ДРЕВНИЕ ЗНАНИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗ И ИСКУССТВО ЕГО ВОСПРИЯТИЯ
На модерации
Отложенный
WEB-дизайн и первобытная магия
Последнее время, особенно после кризиса интернет-коммерции, стало модно утверждать, что интернет-торговля – это та же самая торговля, только через Сеть. И ничего действительно нового молодые новаторы не создали, несмотря на множество заявлений о глобальной революции. Для того, чтобы успешно торговать через Сеть, нужно, прежде всего, уметь торговать, то есть знать, что такое торговля, а не что такое Сеть. Подтверждением этой мысли явились многочисленные разорения, постигшие множество ярких молодежных компаний.
В общем все это верно. Но не совсем. Действительно, сетевая или несетевая, торговля требует определенных умений, которые знанием компьютера не заменишь. И это означает, что любой обычный бизнесмен может не боясь начинать предприятие в Сети, если умеет нанимать специалистов для борьбы с Сетью, или если появляются простые, понятные и надежные инструменты для сетевого предпринимательства. И это обнадеживает.
Но и отличия сетевого бизнеса от обычного, безусловно, есть. И отнюдь не только связанные с компьютером и Сетью. Есть принципиальные отличия в психологии и философии, точнее, мировоззрении. И их также важно знать и видеть, как, к примеру, важно понимать собственных детей, которые иначе бунтуют и убегают из дома. Не хочу брать эту тему слишком широко, расскажу лишь об одном любопытном отличии в мировоззрении, которое с точки зрения прикладного психолога можно считать реликтом первобытного мышления.
Доводилось ли вам налетать на «стильные сайты» популярных компаний, где, начиная с первой страницы, вы ощущаете себя дураком? Для примера посмотрите... да, впрочем, смотрите все подряд, о чем только заговорит ваш программист с восхищением. И не промахнетесь.
Все сайты, которые пользуются популярностью у молодых программистов, являются воплощением того явления, о котором я рассказываю.
Теперь попробуйте понять, почему вы ощущаете себя дураком, когда открываете эти сайты. Из чего складывается это ощущение?
Подскажу. Вы там ничего не понимаете. Человек, привыкший делать дело и быть в нем хозяином, привыкает понимать все, с чем сталкивается. И исключает из своей жизни непонятные вещи, без которых может обойтись. Ему нужна определенность и уверенность в себе, иначе он не сможет отвечать за свои действия и, главное, не сможет точно рассчитать результаты. А без этого бизнес превращается в авантюру и ведет к разорению. Хороший бизнесмен не может себе позволить опираться на непонятные и неуправляемые инструменты, и поэтому традиционные бизнесмены не спешат заняться интернет-предпринимательством, оставляя эту часть рынка молодым и бойким. Ну и радуясь втайне всем поражениям интернет-предпринимательства.
Это неверный подход. Интернет – это всего лишь инструмент современного бизнеса. Причем инструмент потенциально очень хороший. Пренебрегать им глупо. Но и лезть в него так, как он вынуждает, еще хуже. Просто смертельно. Так в чем же сложность?
Давайте подумаем.
Вот я открываю сайт, про который мне прожужжали все уши. И упираюсь как баран в новые ворота, которые закрыты. Ничего не понятно. Все навалено дикой кучей, написано непонятными словами, наворочено дикими цветами... Одно, а точнее, два желания – сказать: «Уроды!» – и закрыть сайт. Или сказать: «Я дурак!» – и все равно закрыть сайт.
Но я психолог, я гляжу на своего младшего помощника и слышу вздох восхищения: «Кул! Крутизна!»
Значит, это творение может вызывать восхищение, и оно вызывает его. Причем у множества людей. Пусть молодых, пусть таких, которые чаще всего добывают деньги в карманах родителей, а еду в холодильниках, но этих карманных денег оказывается достаточно, чтобы создателям сайта хватало на пиво и музыку. Иначе говоря, за этим сайтом свой рынок, и рынок достаточно большой, чтобы его учитывать. Значит, будем разбираться.
