gazeta.ru

События 16 декабря в Верховной Раде стали точкой бифуркации для всего протестного движения, который проходит в стране с 21 ноября. Фактически, они показали голую правду, которое выглядит совсем непривлекательно - на фоне массовых и продолжительных в истории акций протеста, в которых количественно задействованы миллионы украинском, а географически вся Украина, власть может без проблем реализовывать свои самые сокровенные желания.
Суть этих желаний проста - монополия на власть, деньги и силу.
16 января власти получила бюджет, возможность распоряжаться деньгами, выделить большие средства на силовые структуры и этим их усилить, а также к пропасти расширила границы применения силы против тех, кто для нее наиболее опасен.
Фактически, закон направлен против общества, против неподконтрольных власти общественных организаций, которые стали одним из базовых стержней Майдана, независимых журналистов и интернет-СМИ.
Впрочем, есть еще одно важное последствие принятия этих законов: исчезла надежда на выборы 2015 года.
Проводить любые легитимные выборы через принятый 16 января закон невозможно, потому что он дает возможность устранить общественные организациях, осуществляющих наблюдение, как "иностранных агентов", закрыть любой интернет ресурс, и посадить за клевету или "экстремизм" любого оппонента , конкурента или даже критика.
При таких условиях выборы превращаются в декоративный средство самолегитимации.
Без политического консенсуса относительно условий и гарантий их честности, выборы не являются путем решения политического кризиса и выходом из ситуации гражданского конфликта.
Не стоит забывать, что этим законом власть защитила один из своих самых действенных инструментов легализации решений - судей, (а не избиратели и не политические силы) сначала определят перечень лиц, включенных в избирательный бюллетень, а затем и защитят окончательный, продиктован результат таких "выборов ".
Поэтому за созданных 16 января правовых условий президентские выборы-2015 является бессмысленно и нелегитимными еще до ихнього формального начала.
Нарушение регламента на этом фоне - это лишь мелочь, которая свидетельствует о том, что правовые нормы в Украине не работают, как и инструменты, которые должны выполнять функции арбитров, например, независимый суд или независимый парламент.
Надеяться на то, что нарушение регламентных норм может стать поводом отзыв или пересмотра законов, по меньшей мере, наивно, учитывая логику действий, продемонстрированную на протяжении последних двух месяцев украинской властью.
Это - приговор планам оппозиции дождаться 2015 и выиграть президентские выборы.Выборы в 5 округах показали, что избирателей можно купить, и ресурс для этого у Януковича есть.
Полтора месяца мирных протестов продемонстрировали, что власть вполне может временно, но ненадолго, смириться с заблокированным Майданом Независимости.
По большому счету он для нее является лишь эмоциональным раздражителем, а не каким-то препятствием реализовывать свои планы окончательного установления беззакония и авторитаризма.
А увеличение финансирования милиции и замена руководителей армии - это усиление контроля над силовыми структурами и приведения их в максимально мобилизованную позицию.
Подготовить на это ответ в стандартной системе координат - нереально.
Ключевые договоренности Януковича в Москве - политическая интеграция через импорт росийской политико-правовой модели властвования (законы 16-го января), с гарантией признания и легализации результатов выборов 2015 года, которые объявит ЦИК в Киеве.
Поэтому опять-таки неприглядная правда: за полтора месяца протестов ситуация с правами и свободами в Украине существенно изменилась к худшему.
Принять это как окончательную данность - значит девальвировать как протест, так и его ценности.
Принять это - забыть о возможности смены власти мирным путем в принципе, потому что дальше Янукович просто увековечит себя во власти лично, или назначит своего преемника в 2020 году.
Принять это - потерять креативный класс, который вынужден будет частично эмигрировать, а частично приспособиться к новым условиям ради выживания, превратившись в обслугу действующей власти.
Та же перспектива и у оппозиции, потому что она будет оставаться лишь декоративным элементом в структуре авторитарной власти.
