Великий американский нефтегазовый бум и будущее Ирана

Ни одна страна, ни одна нация вообще когда-либо не вкладывалась так в объем добычи нефти, как это делают Соединенные Штаты в последние несколько лет. Америка прошла путь от производства 5 млн баррелей нефти в день в 2011 до свыше 7,5 млн баррелей в прошлом году, а вскоре - превысит 10 миллионов баррелей нефти внутри страны. Это невероятный нефтяной бум, который будет иметь глубокое воздействие на жизнь простых американцев.

К тому времени, как Обама покинет свой пост, он будет управлять страной, которая прошла путь от импорта 11 миллионов баррелей нефти в день  к  реальному экспорту энергии. Центр тяжести производства глобальной энергии качнулся к Америке, поскольку сланцевые нефтегазовые месторождения в Северной Дакоте и Техасе гудят от активности. Америка движется к переднему плану как крупнейший в мире производитель нефти и природного газа.

За прошедшие 40 лет президенты США вели отдаленные войны в союзе с самодержавными шейхами и направляли военно-морской флот для защиты морских путей, - все во имя потребности сохранения потоков  иностранной нефти. Такая потребность теперь отпала.  

Сегодня американские налогоплательщики оплачивают счет за военные корабли, которые в основном защищают супертанкеры, идущие в Азию. Китай обогнал Соединенные Штаты как крупнейший импортер нефти Персидского залива  ещ два года назад. Эта тенденция будет расти, и «это будет ставить совсем уже другие вопросы», -  говорит Ами Майерс Яффе, эксперт по мировому производству энергии из университета Калифорнии, Дэвиса. «Вы имеете китайцев и других азиатов, оседлавших персонал безопасности США, и я не уверен, что это будет продолжаться», -  говорит Маннинг из Атлантического Совета.

Такое изменение переупорядочит земной шар, как в большом, так и в малом. И будет очень и очень глубоким.

Большинство американских экспертов согласны с тем, что самым большим неудачником из-за роста сланцевой индустрии США станет Россия, которая заперта в Восточной и Западной Европе в качестве  покупателей ее природного газа, и использует зависимость от своих поставок для политической выгоды. 

 Как ожидается, российская доля в импорте ЕС природного газа снизится с нынешних 34% до уровня,  ниже 15%,  в ближайшие 10-15 лет,  уступая поставкам сжиженного природного газа из Соединенных Штатов.

 «Соединенные Штаты должны видеть свою роль в мире как единственной сверхдержавы, усиленную и пролонгированную», согласно недавнему докладу Ситигруппы.  А по словам ответственного китайского государственного деятеля Ву Сике (бывшего китайского посланника на Ближнем Востоке и ответственного члена Комитета по иностранным делам Китая, «Соединенные Штаты примут более доминирующее положение в мировом энергетическом распределении».

В то время как доля ОПЕК в мировом производстве  энергии планируется первоначально снизить с примерно 50% (сегодня) до почти 35% на следующее десятилетие, то к середине 2020 ОПЕК снова поднимется до 50% из-за усиленного экономического роста в Азии – особенно – в Китае и Индии. У Ирана (и большинства других производителей на Ближнем Востоке) в конечном итоге возникнет бум торговли с крупнейшими экономиками в Азии.

 В последний раз сдвиг такого масштаба произошел с  революцией в Иране  Когда появились  нефть Аляски (США) и нефть Северного моря ( Англия),  то один из «основных» производителей должен был эффективно уйти с рынка, чтобы освободить место для новых месторождений нефти (и поддерживать жесткие рыночные цены). Нефть Аляски и Северного моря были чрезвычайно дорогими для извлечения, и важно, что цены на нефть и газ остаются высокими по крайней мере на несколько десятилетий до тех пор, пока основные производственные задачи не будут выполнены. Кстати, не случайно, что BP был основным инвестором (и игроком) в нефти  Аляски и Северного моря. В Великобритании экономический распад был остановлен муллами с помощью этого огромного стратегического переворота (в обмен на снижение производства иранской нефти). И как мы, иранцы, все знаем, процветание Британии было достигнуто через нефть Северного моря во многом за счет Ирана (и иранцев).

 Теперь мы являемся очевидцами похожего стратегического сдвига, подобного катаклизму, который снова может изменить жизнь иранцев.

 В краткосрочной перспективе фиктивная «ядерная» сделка Ирана облегчит политический риск, прежде всего – в ценах на нефть. В среднесрочной перспективе комплексная сделка с Ираном добавит 1 миллион или больше баррелей в день на рынке. В долгосрочной перспективе гуш иранской нефти смягчит цены на нефть,  и этот «гуш» может быть достаточным, чтобы убить экономику нефтяного бума Америки. Гуш иранской нефти будет нехорош для США (и его нефтяного бума),  если (конечно) существует план подорвать одного из крупных производителей на рынке.

 Сразу после того, как была объявлена  сделка с Ираном в середине утренних торгов,  цена  на сырую нефть марки Brent скользнула на 1,5% до $109 за баррель, а сырая нефть  West Texas Intermediate упала примерно на 1% до $94 за баррель

 Такое незначительное снижение является разумной реакцией на сделку, подписанную на этой неделе. Никто не ожидает никакого наводнения иранский сырой нефти  на рынок. Белый дом настаивает на том, чтобы санкции в отношении нефтяного и банковского сектора Ирана остались в силе и  чтобы международное сообщество «продолжало энергично выполнять эти санкции».

Сколько геополитического риска вмуровано в цену за  баррель нефти?

