Был ли Трумэн сионистом

На модерации Отложенный

Американская газета озаботилась вопросом, а был ли Гарри Трумэн сионистом? Давайте посмотрим на некоторые небезынтересные факты. В 1953 году, уже покинув президентство, он прибыл в Нью-Йорк для чествования в еврейской богословской школе. Когда старый друг Э.джейкобсон представил его как "человека, который помог создать государство Израиль", Трумэн откликнулся: "Что значит "помог создать"? Я - Кир". Трумэн ссылался на персидского царя Кира, который уничтожил вавилонян в 593 г. до н.э. и помог евреям, пленённым в Вавилоне, вернуться в Иерусалим и отстроить храм.

В "Мемуарах", опубликованных в 1956 г., Трумэн преподносит себя стойким поборником еврейского государства, и некоторые известные его биографы подражают ему.  Д.Маккулаф в книге "Трумэн" пишет, когда Трумэн признал новое государство Израиль в мае 1948 года, у него не было "сожалений" о том, чего "он достиг". Известная преданность Трумэна стала критерием, по которому выверяется отношение следующих президентов. В 1982 г. Р.Никсон описывал Р.Рейгана как "самого про-израильского президента со времён Трумэна". В 1998 г. Boston Globe в редакционной статье писала о Б.Клинтоне как "самом про-израильском президенте" после Гарри Трумэна. В 2009 г. Ч.Краутхаммер охарактеризовал Дж.Буша-младшего как самого про-израильского президента" со сремён Гарри Трумэна. А вице-президент Дж.Байден объявил в 2012 г., что "ни один президент после Гарри Трумэна не сделал больше для израильской безопасности, чем Барак Обама".

Безусловно, у Трумэна не было сожалений об Израиле после ухода с должности. Израильский премьер-министр Бен-Гурион вспоминал, как когда во время встречи в Нью-Йорке в 1961 г., он похвалил бывшего президента за его "постоянное сочувствие нашим целям в Израиле...у него внезапно брызнули слёзы". Но на протяжении лет, ведущих к, и месяцев, последовавших после американского признания Израиля в мае 1948 г., Трумэн был полон сомнений и сожалений о своей роли. Светлое изображение абсолютной преданности и постоянного сочувствия Израилю, которые часто связываются с портретом молодого Трумэна как христианского сиониста, совершенно неправильно.

Как президент Трумэн изначально противостоял созданию Израильского государства. Вместо него он пытался продвигать арабо-еврейскую федерацию или двунациональное государство. Он окончательно сдался в 1947 г. и рекомендовал выделение Палестины в отдельное государство, но продолжал выражать наедине сожаление, что не достиг своей первоначальной цели, в чём чаще всего обвинял "недозволенное вмешательство" американских сионистов. Признав же новое государство, он давил на израильское правительство с арабами за границами и беженцами и выражал своё отвращение по поводу "способа решения проблемы беженцев евреями". 

Конечно, были веские причины, почему Трумэну не удалось достичь федеративной или двунациональной Палестины, но никто не считает его сомнения, чтобы предположить, что он был не прав, признав Израиль. Однако опасения Трумэна о еврейском государстве и позже о положении на границах и с беженцами не были безосновательными. Трумэн руководствовался правилами морали, политическими принципами и соображениями о роли Америки на Ближнем Востоке, которая остаётся существенно важной и сегодня.

Трумэн не был семитофилом, подобно Бальфуру или Ллойд Джорджу. Скептически относился к идее о богоизбранности евреев. ("Никогда не думал, что Бог выбирал себе любимчиков", - записал он в дневнике в 1945 г.).Он называл Нью-Йорк "жидовским городом" и жаловался, что евреи "очень-очень" эгоистичны.

Но предрассудки Трумэна не относились исключительно к евреям (он противопоставлял "итальяшек" так же как и "евреев" "белым людям") и не отравлял своих политических взглядов, как и своей дружбы с такими, как Э.Джейкобсон, его давний бизнес-партнёр в Канзас-сити. Он был, пишет его биограф А.Хамби, "американский демократ, настаивающий на социальном равенстве, но подозрителен к тем, кто не похож на него".

Трумэн, как и его отец, был демократом старомодным. Его политическими героями были Т.Джефферсон и А.Джексон, он разделял настойчивость Джефферсона в отделении церкви от государства. Он упрекал Европу за многовековую войну из-за религиозных споров, которые, он говорил, "вызвали больше войн и вражды, чем деньги". И это тоже добавило скептицизма к еврейскому государству.

Разговаривая с сионистами, Трумэн воскликнул: "Иисус Христос не устраивал их, когда был здесь на земле, как же кто-то может полагать, что мне удастся?" Он не выдержал давления Великобритании и сионистских кругов Америки и больше не настаивал на своём плане устройства Палестины. Сдавшись под давлением всех кругов: сионисты, демократы, боящиеся проиграть выборы и потерять спонсоров, - тем не менее Трумэн всё-таки "умыл руки", написав чиновнику Демократической партии, что "по моему мнению, ситуация неразрешима".

Весь период времени до создания еврейского государства - это путь сомнений и уступок. Трумэн переложил всё на ООН и госдепартамент, оставаясь по-прежнему противником религиозного государства - будь то католического или еврейского. В частных разговорах Трумэн продолжал говорить о том, что он предпочитал федеративную Палестину, упрекал американских сионистов, а также британцев, евреев в Палестине и арабов за её оставление. Что особо примечательно, что он продолжал настаивать на плане Моррисона-Грейди как правильном выборе и до и после признания Израиля. Даже 6 мая 1948 г. Трумэн сказал рабби И.Магнесу: "тысяча сожалений, что не осуществлён" план Моррисона-Грейди. "Вы, евреи, и ваши арабы всё портите".

Решением конфликта, по Трумэну, была федеративная или двунациональная Палестина. Но если это было вне вопроса в 1946, то почти 70 лет спустя - тем более. Если там может быть решение об одном государстве Израиль/Палестина, то это еврейское авторитарное государство, включающее всю британскую Палестину. Остаётся возможным, хотя и очень трудно достижимым, создание Палестины рядом с Израилем. Именно это и пытались продвигать три последних американских президента вопреки сопротивлению израильского лобби в Вашингтоне, израильского правительства, а также палестинской организации ХАМАС, и о чём пытается вести переговоры госсекретарь Д.Керри.

Будь жив Трумэн, он пожелал бы Керри успеха. И чтобы это случилось, должен быть КИР - не просто для израильтян, но и для палестинцев.