Что можно противопоставить действиям власти после 16 января по условий признания (до марта 2015 г) легитимности Януковича Западом?
Только легитимность оппозиции, за которую проголосовало большинство (более 50%) украинского в 2012 году, и которая имеет поддержку многих местных советов в Украине.
Только легитимные органы власти, которые должны стать альтернативными и на которые должны ориентироваться те граждане, которые не хотят жить в условиях сужения их конституционных прав. И только мирным путем.
Основа демократии: источник власти - народ, инструменты власти - властные институты.
Учитывая, что "законы о диктатуре" от 16 января противоречат нормам Конституции, которые гарантируют украинским базовые права, и открывают путь для репрессивных действий власти, оппозиционные депутаты, которые имеют полное общественную легитимацию, имеют:
1. Провозгласить альтернативную Раду, которая должна задать новый базовый общественный договор и выдавать конкретные декреты для его реализации.
2. Этот орган власти должны признать своими решениями органы местного самоуправления с декларацией о признании ими решений Совета.
3. Для обеспечения общественной безопасности Рада должна принять решение о создании отрядов муниципальной милиции, которая будет решать эту задачу на местах под контролем органов местного самоуправления.
4. Учитывая заявленное требование Майдана и оппозиции распустить спецподразделение Беркут, это должен быть один из декретов Совета, который будет внедрен в регионах.
5. Рада объявить и обеспечить проведение местных выборов в Киеве как инициативу общины, учитывая, что в Киеве нет легитимного органа местного самоуправления. Провести выборы технически не просто, но вполне возможно.
6. Рада созвать Конституционную ассамблею и подготовить текст Конституции, который бы дал ответ на вопрос создания системы балансов и противовесов, чтобы исключить узурпацию власти и обеспечить безопасность и права граждан.
7. Текст Конституции может быть принят на референдуме (конечно, не по действующим позорным законом о референдуме), проведение которого обеспечат органы местного самоуправления, которые признают Раду.
8. И уже на основе новых правил должен начаться процесс выборов.
Все это должно реализовываться исключительно мирным путем и не предусматривает никаких насильственных действий.
Этот путь достаточно сложен, но не невозможен. Он требует решительности от оппозиционеров, но дает возможность избежать насилия и опираться на главный легальный механизм - волю народа, если другие правовые нормы тотально игнорируются.
Он имеет в себе определенные риски для оппозиционеров, но они не больше, чем в Автомайдановцы, которые не прекратят ездить колоннами, или активистов, которые и дальше будут под судами, когда судутимуть их коллег.
Он основывается на основном и едва не единственному ресурсу оппозиции - поддержке людей. Тысячи этих людей уже почти два месяца живут на Майдане, сотни тысяч уложились в него своими ресурсами, несколько миллионов - своим временем, десятки миллионов - своей поддержкой.
Площадь без политических шагов и легальных институтов не дает ответа на базовый вопрос влияния на принятие решений и установление правил игры в стране. А это значит, что без этих политических решений и воли для их воплощения энергия Майдана пойдет на подогрев зимнего воздуха и обернется годами разочарования, безнадежности и дальнейшей стремительной деградации страны.
Ибо фоне введенных 16 января правил невозможно иметь никакого гарантированного права, кроме права силы, а эта ситуация уничтожает конкуренцию, бизнес, креативный класс, творчество и не дает возможности ни развития.
Право силы будут использовать отдельные радикальные группы для локальных радикальных действий, в частности, индивидуального террора и самосуда. И это может стать чуть ли не худшим сценарием, эффективно помочь которому не способна ни власть, ни оппозиция, если потеряет доверие.
Собственно, отсутствие действий и проигрыш протеста, а также высокая вероятность точечного применения норм закона, породит не только разочарование в оппозицию, это породит разочарование в страну. Хуже, если это разочарование появится у молодежи, которая является главной надеждой на перемены.