Разбираясь, я как прикладной психолог спрашиваю себя: «Что мне хочется, когда я гляжу на этот сайт?»
И отвечаю: «Закрыть и никогда сюда не соваться».
Из этого я делаю вывод: значит, создатели сайта хотели, чтобы такие, как я, никогда не совались на их рынок и даже не пытались открыть его ворота.
А что является воротами? Да этот сайт и является, потому что именно он меня и не пропустил туда, где душа моего друга-программиста наслаждается жизнью.
И получается, что, во-первых, интернет-предпринимательство и вообще Интернет являются миром. Ведь выражение «где живет душа программиста» принялось естественно. А жить – телом или душой – можно лишь в мире. И это уже очень важное открытие, без которого нам в этой загадке не разобраться. А во-вторых, то, что мы туда не суемся, – это запланированный эффект, это так задумано. А значит, они нами управляют, а мы управляемся! Да еще и не замечаем этого управления и совершенно не понимаем. Но зато выполняем неукоснительно!
Человек, привыкший делать дело и быть в нем хозяином, привыкает понимать все, с чем сталкивается. И исключает из своей жизни непонятные вещи, без которых может обойтись.
Вам это нравится? Мне – так очень! Меня это заводит, как тайны пирамид, магическое наследие друидов или древние руны. Ко мне применяют приемы управления, которых я даже не распознаю. Но зато как хорошо управляюсь! Я хочу разобраться в этой загадке. А вы?
Я уже нащупал первую зацепку. Интернет – это мир. Мир, как говорят, виртуальный. Мы с вами понимаем слово «виртуальный» как воображаемый, но исходное значение слова – «истинный». Иначе говоря, Интернет нельзя понять, если не допустить, что он настоящий мир, хотя и существует не в веществе, а, скорее, в энергии и числах. Но деньги он приносит настоящие, и жизни там гибнут точно так же.
В этом смысле виртуальный мир очень похож на сон. Пока ты его видишь, ты нисколько не сомневаешься, что живешь в настоящем мире. И к тому же никто пока не доказал, что эта наша телесная жизнь не есть другой вид сна. У древнекитайского мудреца Чжуан Цзы есть поразительный образ. Он рассказывает, что ему снилась бабочка, которой снился он. Так кто кому снится, точнее, кто чьим сном является?
Для парня, сбегающего в Интернет от этой жизни, тот мир настоящий, а этот – кошмарный сон, где его мучают. При этом там он не только уважаемый человек, но еще и прилично зарабатывает и находит все необходимое. В этот мир он выходит только для удовлетворения телесных потребностей. В точности как мы, когда наши тела хотят спать, уходим в мир снов. Житель Интернета словно бы обратен человеку этого мира, мы точно поменялись телами и живем как бы дополнительно друг к другу. Обычные люди – в телах без душ, инетели – в душах без тел.
И что же это за мир для тех, кто в него сбегает? В точности тот же самый, куда сбегают подростки, как только у них появляется ощущение, что они могут обойтись без взрослых. В разных культурах этот мир молодежи назывался разными именами. К примеру, в старину на Руси молодежь снимала у каких-нибудь стариков избу и уходила туда на посиделки или беседы. Сейчас в точности то же самое называется «у меня родители на даче».
Но была культура, которая задумывалась об этом глубже – это русские мазыки, офени, которых называли коробейниками. Мазыки называли такие избы, где молодежь может уединиться без взрослых, сулопниками. А сулоп – это счастье или даже Рай. Наши дети бегут не просто от нас, они бегут к лучшей, райской жизни, как они ее себе представляют.
А что такое рай? Рай – это место, где светло, тепло, ничего не надо делать, а холодильники всегда полны едой. Там нет того, кто может тебя наказать, потому что это совсем другой мир, куда взрослым нет хода.
