Рецензия на шедевр Голоса-2

На модерации Отложенный

 

. По правде говоря, перед четвертьфиналом я ожидал, что Градский даст Александре какой-нибудь шедевр из русских песен. Как бы ни оспаривалась обязательность исполнения на Голосе России русских песен, и как бы ни говорил сам Градский, что музыка интернациональна и песни надо петь на языке оригинала, однако все (и Градский, в том числе) сходятся во мнении, что исполнение русских песен в русскоязычной аудитории требует более высокого исполнительского уровня. Ведь при этом кроме демонстрации голоса нужно суметь показать еще и свое умение чувствовать песню и ее душу. Для Саши, исполнявшей до этого только английские песни, это был крайне важный шаг по ступеньке наверх. Так оно и случилось. Александр Градский вывел Сашу на сцену с великой песней «Журавли».
. Можно было понять Александру, когда она говорила о своих сомнениях по поводу того, сможет ли она соответствовать этой песне, ведь после исполнения последней лучшими певцами страны зритель очень придирчиво будет оценивать любого нового исполнителя, и отнюдь не голос будет в этой песне главным – певца будут судить и по внешнему виду, и по тому, как он держится, какова у него будет мимика, и… каково реноме этого певца вообще. Градский настоял на исполнении – значит, во всех этих составляющих он был уверен. И вместе они – Александр Градский и Александра Белякова – сотворили маленький шедевр… Однако не будем забегать вперед и поговорим обо всем по порядку.
. После первого прослушивания я, как часто сейчас говорят, «не въехал» - настолько сильно разнилось исполнение с тем, каким мы его себе представляем для этой песни. Однако отдельные места зацепили, и мне захотелось прослушать Сашино исполнение еще раз, потом еще раз, и еще раз. В конце концов, я почувствовал, что Александра продемонстрировала не просто иное прочтение, а иную концепцию песни вообще. Конечно, по тому, как певица до сих пор еще сомневается в своем выступлении, можно предположить, что у нее самой это еще не отложилось в сознании, и вся заслуга в создании нового образа песни почти целиком принадлежит Градскому.
. Ведь что такое «Журавли» в исполнении мэтров советской эстрады, начиная с Бернеса? Это песня – из цикла песен о войне. Когда ее поет Бернес, словно ощущается гарь с полей сражений, чувствуется скорбь о погибших солдатах – не просто солдатах, а людях, которые были для создателей песни и их современников друзьями, отцами, братьями и сыновьями – людях, с которыми они жили, радовались и горевали, и которых вдруг не стало. Песня как бы приглушает боль, рассказывая о том, что родные и близкие не ушли в мир иной, а продолжают жить – но только в ином образе. Если ты потерял кого-либо, – говорит песня, - взгляни на небо, на пролетающий журавлиный клин, и ты увидишь своего близкого там. И твой друг, сын или брат тоже увидит тебя с небес и окликнет… Стая журавлей будто устремляется из дымки сражений куда-то в высокую чистую синеву. Кто бы ни пел эту песню – все уважительно придерживались этой темы, чтили ее, пели сдержано, протягивая, а не пропевая, слова, передавая голосом и горечь, и боль. Такой песня и отложилась в нашем сознании.
. И вот мы слушаем Сашу – и вдруг слышим чистые и высокие звуки там, где другие певцы осаживали свои сильные голоса. Удивленно прислушиваемся и неожиданно обнаруживаем для себя совсем другую картину. Нет ни гари, ни дыма – есть только небеса. Песня вдруг словно напоминает нам, что война, ведь, давным-давно закончилась. Только по фильмам и рассказам знают о ней нынешние молодые люди, от имени которых поет Саша. Они никогда не видели погибших на ней дедов и прадедов, и для них эти люди – только легенда. Нет, нельзя упрекать за это молодых людей – ведь именно этого и хотели их деды, именно ради того, чтобы потомки так жили, не ведая грохота сражений, и погибали солдаты далекой войны. И вот мы видим чистое поле, яркое солнце, синее небо и вдруг где-то вдали в небесах появляется колышущийся клин. Что это? – спрашиваем мы. А это, - слышим в ответ, - к нам из далеких военных лет долетели наши деды и прадеды… И с голосом Саши в наши души заходит безотчетная светлая радость от этой встречи.

