Каждый третий школьник пробует зарабатывать
На модерации
Отложенный
»
В Минфине решили повысить финансовую грамотность тех школьников, которые отправляются на подработки, стажировки и получают первые в своей жизни трудовые доходы. Как при этом сообщили «НГ» на эксклюзивной основе организаторы исследования «Талантист», до трети российских школьников в возрасте 14–17 лет уже имеют опыт первой работы или стажировки. Процесс, как считают эксперты, обоюдовыгодный. Молодежь пробует на вкус финансовую независимость и получает профессиональный опыт. А государство и бизнес вовлекают в рабочие процессы те категории населения, которые до кадрового дефицита не так сильно интересовали работодателей.
В рамках своих просветительских мероприятий Минфин решил уделить особое внимание первым шагам на рынке труда российской молодежи, а точнее – тех школьников, которые занялись подработками. Летом эта тема как раз актуальна.
Как сообщается на сайте министерства, эксперты проекта Минфина под названием «Мои финансы» вместе с педагогами, специалистами в сфере финансов в регионах и волонтерами расскажут о том, как начать зарабатывать и при этом не попасться на уловки мошенников. Запланированы онлайн-встречи, очные лекции, мастер-классы, финансовые викторины.
В ведомстве сослались на результаты приуроченного к этим мероприятиям опроса, который выявил, что «66% россиян начинают зарабатывать еще до совершеннолетия, и в 73% случаев первая работа не была связана с той профессией, по которой человек работает сейчас».
Уточняется, что в опросе приняло участие более 2,1 тыс. человек всех возрастов: от поколения «Альфа», то есть 13–17-летних, до «бумеров» – тех, кому 60 лет и больше. И как отметили исследователи, все же «больше всего к финансовой независимости стремилось старшее поколение»: 72% опрошенных «бумеров» начали работать до 18 лет.
Чтобы выяснить, как обстоят дела у молодежи и особенно у тех школьников, первым профессиональным опытом которых заинтересовались эксперты при Минфине, «НГ» обратилась за данными к представителям рынка труда.
Судя по тем данным, которые эксклюзивно для «НГ» предоставила замгендиректора по корпоративному обучению компании Ancor Татьяна Ваньчкова, около 28% несовершеннолетних россиян в возрасте 14–17 лет к настоящему моменту уже имеют опыт первой работы или стажировки. И соответственно у 72% несовершеннолетних такого опыта пока нет. Это показало специализированное исследование «Талантист», которое проводится экспертами компании совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей».
Как уточнили представители сервиса HeadHunter (hh.ru), возрастная группа соискателей 14–17 лет за последние два года активно наращивает свое присутствие на российском рынке труда. «Начиная с первого квартала 2023-го ежеквартальный прирост их новых резюме находится на уровне 29%. Это самый высокий показатель среди всех остальных возрастных групп соискателей: новые резюме остальных возрастных групп растут в среднем на 5% ежеквартально. За два года доля новых резюме соискателей 14–17 лет достигла 10%, в 2022 году она была 8%», – сообщила «НГ» руководитель молодежного направления hh.ru Ирина Святицкая.
«Куда же идут подростки? Часто это сезонные летние вакансии на период каникул. Типичный пример – работа в агропромышленном комплексе на сборе урожая. Еще один популярный вариант – HоReCа (гостинично-ресторанный бизнес. – «НГ»): хостес, официанты, сотрудники отелей», – перечислила Ваньчкова.
Также это может быть подработка на местном производстве, тем более что сейчас региональные предприятия начинают взаимодействовать с будущими потенциальным работниками еще со школьной скамьи. По словам эксперта, есть и другое интересное направление, связанное с продвижением бренда того или иного бизнеса в социальных сетях. Наиболее привлекательными для подростков становятся компании, производящие товары и услуги для молодежи.
Святицкая, ссылаясь на данные сервиса, уточнила, что больше всего вакансий для несовершеннолетних открыто на позиции курьеров, промоутеров, упаковщиков, комплектовщиков, операторов кол-центра, продавцов-консультантов, кладовщиков, официантов, барменов, бариста и разнорабочих. Если описывать ситуацию укрупненно в отраслевом разрезе, то в пятерку лидеров по числу открытых вакансий, доступных для подростков с 14 лет, по данным hh.ru, входят розничная торговля, IT, логистика, телеком и общепит.
|
Молодежь часто отправляется за заработками в общепит. Фото РИА Новости |
Более того, по ее данным, средний доход в месяц, на который сегодня может рассчитывать подросток, в целом по стране составляет 43,5 тыс.
руб., а в Москве – чуть больше 67 тыс. руб. Отметим: такому доходу скорее всего позавидуют и некоторые взрослые. Какие же тогда есть подводные камни в таком раннем трудоустройстве?