У жителей Интернета есть свое имя для мечты о рае – халява. Халява – слово из словаря художников. Это такая работа, которую делаешь легко и быстро, а платят много и кормят сытно, будто ты не обманул, а на самом деле работал. Получить что-нибудь на халяву – значит бесплатно и почти в подарок. Отсутствие необходимости зарабатывать хлеб свой в поте лица своего – главный признак Рая, который мы утеряли, воплотившись в этом мире.
Интернет – это возвращенный рай. Это страна вечных каникул, куда можно сбежать и делать то, что хочешь, а не то, что требуют родители. И учителя. Главное – сделать все, чтобы они не могли туда пробраться и все испортить. Секретность и защищенность стали культом Интернета, а те, кто не умеют защищать свой компьютер от проникновения, презираются и обозначаются словом «лохи».
Лох – слово, кстати, тоже офеньское. Лохами мазыки называли мужиков, которых считали дураками. Офени вообще были склонны к тайному, именно они создали «феню» – блатной язык, который до сих пор живет в тюремных сообществах. Их заставляли отгораживаться от остального мира особенности работы – ходить из земли в землю с коробом или возом товаров было опасно. Да и не обманешь – не продашь. Это очень похоже на то, как живет Интернет.
Но еще важнее то, что за необходимостью постоянного мелкого обмана, халявы, в Интернете воплощается самая сильная религиозная идея современности – настоящий, истинный рай. В начале даже казалось, что он состоится, и через Сеть можно будет достигать совсем иного мира.
Однако сложности Интернета постепенно привели к пониманию, что, как и с мировыми религиями, рай недостижим, и остается лишь мечтать и служить мечте о рае. В итоге родился Культ.
Культ, то есть служение Мечте, – это всегда основа религии. Приглядитесь, как часто по отношению ко многим современным вещам употребляют слово «культовый». Это значит, что мир ищет новую религию, которая объединила бы людей. И Интернет полон культовых программ и культовых сайтов. Именно они и считаются наиболее популярными. Вокруг них тут же рождаются свои тусовки, то есть сообщества верующих и служащих.
И эти тусовки могут воевать между собой, как сообщества спортивных фанатов. Фанат, кстати, тоже слово религиозное.
Все это, с одной стороны, бесспорно, а с другой, вызывает вопрос: если в Интернете мы сталкиваемся с религиозностью, почему мы ее не узнаем?
Ответ прост: для того, чтобы узнавать, нужно иметь чем узнавать. Чтобы узнать, что перед вами трамвайный билет, нужно иметь образ этого билета. Если вы ни разу не покупали билет в трамвае, как вы его узнаете?
Так же и с религией. Вам кажется, что вы знаете, что такое религия, и узнали бы ее. Но что вы знаете про религию, если только вы не историк? То, что видят ваши глаза в современном мире, и то, что вы читаете в книгах. А узнаете ли вы религию, к примеру, в первобытном обществе? Или даже проще – распознаете ли вы язычество, когда приезжаете в русскую деревню? Христианство-то вы, бесспорно, узнаете, а от всего остального отмахнетесь, как от суеверий.
А теперь зададимся таким вопросом: какие времена идут в мире Интернета, какая эпоха там стоит? Вам может показаться, что очень передовая. Но есть два показателя времени. Первый – это развитие техники. Второй – развитие взаимоотношений или нравственности.
С точки зрения техники нам с вами кажется, что Интернет впереди планеты всей, примерно как самолето– или автомобилестроение в 1903 году. Ну и как, по-вашему, 100 лет назад машиностроение было передовым, или это был еще каменный век? Вот так и с Интернетом. Это пока варварская, грубая, плохо продуманная технология, мир очень отсталой техники.
А что со взаимоотношениями? А тут посмотрите на игры, которыми тешатся души местных жителей, и вы увидите, что правит Интернетом фэнтези с его пристрастием к феодальному средневековью. Психологии игр стоило бы посвятить ему отдельное исследование, но вкратце это психология силы, проявляющейся или в прокаченности, или в хитрости. Вор – один из главных героев этого мира. Сразу вслед за громилой.
