электроплит.
Фото: автора.
Из белорусских блюд китайцам полюбились драники и голубцы
По китайской кухне свободно бегает собака. Необычные для белорусов запахи не останавливают пса, и он свободно гуляет везде. Дворняга следует за своими хозяевами постоянно. Его тут кормят и любят.
- Жареная свинина. Салат из огурцов, квашеная капуста с мясом, жаренные куриные крылья и пампушки, - китайский повар перечисляет блюда, которые едят сегодня рабочие. - Все продукты мы покупаем здесь: ездим в Брест или Минск. А вот приправы у нас свои.
- Белорусская пища тоже хорошая. Я была в гостях у дяди Вани, так мне понравилось такое блюдо. Ну, из капусты.
- Квашеная? - пытаемся угадать мы.
- Нет, там капуста с мясом, - Фаина вспоминает название.
- Голубцы, - подсказывает Иван Владимирович.
- Да, голубцы! И драники пробовали. А еще пельмени с сыром, - улыбается Фаина. - Но нам нужна своя еда. Мы привыкли к ней.
Вся кухонная утварь от огромного чана до электроплиты привезена из Китая. Вместо привычных ложек - палочки и белые плошки. Посуда начальства хранится в отдельном шкафчике.
Вторая столовая сильно закопчена. Здесь больше влаги и уже другой пряный запах.
- Работники нашей компании, которые обедают здесь, больше любят жареную пищу, - оправдывается Фаина.
Во время еды в двух столовых на больших экранах идут китайские телеканалы. В основном ССTV.

Собаки ужились с китайцами прекрасно.
Фото: автора.
«У вас так чисто, что мы боимся засорить ваш город»
В Белоозерск китайцы выходят редко. Без разрешения начальства гулять по городу им нельзя. Но даже если они появляются, то обычно это группы по 20 - 40 человек.
- Мы боимся засорить ваш город, он такой чистый. Поэтому и ограничили выход наших рабочих, - улыбается директор Чи Яньцзюнь. - А так нам у вас нравится. У вас чистый воздух. В китайских городах очень большой смог, приходится ходить в повязках.
- А мне очень нравится общаться с вашими людьми, - считает Фаина. - Они добрые. Еще ваши товары мне нравятся. Особенно льняные.
Что касается местных жителей, то к китайцам отношение разное.
- Первое время по городу ходили слухи, что, мол, китайцы съедят всех собак, - рассказывают белоозерцы. - Но вообще они в городе редко бывают.
- Это первое время с ними сложно было. Ничего не понять, - рассказывает местный водитель. - А теперь уже и привыкли.
- Ну что, Фаина, останешься в Беларуси? - на прощание спрашивает Иван Владимирович.
- Если жениха найду, то да! - смеется девушка.
Комментарии
Возможно это связано с тем, что это связанный китайский кредит. И зарплату, видимо, его условия определяют.
Они ведь и оборудование свое поставляют.
Еще бы узнать, у кого в собственности будет объект и кто его будет обслуживать. Думаю то же китайцы. Так и заменят нас работящими и послушными китайцами, работающими по 12 часов по свистку.
А вот из-за того, что их оборудование, то по запчастям повисаем надолго.
Интересные зарисовки. Еще раз подтверждает, что Восток - дело тонкое
я не знаю, хоть убей,
а в Хэбэе (и в Бэнбу) -
делают х/б (б/у),