Очередная волна эмиграции наиболее образованных и способных к созданию систем вполне устраивает власть, которой в стране нужна оформление и рабочие, которые будут "работать, а не митинговать" на предприятиях, принадлежащих людям власти, а не свободные и потенциально сильные граждане. Но это точно не может устроить тех, кто хочет жить в своей стране не рабом.
В воскресенье люди, которые продолжают ориентироваться на политиков и мобилизованы вокруг политиков, хотят слышать о шагах, а не заверения в решимости.
Они уже много слушали, они хотят действовать сообща и идти в будущее.
Они стремятся найти свою роль в реалистическом методе действий, который дает надежду если не на победу, то хотя бы на принуждение власти к реальным переговоров и реальных уступок: наказание виновных в избиении студентов, освобождения арестованных, отмены закона Колесниченко-Олийныка, и установление основ общественного консенсуса относительно базовых правил: возможности реализации прав и свобод и проведение свободных выборов.
Виктория Сюмар, Александр Сушко, члены Совета Объединения "Майдан"
Скандальные законы подписаны: к чему приведет "закручивание гаек"
НАТАЛИЯ ГЕЙЧУК
В борьбе с "вирусом революции" в Украине используют росийский опыт.
Законы во многом касаются протестов на МайданеReuters
Парламентский блиц-криг, когда после бюджетного разогрева
были приняты несколько резонансных и скандальных законов, показал, что власть не утратила способностей к нестандартным ходам. Но эта ее победа может оказаться пирровой – принятые законы станут миной, заложенной под балансирующую на грани систему взаимодействия властных структур и гражданского общества.
Власть в очередной раз доказала, что является полноправной хозяйкой Верховной Рады и способна принять нужные решения даже в заблокированном парламенте, не переезжая в другое здание. Ну а ручное голосование, использовавшееся до этого в зале под куполом лишь раз - при утверждении премьером Юлии Тимошенко - стало еще одним достижением депутатов седьмого созыва. Их предшественники поднятие рук подтверждали голосом, да и к подсчету проголосовавших тогда было трудно придраться. Нынешние парламентарии подобными условностями не озабочены. К тому же ручное голосование в произвольном режиме с невиданной оперативностью одобрил
президент, подписавший принятые законы уже на следующий день. На фоне таких фокусов утверждение бюджета-2014 без обсуждения выглядит вполне приличным.
Любопытно, что впервые за бюджет в полном составе проголосовала фракция коммунистов. Соратники Симоненко уже давно особо не скрывают своего движения в фарватере провластной силы, но в бюджетной теме всегда были особо щепетильны. Однако на этот раз, видимо, аргументы власти оказались для них более убедительными. Без голосов "единственной оппозиции в парламенте" годовая смета страны не была бы утверждена. К тому же, процессом ее принятия командовал коммунист Игорь Калетник, за что получил
похвалу лично от премьера, расписавшего в красках, как первый вице-спикер мужественно выбирался из заблокированного оппозиционерами кабинета. Впрочем, представители КПУ тут же раскритиковали проголосованный документ, и, видимо, теперь пообещают активно бороться за его улучшение.
Стоит отметить еще одну особенность, отличающую депутатов седьмого созыва, – самоубийственные наклонности. Дело не только в уничтожении института парламентаризма, к которому они целенаправленно движутся, но и в их личном участии в обесценивании депутатского мандата. Сначала народные избранники спокойно проглотили лишение депутатов мандатов через суд. Теперь утвердили закон, упрощающий процедуру снятия с парламентария неприкосновенности. Законодатели медленно, но уверенно превращают себя в подконтрольные винтики системы, каждый из которых легко может быть заменен при необходимости. И это касается не только оппозиции. Как показала практика, вступление в провластное большинство вовсе не гарантирует пребывания в депутатском статусе до конца парламентской каденции.