В разгар воинственной антиизраильской риторики и угрозы блокады Ормузского пролива бывшего президента Ахмадинеджада и израильской контр-угрозы , было  понятно, что премия за риск – это $20 за баррель. Вся эта премия за риск может быстро растопить цены в предстоящие месяцы и понизить  сырую нефть со $100 за баррель в США до диапазона $80.

После того, как в 2012 были введены жесткие санкции, добыча нефти в Иране снизилась до  900 000 баррелей в день,  согласно мнению аналитиков в Тудор, Пикеринг & Холт.  Большая часть этого производства - тяжелая нефть. Саудовская Аравия умело заменила иранские баррели на рынке, повысив свое собственное производств,о примерно, на 1 млн баррелей в сутки. Однако когда иранской нефти пришло время вернуться на рынок, Саудовская Аравия (хотя и не друг Ирана), скорее всего,  сократит свой экспорт, чтобы освободить место.

 Однако как много места будут саудовцы готовы освободить в предстоящие годы? Иран располагает запасами, чтобы добавить миллионы больше в поставках. Это потребует времени. Как указывал Билл Герберт,  аналитик компании  Симмонс и Ко., «устойчивое увеличение уровня производства значительно выше 3 млн баррелей в сутки на последовательный период времени, скорее всего, потребует значительных иностранных инвестиций от мировых нефтяных и западных сервисных компаний (в Иране)».

Некоторые из этих компаний недавно ухватили возможность инвестировать в неиспользованные месторождения нефти просто через границу Ирана в курдском районе Ирака. Поля в курдском регионе оказались огромными, потоки - удивительными, легкость восстановления аналогов, как нигде в мире. Потенциал Ирана даже еще больше.

Учитывая достаточные инвестиции в инфраструктуру и бурение,  запасы нефти в Ираке и Иране достаточны, чтобы добавить еще 5 млн баррелей в день (БЛД) для мировых поставок нефти в течение 10 лет. Кроме того остается примерно 1 млн баррелей в день ливийского производства в офлайне из-за продолжающихся там  беспорядков.  Нигерия тоже имеет по крайней мере 250 000 закрытых баррелей в сутки. И давайте не забывать  Израиль. Израиль сейчас сидит на одном из крупнейших месторождений нефти и газа в мире у его северных берегов Средиземного моря.  Если решить все эти политические проблем и проблемы  безопасности на Ближнем Востоке и в других странах, то мир внезапно может оказаться переполненным излишками нефти.

В отдаленной перспективе ослабление санкций в отношении Ирана вызовут проблемы экономики из-за жесткой нефтяной  игры, которые уже выскакивают в Соединенных Штатах в последние годы. Eagle Ford, Пермский бассейн и Бакинские поля требуют устойчиво высоких цен на нефть для экономики дорогих буровых и резко снижают темпы окупаемости.

 Это не случайно, что великое нефтегазовое возрождение Америки совпало с санкциями на Иран и беспорядками в Ливии. Буровиков США беспокоит, что успешная ближневосточная дипломатия может, в конечном итоге, самой худшей для их бизнеса. Если показатель сырой нефти снизится до $75 за баррель  и останется таким на пару месяцев, то вы увидите, что  буровые установки в Техасе и Северной Дакоте замолкнут.  

Офшорная нефтяная индустрия США является возможно самым ярким пятном в восстановлении американской экономики. Как ни парадоксально, но восстановление  Америки может, в конечном счете оказаться жертвой ближневосточного мирного процесса.  И это подводит меня к заключению. Очевидно, что США не подвергнут опасности свое восстановление (а, следовательно, и процветание) путем ускорения ближневосточного мирного процесса. Я ненавижу это говорить, но там явно какие-то огромные ошибки. Там должен быть какой-то план в чьем-то заднем кармане.

 Конечно,  если будет нормализация отношений с Ираном, то где-то  производство должно будет упасть на какое-то время. Смогут ли Соединенные Штаты отвернуться от своего ключевого союзника Саудовской Аравии? Планируют ли они подорвать или поставить двойной крест на каком-то другом  ключевом (диктаторе) союзнике (как они сделали с шахом Ирана), если им потребуется снизить производство рынка? Могут ли быть переговоры с Ираном вообще полным фарсом , безо всякого стремления к нормализации? Будет ли 10-летний перерыв в добыче нефти и газа из Саудовской Аравии, Катара и Бахрейна достаточно долгим, чтобы  подорвать феодальные диктатуры и подключить демократические государства  или план по демократизации  Ближнего Востока теперь полностью снят со стола?  Переживут ли диктатуры  Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана (многообещающие новые газонефтяные производители региона Каспийского моря) это «необходимое падение» в мировом производстве? 

Саудовские принцы – во всеоружии и крепко лоббируют против всякой нормализации отношений с Ираном. Израиль тоже дает хороший бой – делает все возможное, чтобы  подорвать «окончательную» сделку с Ираном. Катар и Саудовская Аравия финансируют Аль-Каиду и фундаментализм везде с целью дестабилизировать Центральное (шиитское) правительство Ирака и борются как следует в Сирии за них тоже. Допустят ли это британцы, экономика  которых теперь принципиально основана на нефти и газе (кража) из Азербайджана, Ирака и Катара?  А что Путин, , будет сидеть сложа руки, в то время как Европа отходит прочь от России? 

Каждый понимает, что если сделка с иранскими муллами и иранской нефтью вернет их на рынок, то чья-то нефть должна будет уйти с рынка грубо лет на 10. Вопрос лишь в том, чья - именно?

 

http://iranian.com/posts/view/post/26405/jumpto/idcomment-42478