Каштан Анны Франк в Бостоне Михаил Хазин, Бостон
Небольшую эту историю придется начать издалека. Более двух лет, с 1942-го по 1944 год, еврейская девочка-подросток Анна Франк со своей семьей скрывалась в тайном убежище в оккупированном нацистами Амстердаме. Более двух лет Анна и ее близкие не выходили на свет Божий, не спускались на землю из своего укрытия в чердачных комнатках-клетушках.
Все эти годы жившая взаперти девочка вела дневник, обыкновенный и удивительный, потому что он как бы заменил ей общение с внешним миром. С просторным миром, объятым жестокими ужасами войны. Искренние записи Анны ярко запечатлели удивительно богатый внутренний мир девочки. Дневнику, как чуткому собеседнику и другу, доверяла Анна свои томительные переживания, сокровенные девичьи мысли и хрупкие хрустальные мечты о грядущей мирной жизни (если удастся выжить).
Выжить, как известно, ей не удалось. Анна погибла в фашистском концлагере. Но ее дневник, изданный после Второй мировой войны небольшой книгой, потряс человечество как пронзительной силы документ, направленный протии войн, жесткости, насилия.
Наряду с дневником у Анны был еще один безмолвный собеседник и друг, с которым она общалась взглядом, раздумьями, любуясь его красотой. Это был старый, кряжистый каштан, раскинувший ветки за ее узким чердачным окошком. Анна описывает в дневнике, как из своего любимого уголка под крышей она разглядывает голубое небо, могучую крону каштана, на ветвях и листве которого дождевые капли сверкают на солнце, словно серебряные. Взглядом провожала юная узница полет чаек и других птиц. «Я твердо верю, - писала Анна Франк, - что природа может доставить утешение от всех бед». Листва этого каштана шелестела ей о надежде и свободной жизни, несмотря ни на что, вопреки всем ужасам быта и бытия.
Ранней весной Анна любовалась, как покрывается каштан нежной глянцевой листвой. А когда дерево зацветало, усеянное белыми, похожими на праздничные свечи, цветами, оно напоминало ей сказочную люстру. Ее дневниковые упоминания о каштане сродни одушевленным записям о друге. «Мы с ним вместе разглядывали голубое небо, следили за полетом птиц», - писала Анна о дереве, как о мыслящем существе.
Оба ее друга – и дневник, и каштан - пережили Анну Франк. Пережили на много лет. Но зимой 2009 года в судьбе дерева произошел перелом. Пронесшийся над Амстердамом ураган повалил 170-летний каштан, росший во дворе дома № 188 по улице Кайзерсграхт. Старый друг Анны рухнул, но не погиб. Заботливые люди срезали с него отростки, черенки, способные пустить корни и в дальних краях.
А за океаном, в Бостоне, точнее – в Бруклайне (части Большого Бостона), юная школьница Алия Финкель прочла об участи амстердамского каштана, друга Анны Франк, и страстное желание добиться, чтобы и в Бостоне росло дерево Анны Франк, вспыхнуло в ее сердце. С недетской энергией развернула она активную деятельность по добыче отростка, черенка. Затем обратилась с письмом к мэру Бостона Менино с просьбой подыскать достойное место для мемориального каштана.

Городская власть отнеслась к просьбе и предложению школьницы с полным
пониманием и уважением. Такое место было подобрано в главном парке города – Boston Common, богатом исторической памятью и памятниками.
Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что Boston Common - наиболее старинный публичный парк в США, сыгравший существенную роль в политической и социальной истории страны.
Здесь накануне Американской революции формировалась Колониальная милиция. В пору Гражданской войны здесь проводились митинги против рабства, формировались воинские части северян, в том числе и знаменитый Афроамериканский 54-й полк из Массачусетса. В 20-м веке Boston Common стал ареной выступлений против войны во Вьетнаме, борьбы за гражданские права. Здесь выступал Мартин Лютер Кинг.
Посадка в этом парке дерева Анны Франк предстает в этом ряду как логическое продолжение, звено в нескончаемой цепи борьбы за справедливость, взаимопонимание, терпимость людей друг к другу.
В летний день 2013 года в парке Boston Common, возле монумента солдатам и морякам, собрались около ста бостонских школьников, педагоги, ветераны войны и люди, пережившие Холокост, официальные лица во главе с мэром Томасом Менино для торжественной посадки юного саженца, деревца Анны Франк.
Томас Менино подчеркнул воспитательную роль этого события. К дереву Анны Франк, сказал он, будут приходить поколения школьников, студенты, жители Бостона, туристы, и соприкосновение с ним словно передаст им эстафету человеческой толерантности, взаимопонимания, справедливости.
Алия Финкель, которой сейчас 15 лет, поделилась своими чувствами, испытанными при чтении дневника Анны Франк, а также после посещения дома в Амстердаме, где Анна с семьей скрывалась в годы войны. Алия Финкель сказала, что посадка этого деревца в Бостоне – один из самых волнующих моментов в ее жизни. И выразила надежду, что когда деревце вырастет, оно станет уроком гармоничных отношений между людьми, умения сохранять надежду и доброту даже перед лицом немыслимого насилия, духоподъемным памятником для всех, кто его навестит.
Розиан Зернер из Ньютона, которой теперь 77 лет, рассказала, что в раннем детстве находилась в Ковенском гетто, в оккупированной гитлеровцами Литве. Когда ей было шесть лет, родители сделали подкоп под ограждением и вытолкнули девочку из пределов гетто. Ее подобрали добрые люди и спасли. «Теперь, - сказала пожилая женщина, - я живу для того, чтобы поведать людям о пережитом».
Бостонский врач Людвиг Шиманский, которому сейчас 81 год, в детстве скрывался от нацистских облав в польских деревушках, потом в Варшаве. В парке Boston Common он слушал выступающих, фотографировал. На груди его белел значок с четкой надписью: «Никогда не забыть». Взяв слово, доктор Шиманский сказал, что только что прошедшая церемония посадки деревца Анны Франк – символическое событие огромного эмоционального воздействия. «Как бы впредь ни складывались события, - сказал он, - народ, ненавидящий другой народ, останется в проигрыше. Как бы впредь ни складывались события, терпимость и взаимопонимание между людьми возьмут верх».
Когда митинг окончился, множество школьников кинулось к металлическому ограждению деревца, чтобы ближе рассмотреть его, вдохнуть его запах.
Кстати, учащиеся школ Большого Бостона, а также частные благотворители помогли собрать 500 долларов для того, чтобы в Бостоне было посажено, росло и процветало дерево Анны Франк.
Комментарии