По уточнению Святицкой, те варианты трудоустройства, которые она упомянула в своем комментарии, это все «легальная работа с неполной занятостью либо в формате подработок». Но недаром Минфин занялся просветительской деятельностью: без «уловок мошенников» тоже не обходится, и недобросовестные работодатели все же встречаются. Так, по данным опроса проекта «Мои финансы», 14% респондентов при взаимодействии со своим первым работодателем столкнулись с обманом.
Конечно, в наиболее уязвимом положении рискуют оказаться те юные работники, которые пошли именно в неформальный сектор экономики. Как пояснила директор по работе с клиентами компании «Альфа-Капитал» Анна Гондусова, подростки могут неофициально подрабатывать репетиторами (помогая тем, кто учится в младших классах), курьерами, нянями.
«Теневая» и никак не оформленная занятость означает риски несоблюдения требований по охране труда подростков, уход от уплаты налогов, отсутствие гарантий, что школьник действительно получит заработанные им деньги. Но если речь идет о серьезно настроенных работодателях, которые планируют взрастить кадры под себя и надолго заполучить квалифицированного работника, тогда, конечно, они действуют максимально открыто с соблюдением всех требований. Сейчас это крайне актуально для промышленных предприятий, следует из комментария профессора Финансового университета при правительстве Александра Цыганова.
Эксперты рассказали «НГ» о тонкостях найма несовершеннолетних. «Начинать работать можно с 14 лет, в этом случае трудовой договор заключается с письменного разрешения одного из родителей или попечителя. Потребуется справка из образовательного учреждения о расписании уроков, чтобы работа точно не шла во вред учебному процессу, – сообщила Ваньчкова. – С 15 лет уже можно оформить трудовой договор напрямую, но опять потребуется информация об учебе: ходит ли подросток в школу, посещает ли он дневные или вечерние классы, находится ли на домашнем обучении или отчислен из учебного заведения. Так что придется подготовить соответствующие справки или аттестат».
У тех, кому от 16 до 18 лет, попросят документ об образовании, а с 17 лет еще и приписное свидетельство. «И независимо от возраста будут нужны паспорт, СНИЛС и трудовая книжка, – добавила эксперт. – Последнюю, впрочем, работодатель может без проблем оформить на месте».
Святицкая напомнила о требованиях трудового законодательства, устанавливающих сокращенную продолжительность рабочего времени для подростков. Речь идет о таких нормах продолжительности рабочего дня. «До 24 часов в неделю для работников в возрасте до 16 лет; до 35 часов в неделю для работников в возрасте от 16 до 18 лет. При этом продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 4 часа для работников от 14 до 15 лет; 5 часов для работников от 15 до 16 лет; 7 часов – в возрасте от 16 до 18 лет, – перечислила Святицкая. – Несовершеннолетние, совмещающие работу с учебой, могут работать только 2,5 часа в день (для работников от 14 до 16 лет) и 4 часа (от 16 до 18 лет)».
Примечательно, что сейчас эксперты фиксируют смену приоритетов и у работодателей, и у самих подростков. «В условиях тотального дефицита кадров и государство, и бизнес ищут новые возможности компенсировать недостаток работников. И одно из перспективных направлений – это вовлечение в рабочие процессы тех категорий населения, которых ранее работодатели рассматривали не так активно: несовершеннолетних и пенсионеров», – отметила Ваньчкова.
Особую мотивацию теперь демонстрирует и молодежь. «Если раньше основной целью раннего трудоустройства подростков была возможность заработка, то в последнее время мы видим, что на первый план выходит получение опыта», – сообщила Святицкая. По ее уточнению, основываться при выборе работодателя исключительно на высоких запросах по зарплате в начале карьеры бессмысленно. Поэтому вполне здравый подход – выбирать тех работодателей, которые обеспечивают прозрачные условия карьерного роста.
Ваньчкова же призвала все же не смешивать две разные истории: со стажировками, которые могут быть как оплачиваемыми, так и нет, и непосредственно с работой либо подработкой. В том, что касается стажировок, по ее словам, поколение 14–17-летних действительно довольно активно: оно осознанно подходит к вопросам карьеры, интересуется разными возможностями получить практический опыт. «И этот интерес поддерживают и компании из разных отраслей, которые расценивают школьников как потенциальный кадровый резерв», – уточнила Ваньчкова.
Если же мы говорим именно о работе, а не о стажировках, то в этом случае при выборе работодателя несовершеннолетние в принципе так же, как и взрослые, конечно, смотрят прежде всего на уровень зарплат и на финансовую стабильность компании.
И опять-таки ситуации бывают разными, но, как считает Гондусова, выход на работу несовершеннолетнего вовсе не обязательно связан с уровнем жизни его семьи: нередко это говорит о том, что ребенок уже готов стать более самостоятельным.
Комментарии