Прогулки под рождественским дождиком, часть 1 - Красносельская

На модерации Отложенный

На календаре – 6 января, а на улице, в нарушение всех традиций – лужи и моросящий дождь. Нарушим и мы традиции и отправимся на прогулку по неизбалованным вниманием туристов местам вокруг бывшего Красного Села. А ведь именно здесь находился знаменитый на всю Москву Ново-Алексеевский монастырь, именно здесь архитектор Быковский выстроил уменьшенную копию венецианского Сан-Марко! И хотя мещанской застройке старой Москвы в этом районе не повезло, неожиданным образом уцелели лесные цари на фасадах и даже деревянная изба.

Красное Село у древней дороги на Суздаль впервые упоминается в 1423 в завещании великого князя Василия I. В XVI – XVII веках на территории Красного села располагалась большая Красносельская дворцовая слобода, населенная крестьянами и разного рода ремесленниками. Побывавший в Москве в 1608–1611 годах шведский посланник Петр Петрей отмечал, что "близ Москвы лежит большая деревня, в которой до 700 крестьян и ремесленников, она называется Красное село". Главная улица села была продольной и проложена параллельно Красному пруду. Пруд был по площади почти равным всему Кремлю. У пруда в Троицын и Духов дни было так называемое "русальное" гулянье, В 1695 году пруд был расширен для устройства и проведения на нем празднеств в честь взятия Азова. В 1759 итальянец Джованни-Батиста Локателли построил деревянный оперный театр, включающий партер, ложи, занавес для сцены и систему кулис, рассчитанный на 3000 зрителей. Здесь проходил «публичный машкерад», а позже ставились итальянские оперы. Как писал современник, громадный Красный пруд до появления железной дороги "блистал своей зеркальною чистотою, изобиловал рыбою и походил на порядочное озеро, по которому плавали постоянно огромные стаи уток", но со временем он постепенно приходил в упадок, город надвигался на сельские избы своими заводами, фабриками, складами. В пруд стали спускать нефтяные остатки, и было решено его засыпать: начали в 1901 году и закончили почти через 10 лет. А само Красное Село ссередины XVIII века стало окраиной Москвы, так как вошло в черту города. Названия же села и пруда сохранились в названиях улиц Краснопрудной, Верхней и Нижней Красносельской и станции метро.

По плану реконструкции Москвы Краснопрудная улицадолжна была стать частью огромной магистрали, прорезавшей весь город: от Дворца Советов до громадного стадиона у Измайлова, и застраиваться монументальными зданиями, отражающими величие эпохи. Строительство длинного и затейливого здания было начато по проекту архитектора Б. В. Ефимовича в 1940 году и окончено в 1948 году уже по несколько измененному проекту архитектора А. Д. Хильковича. Как раз под средней частью этого здания протекает река Чечера. В этом же здании проживал композиторДмитрий Покрасс, автор песни «Три танкиста».

Деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в дворцовом Красном селе известна по источникам с первой половины XVII. К 1838 году Покровская церковь пришла в вет­хость и на средства, пожертвованные Почетными гражданами Евдокией Григорьевной Малютиной и Гаврилой Никитичем Урусовым, "возобновлена во всѣхъ частяхъ кромѣ стѣнъ и благолѣпно украшена". Предполагается, что авторами перестройки храма были Д.Жилярди и О.Бове.

Особняк с «лесными царями». 

В 20-30 гг прошлого века широкое распространение получил конструктивизм в архитектуре.

Чем не естественные декорации для съёмок фильмов о временах НЭПа?

В деревянной городской усадьбе второй половины 19 века нынче разместился 7-й отдельный батальон полиции.

Типичная городская застройка второй половины 19 века. 

Здание бывшей богадельни вдовы Геер c Храмом Святого Иосифа Обручника

Участок Геера был действительно большим, но составлял только часть когда-то еще большего. Этим участком, площадью более 13 гектаров, с аллеями, несколькими прудами и огромным садом в конце XVIII - начале XIX века владел секунд-майор А. Л. Демидов, потом - знаменитый герой Отечественной войны генерал А. П. Ермолов, а у него в 1859 году участок купил первогильдейский купец Иосиф Николаевич Геер, о котором вспоминал П. И. Щукин: "Часто бывал у моих родителей швейцарский консул, старик, Осип Николаевич Геер, который жил в своем доме близ Алексеевского монастыря, где имел прекрасный сад-парк и водочный завод. В саду созревали груши-дюшесы, а гееровские водки и наливки пользовались заслуженной славой. Однажды отец, стоя у закусочного стола, представил О. Н. Геера какому-то гостю. Пивал,- сказал гость, вероятно, вспомнив о гееровских водках".

 После смерти мужа в 1894 году Наталья Петровна Геер пожертвовала городу участок земли в размере 14 тыс. кв. сажен со всеми находящимися на нем строениями (стоимостью в 251 тыс. руб.) с условием, что на части этого участка в 4 тыс. кв. сажен будет построена богадельня на 60 человек и ей должно быть присвоено имя ее покойного мужа Иосифа Геера.

Возвести богадельню поручили известному архитектору Льву Николаевичу Кекушеву. Богадельня была открыта 1 января 1889 года. Она предназначалась для престарелых жителей Москвы обоего пола числом до ста человек.

Часть своего большого участка И. Н. Геер в 1869 году продал за 20 тысяч рублей купцу Владимиру Занегину, выстроившему в 1864 году особняк, поставленный с отступом от красной линии, обильно декорированный, с красивым балконом на переднем фасаде и остатками террасы на заднем.

Во флигеле размещался гараж. Первыми московскими автовладельцами были купцы.