Белорусская молодежь живет на чемоданах

На модерации Отложенный

Судя по данным исследования «Молодежь Беларуси на рынке труда и в системе трудовых отношений», уехать работать в другую страну выразили 61,7% опрошенных белорусов в возрасте от 18 до 30 лет. Такая готовность в будущем может вылиться в острую нехватку трудовых ресурсов в стране.

Исследование проведено Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Литва) при поддержке Белорусского Шумановского общества (Польша) весной-летом 2013 года.

Уход, а не протест

Как отметил основатель НИСЭПИ социолог Олег Манаев на презентации исследования 6 ноября в Минске, можно констатировать высокую ориентацию белорусской молодежи на заграницу:

«Неудовлетворенность материальным положением, отсутствие желаемой работы и перспектив ее получения и другие, в первую очередь экономические, причины привели к усилению процессов трудовой миграции, в том числе за пределы страны. Особенно заметно это коснулось молодежи. Это говорит не столько о близости западных ценностей и образа жизни, сколько о готовности сбежать подальше от белорусской реальности».

Практически полная включенность белорусской молодежи в интернет, по мнению эксперта, «свидетельствует, скорее всего, также не столько о ее интересе к большому миру, сколько о том же уходе от реала в виртуал».

Если среди представителей старших поколений в поисках удовлетворяющего места работы готовы уехать в другую страну 27%, а не готовы 68,7%, то среди молодежи это соотношение почти обратное: 61,7% против 33,4%.



Готовность мигрировать лежит в экономической плоскости. Более половины опрошенных понимают, что уровень жизни в Беларуси ниже, чем за рубежом. Среди взрослых так считают около трети опрошенных.

«Собственно, это мнение и может служить одним из побудительных мотивов для возникновения желания поменять страну пребывания», — сказал Олег Манаев.

Другим таким мотивом могут служить проблемы с трудоустройством. Лишь немногим более трети (в обеих группах) уверены в возможности найти для себя достойную работу в Беларуси. Более половины (в младшей группе немного больше, чем в старшей) отметили не слишком хорошие возможности или их отсутствие вообще.



Итак, движущие мотивы трудовой миграции — желание улучшить материальную сторону своей жизни. Причем у молодежи этот мотив выражен значительно сильнее. Иные мотивы выражены несущественно, исключая, пожалуй, желания молодых повысить уровень своего профессионализма за счет роста квалификации и хорошего образования.

Как отметил Олег Манаев, неудовлетворенность существующим порядком вещей при определенных условиях вполне может привести к возникновению желания предпринять какие-либо действия по их изменению, но «от желаний до самих действий — дистанция огромного размера».

К слову, по результатам опроса, проведенного Белорусским институтом стратегических исследований в декабре 2012 года, желание уехать из Беларуси выражало более 35% жителей нашей страны (в 2006 году — около 30%). При этом около 15% высказывали намерение уехать за границу на постоянное место жительства, но только менее половины из них предпринимали для этого какие-либо действия.

Что сдерживает желание уехать? Согласно данным НИСЭПИ, люди не готовы менять привычную обстановку, жить вдали от родных и друзей. В старшей возрастной группе этот мотив вдвое сильней, чем в младшей (44,2% против 9,8%).

Неопределенность положения при возможной миграции также сильнее пугает представителей старшей группы, чем молодежь (18,3% против 12,9%). А каждого седьмого взрослого в нашей стране все устраивает, тогда как среди молодых так думают лишь 7,2%.



Рост миграции населения, наряду с его старением, является одним из основных факторов, провоцирующих нехватку трудовых ресурсов. В 2008 году на тысячу лиц в трудоспособном возрасте приходилось 615 лиц в нетрудоспособном возрасте. К 2020 году этот показатель может вырасти до 800 человек.


Ради комфортной жизни

Более четверти молодых людей работают не по специальности, полученной во время обучения. Выбор места работы в основном зависит от высокой зарплаты, удобного графика и местоположения, а также лояльности начальника. Текущее место работы молодежь рассматривает как временное. Многие видят себя в перспективе владельцами собственного бизнеса. С другой стороны, существующая в стране система подготовки кадров слабо учитывает потребности общественного производства.

«У нас в вузах по-прежнему производят историков, филологов, юристов, но самый крупный работодатель — это «Евроопт». Откуда возьмется позитив и желание работать, когда ты заканчивал филологию, а в итоге расставляешь кефир на полочках», — говорит специалист по политической экономии Дмитрий Исаёнок.

В итоге, большая часть молодых работников не удовлетворена своей текущей работой и хотела бы ее сменить. «Основные причины этого — отсутствие перспектив решения своих жилищных проблем, низкий уровень оплаты труда, отсутствие возможностей карьерного роста», — считает доктор экономических наук, социолог Александр Соснов.

Всё это привело к усилению процессов трудовой миграции, в том числе за пределы страны.

Профсоюзы не помогут

При защите своих прав молодежь не возлагает особых надежд на профсоюзы, особенно государственные. По мнению молодых работников, они не оказывают трудящимся должной помощи в конфликтах с работодателями. В результате чего их значение для молодых работников значительно девальвировано.

Кроме того, молодые работники не понимают сути профсоюзного движения, и каждый второй считает, что финансировать профсоюз должно государство.

«В их понимании профсоюз — это организация, которая исключительно раздает мелкие социальные бонусы и блага. Профсоюз в качестве активного участника трудовых отношений, который может отстоять права работника, в их сознании не присутствует», — говорит социолог Лидия Михеева.

Общечеловеческие ценности уходят на второй план

В то же время, молодежь мало знает и плохо представляет себе другие возможности организованной борьбы за свои права. Неудивительно, ведь среди молодых людей очень высок уровень взаимного недоверия, а без социальной консолидации ожидать мобилизации молодежи в сфере трудовых отношений не приходится.

В будущем, прогнозирует социолог Лидия Михеева, молодежь будет подстраиваться под социальные ожидания и паттерны поведения, которые свойственны их родителям.

«Они будут ценить не самые лучшие условия труда и низкую зарплату просто потому, чтобы не потерять работу», — говорит эксперт.

Одним словом, молодежь становиться более меркантильной. Всему виной низкий уровень жизни в стране, бесперспективность и излишняя зарегулированность в трудовой сфере.

Елена Спасюк, Александр Ярошевич