И не спешите осуждать: и Одиссей, и викинги, и русские витязи – все они были воплощением образа такого первобытного плута, творящего феодальный порядок. Творящего простым и понятным действием, которое Маркс назвал первоначальным накоплением капитала. Сначала надо наворовать и награбить как можно больше, а потом установить законы, чтобы они защищали мою собственность.
И мы с вами налетаем на первого стража, представляющего закон их мира, когда не понимаем устройства тех сайтов, на которые пытаемся заглянуть. Страж определенно говорит нам: «У тебя есть выбор: либо от ворот поворот, либо стань одним из нас и подчинись законам нашего мира».
Величайшее управление возможно лишь тогда, когда перед всеми людьми стоит величайшая задача, делающая все общество единым существом. Это и есть магия.
Каким Законам? А тем, о которых договорились жители Интернета. Договорились безмолвно, как бы сдавшись им, приняв как определенный способ поведения. Какой?
А такой, какой был принят с первобытных времен там, где приходилось бороться против чужих. Мы должны быть даже не просто едины, мы должны быть как одно существо, чтобы все чужие, заглянув в наши лица, даже не могли усомниться, что их дурят. Кого бы из «наших» этот лох, пытающийся делать дело с помощью компьютера, ни спросил, он должен получить всегда один и тот же ответ: «О, это очень трудно! Лучше не суйтесь туда сами. Давайте мы вам все сделаем!»
И пусть идут себе, куда хотят, это наш мир! И мы будем жить в нем одни!
То, как управляют нами, оборачивая от своего мира – это, конечно, управленческий вопрос, но он еще не столь интересен. А вот то, как достигается такая степень управляемости всех тех, кто избрал жить за счет Сети и компьютеров, – это вопрос так вопрос!
Ясно, что управление в их среде достигается отнюдь не за счет принуждения. Оно естественно и добровольно, как это и было в первобытных обществах, которыми правила культура. И ясно, что такая степень управляемости достижима лишь там, где встает вопрос о жизни или смерти.
Но культуре как среде управления надо посвящать отдельное исследование. Что же касается Интернета и его использования, то достаточно договориться о правилах его использования и создать соответствующие им инструменты, как все ужасы Молодежного Рая передвинутся в заповедник по имени Планета-Интернет. Для любителей острых ощущений.
Сеть – это прекрасный и простой инструмент с великолепными возможностями.
Вот, в общем-то, и все. Остается лишь один вопрос: а причем тут первобытная магия?
А при том, что мы с вами не узнаем магию точно так же, как и религию. Мы понимаем магию так, как ее нам показывают фэнтезийные романы, которые заимствуют образ магии из культуры времен феодализма. А это значит, что магия для нас с вами – это деяния чудес, вроде бросания огненных шаров, левитации и вызывания духов.
Однако настоящая магия зарождается гораздо раньше. И к чудесам она в то время имеет совсем иное отношение. И даже к бросанию копий в нарисованного на стене быка или мамонта тоже.
Главное чудо, которое творит первобытная магия, – это жизнь. А главный волшебник – племя, единое, как один человек, что позволяет ему выживать и побеждать врагов. Иными словами, главное достижение первобытной магии – это создание такой культуры, которая обеспечивала управляемость всех членов племени не по принуждению и даже не по убеждению, а в силу воспитания. Это значит, что управление в рамках первобытной культуры происходит не потому, что кто-то управляет, а потому, что все члены сообщества знают, что надо делать. И знают, что не делать так просто – недопустимо и даже невозможно, как невозможно сомнение. Таково устройство мира!
Это все равно как ни одна женщина современной культуры не пойдет в магазин голой. Это не управление общества, это – само собой разумеется! Иными словами, это общественное управление стало чем-то глубоко внутренним, частью мировоззрения.
