Алексей Навальный нашел новую жертву. Его очередное разоблачение посвящено руководителю департамента транспорта Москвы Максиму Ликсутову. Общеизвестно, что на госслужбу он пришел из бизнеса, что у него было эстонское гражданство и что он — один из создателей компании «Аэроэкспресс». И претензии Навального не к богатству — оппозиционер напомнил, что чиновникам и их женам по новому закону запрещено владеть активами за рубежом. А у супруги Ликсутова они есть, утверждает Навальный. Ликсутов не стал отвечать ДОЖДЮ на вопрос о публикации Навального, а в его пресс-службе сказали, что по поводу сообщения в ЖЖ Навального проводится специальное совещание.
Васюнин: Алексей Навальный сегодня днем опубликовал в своем блоге выписку из эстонского реестра юридических лиц.
В этом реестре супруга заместителя мэра и главы департамента транспорта Максима Ликсутова Татьяна записана как владелец половины фирмы Transgroup Invest AS. Свою долю в компании, как следует из истории собственников, Максим Ликсутов передал жене 20 июня 2013 года.
Ликсутов, как и его жена, не имеют права владеть акциями зарубежных компаний. Его госслужащие и члены семей потеряли это право в мае 2013 года после принятия соответствующего федерального закона. На избавление от зарубежных финансовых инструментов чиновникам давали три месяца. Кто не избавился, должен был с работы уйти. Ликсутов еще осенью 2012 года заявлял, что продал все акции в зарубежных компаниях. В том числе, и акции компании Transgroup Invest AS. А оказалось, не продал, а переписал на жену.
Скандал заключался еще и в том, что через эту компанию Ликсутов управлял другой, намного более известной компанией «Аэроэкспресс». «Аэроэкспресс» возит пассажиров в московские аэропорты. Выходило, что чиновник и контролирует бизнес по оказанию транспортных услуг, и одновременно занимается транспортом как госчиновник. Очевидно, что такая ситуация нарушает закон, заявил Алексей Навальный.
Алексей Навальный, политик: Есть закон, в котором однозначно указано, что запрещено иметь такие финансовые инструменты как акции иностранные и госслужащим, и их супругам. Это первое. Поэтому формально в любом случае они нарушили. Второе: жена Ликсутова владеет этой компанией, она сидит в совете директоров, эти акции – совместная собственность супругов, поэтому мы понимаем, что Ликсутов врал, что продал все эти акции и не имеет отношения к «Аэроэкспрессу», не имеет отношения к этому бизнесу. Он скрывал от нас, что до сих пор контролирует, скрывал прибыль от крупнейших предприятий в области общественного транспорта. И одновременно вместе с этим он распределяет деньги в области этого общественного транспорта. Это не просто конфликт интересов, конфликт интересов был раньше, когда мы знали, что Ликсутов работал в общественном транспорте, занимался бизнесом. Но сейчас, когда мы выяснили, что он продолжает этим заниматься, но тайно, это уже не конфликт интересов, а коррупция.
Спустя несколько часов после публикации поста Алексея Навального главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов заявил в твиттере, что Максим Ликсутов не нарушает закона. По данным Венедиктова, он развелся еще в июне минувшего года.
В качестве подтверждения Венедиктов ссылался на запись на сайте Замоскворецкого суда Москвы. Действительно, там есть запись о гражданском процессе с участием Ликсутова. Из нее следует, что Татьяна Ликсутова подала заявление на развод через десять дней после принятия закона о запрете иметь зарубежные акции.
В Департаменте транспорта Москвы заявили, что Ликсутов закон не нарушал, но факт развода комментировать отказались.
Алена Еремина, департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы: Мы можем сказать, что Ликсутовым выполнены все требования законодательства о предоставлении сведений об имуществе, и никаких нарушений у него не имеется. Поэтому мы раньше уже также неоднократно заявляли. То, что касается развода Максима Станиславовича, мы не уполномочены комментировать. Это личное дело Максима Станиславовича.
Сам Ликсутов сначала не комментировал ситуацию, а после того как стало известно о его разводе, его мобильный оказался недоступен.
Глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова говорит, что с точки зрения закона понять фиктивный развод или нет, нельзя.
Елена Панфилова, глава российского отделения Transparency International: После проявления довольно драконовского законодательства по собственности чиновников у нас, в общем-то, разводы посыпались как из ведра. И являются ли они разводами, связанными действительно с личной жизнью, или разводами, связанными с тем, что уводят собственность, — большой вопрос. У нас первый Жириновский такой фортель выкинул в этом году, когда у него жена исчезла из декларации, и он заявил, что теперь они больше не женаты. В принципе, никаких норм и на Западе нет сообщать всему миру о разводе. Но, как правило, такие вещи, имеющие отношение к высоким должностным лицам, редко проходят вне медийного контекста. Это такая, в общем, лежащая не в законодательной, а сфере традиций публичного информирования ситуация.
Кроме развода Владимира Жириновского этой весной – как раз одновременно с принятием закона о собственности для госслужащих, стало известно о разводе более тридцати депутатов Госдумы. Такие данные приводило информационное агентство ИТАР‑ТАСС.
Теги: Алексей Навальный, коррупция, Москва
Комментарии