Те, кого мы знаем только по пожелтевшим фотографиям, теперь подлетают к нам, смотрят на нас со своей неимоверной высоты, смотрят на наши тихие поля, спокойные, забывшие войну просторы, и мы слышим их немного грустный клич, и в нем уже нет горечи. Их клич сливается с высоким, небесным и невероятно чистым пением Саши. У нее удивительный голос, так органично созвучный всему происходящему – его нельзя назвать ангельским, он мягок, но в нем слышится и слабый хрустальный звон, и мы понимаем, что если у ангелов на небесах есть волшебные струнные инструменты, то, наверное, это они сопровождают пение неземных жителей. Впрочем, поющий ангел, на самом деле, не на небесах. Невероятно органично сочетается с небесным пением образ стоящей перед нами Саши. Ее красота в ауре звучащей песни вдруг начинает казаться невообразимой, потрясающей, внеземной…
… Саша покинула Голос, но покинула, ознаменовав наш музыкальный мир событием. В ее исполнении давно известная песня со знакомыми, казалось бы, словами и музыкой рассказала нам совершенно новую – современную историю. Александр Градский и Александра Белякова в старом шедевре отразили новую эпоху. И может ли с таким музыкальным событием сравниться какое-либо место на Голосе? Оно поднялось над конкурсом, явило нам новую исполнительницу и обозначило веху, быть может, в тематике песен о той войне вообще.
. Но, впрочем, немного об исполнительнице. Пока она не ведает, что сотворила. Она удручена, что спела не совсем то, что ей хотелось бы. Она любит Хьюстон, она любит и отлично поет английские песни, в секунды сильного стресса у нее вместо «Боже мой!» вырывается «Oh, Mein Gott!», она даже слово «адрес» пишет, не задумываясь, на английский манер – с двумя «с». Она обаятельна, жива, непосредственна, может прыгать на сцене от радости и почесывать нос во время интервью. Она мила и легка, и ей очень-очень хотелось пройти в финал. И как знать? – Быть может, на ее чаше весов выход в финал перевешивает такое событие, как придание новой жизни старой песне? Да и последнее она событием-то, быть может, и не считает? Она – зеркало своего поколения – младого, незнакомого. Каково оно? Сверстники Саши в недоумении – почему Градский не позволил ей спеть что-нибудь на английском? Стоило ли ради песни «тех лет» рисковать главным призом на главном канале Российского телевидения? И как знать? – А вдруг сбудутся все пророчества, и взлетит Саша на российской сцене? Не упорхнет ли она тогда в далекую Америку – подальше от «Журавлей»?
. Вот такие грустные вопросы навевают проскочившие в сетях высказывания по поводу Сашиного выступления. Мы мало знаем о ней. Знаем, что она потрясающе красива, что у нее яркий голос, что у нее заботливая мама. И в то же время проект позволил узнать о ней еще одну очень важную вещь – у нее мудрое сердце. Она доверила свой талант мэтру советской и российской эстрады. В секунды сильного стресса она думала не только о своем участии в проекте, но и том, что она может вынести из этого проекта для своего будущего вообще.
. И у нее может состояться прекрасное эстрадное будущее, но для этого ей нужен мудрый, именно мудрый наставник, который, как это сделал Градский, ее голосом начал бы лепить шедевры, соединять эпохи. Именно такого уровня может вырасти из Саши певица.
. Да, быть может, именно Градский ей сейчас и нужен?
------------------------
P.S. Конкурс закончился и о Саше тут же забыли. Сюжет о ней даже не попал в итоговую программу "За кадром". Зато появилось приглашение посетить ее выступление в клубной вечеринке в сопровождении Оранджбанд. Впрочем, не ясно, кто кого сопровождает больше. Саша обожает песни на английском. Но ведь это и есть уровень клубной и ресторанной певицы. Публика, потягивающая пиво и коктейли, просто не врубится в "Журавлей". Зачем ей небеса? Ей Хьюстон подавай, да чем похожее - тем круче. Чтобы кайф ловили, воображая себя где-нибудь в Лондоне на батуте. Вот и создается у певицы представление о критерии успеха. Градский показал, что из Александры Беляковой можно сделать певицу общенародного уровня. Для этого ей надо перепеть русские шедевры. В ресторанах это не получится. Не получится и без руководства наставника уровня Градского. Ну неужели ничего здесь нельзя сделать? Теряем ведь талант...