Этим занималась и первобытная магия. И любой этнограф или историк знает, что основа первобытной магии, костяк, на котором она держалась, – это не особые способности магов, а годичный круг праздников, и задача волхва не волшебство как творение чудес, а волшба или волхование как поддержание мирового порядка. Иначе говоря, это проведение празднеств. Их было много, но все они должны были поддерживать мир и не давать ему разрушиться.
Про то, как мир поддерживался, вы наверняка кое-что знаете. К примеру, всем известно, что были обряды, которые обязательно исполнялись до восхода солнца, чтобы оно непременно взошло. Для солнцепоклонников это были волшебные магические действия.
Но вы знаете и о магии, не позволявшей миру разрушиться. Просто вы, скорее всего, не видите в ней магии, не узнаете в таких народных праздниках как Святки или Хэллоуин. До сих пор люди с удовольствием играют в ряженых и пугают друг друга, когда приходит время. А что на самом деле делали ряженые на Святках?
Да то же, что и на множестве других праздников и обрядов, когда нужно было изгнать, отпугнуть или не допустить в наш мир вредоносные силы или злых духов. Этому же были посвящены и летние праздники, вроде русских Морены, Костромы, Кострубоньки, за тем же самым исполнялись обряды поминовения предков на Жальниках. Против сил зла или зимы бились на Масленицу, захватывая снежную гору, да и в любом «стеношном» бое победители всегда были «нашими», силами света и порядка, а проигравшие олицетворяли силы разрушения, которые опять были изгнаны, благодаря чему мир простоит еще год.
Мир, как вы знаете, в русском языке означал как космос, Вселенную, так и общество. Общество является миром потому, что оно отражает в своем сознании весь видимый и воспринимаемый мир. И защитить общество от разрушения – значит защитить от разрушения образ мира. А образ мира – это единственное доступное человеку средство поддержания и сохранения самого Мира и возможной лишь в нем жизни. Образ мира, то есть мировоззрение, должно хранить и беречь как зеницу ока. Без него нас не будет. Мы распадемся в первобытный хаос, а злые духи будут нас поедать поодиночке.
Приглядитесь, что делают ребятишки, сбежавшие от родителей в свой мир? Они что есть силы защищают его от разрушения, от проникновения злых духов. И эти духи, вы уже догадались, – духи тех самых взрослых, которыми являемся мы с вами, и которыми однажды станут и наши юные беглецы... Иными словами, самый высокий уровень магии, который доступен миру Интернета, – это возможность защитить этот мир от вторжения разрушительных сил. И делается это с помощью дизайна, то есть с помощью зрительно воспринимаемых образов тех дверей и ворот, через которые можно было бы чужому духу войти в Интернет.
Иначе говоря, величайшая магия сосредоточена сейчас в руках компьютерных художников, а Интернет переживает тот период развития, когда живопись – это не просто воздействие на воображение зрителя, а действительное чародейство, потому что пока еще способно защищать свой мир и жизнь в нем.
Довольно скоро это будет утрачено, и Интернет станет открытым и всем доступным пространством, поэтому желающим познать магию надо спешить наблюдать и исследовать чудо, скрывающееся в тончайшем сочетании возможностей живописи и переломной эпохи в истории человеческой культуры. Магия существует только в такие переломы, когда люди способны ощущать тонкие воздействия. Раньше для этих воздействий нет материала, а позже слово переходит к пушкам, и музы замолкают.
Пушки – это всегда признак того, что в мире утеряно управление. Управление – тоже редкая птица в нашем доме. Многим из нас не удается увидеть ее даже за целую жизнь, и они так привыкают жить в принуждении, что принимают его за управление.
Величайшее управление возможно лишь тогда, когда перед всеми людьми стоит величайшая задача, делающая все общество единым существом. Это и есть магия.
Иван Скоморох,
начальник исследовательского отдела ООО «Вебеби» www.webaby.ru
Комментарии