Нынешние оппозиционеры и так практически беззубы. Пожалуй, в деле провальных блокировок они уже рекордсмены. Полторы сотни депутатских штыков и на этот раз оказались не в состоянии ни работу в зале заблокировать, ни спикера и его первого зама - в кабинетах. Равно как и предложить эффективный план действий для отмены итогов "ручного" голосовательного триумфа. Лидеры оппозиции в очередной раз констатировали, что в стране произошел государственный переворот, и пообещали его остановить. Не уточняя ни способов, ни сроков.
Письма президенту с просьбой ветировать законы не подействовали. Перспектива проведения всеобщей забастовки остается туманной, так же как и обещание досрочных выборов. Поэтому они вновь позвали всех на воскресное вече. Пожалуй, единственная реалистичная идея, которая прозвучала после январского "путча" в Раде от не скрывавших растерянности оппозиционеров, - намерение апеллировать к международному сообществу с предложением бойкотировать "убийц парламентаризма" и ввести против них санкции.
Впрочем, официальные представители США и Евросоюза уже высказали обеспокоенность методами работы украинских депутатов. Но к соблюдению регламентных процедур они призывали их и раньше, практически без успеха. Рассчитывать, что к голосу Запада на Банковой прислушаются сейчас, когда бюджетные дыры удалось закрыть благодаря российскому кредиту, а продвижение в ЕС приостановлено на неопределенный срок, вряд ли стоит.
Заявление еврокомиссара по вопросам расширения и политики соседства Штефана Фюле о том, что решения Рады негативно скажутся на партнерстве ЕС и Украины, скорее всего, никого из руководства страны не расстроило. По крайней мере, премьеру теперь не нужно искать предлог для дальнейшего затягивания перерыва в переговорах по Ассоциации, который был объявлен якобы только на время новогодних праздников. Вопрос с введением санкций по отношению к представителям украинской власти в Европе пока даже не обсуждается, а в США признают лишь возможность использования такого метода воспитания в случае применения властью насилия.
На Банковой четко дали понять, что взяли равнение на Восток. Большинство из резонансных январских законов, касающихся ограничения гражданских прав и свобод, являются калькой с действующих в России норм. Да и за технологиями противодействия протестным акциям еще на их старте российская школа была заметна невооруженным взглядом. Руководство страны с упорством, достойным лучшего применения, стремится на практике опровергнуть тезис "Украина – не Россия". Подготовленная законодательная почва для обуздания революционеров нынешних и недопущения рождения будущих – очередная попытка пересадить на украинскую почву селекционированные соседом методы управления активностью граждан. И теперь только от их реакции будет зависеть успешность этой попытки.
Принятие скандальных законов в парламенте показательно сомнительным способом и оперативное их подписание президентом свидетельствует о том, что власть сознательно пошла на обострение ситуации. А масштабы и жесткость новаций, внесенных в различные сферы общественной жизни, подтверждают серьезность намерений найти действенное противоядие революционному "вирусу".
Выход из политического кризиса никто не собирается искать – оппозиционеры уже назвали отмену принятых законов условием для старта переговоров, но на Банковой не привыкли отступать. Даже если в ближайшие выходные на Майдан вновь выйдут сотни тысяч людей. А учитывая, что президент, наконец, отпустил в свободное плаванье уже экс-главу своей администрации Сергея Левочкина, якобы выступавшего против разгона Майдана, очевидно, теперь действовать будут по плану "группы войны".
Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от широты размаха, с которым нормы резонансных законов будут применяться, и ответа общества на каждый случай. Слишком жесткое закручивание гаек может привести к непредсказуемым последствиям, поскольку ситуация в стране остается напряженной. Преподнесенный парламентариями подарок – это еще один тест на зрелость, который предлагают пройти гражданскому обществу и отечественной политической элите. http://glavred.info/politika/skandalnye-zakony-podpisany-k-chemu-privedet-zakruchivanie-gaek-268745.html
Комментарии