Мужское пьянство - причина или следствие развала семьи?

На модерации Отложенный

Как известно, в 3/4 случаев женщины выступают инициаторами расторжения брака. При этом жены для оправдания перед близкими своего шага часто используют "святую троицу" мотивов развода - "пил-бил-изменял". Однако, эти негативные проявления со стороны мужчины не всегда подтверждаются при проверке. Зачастую, речь идет лишь о поводах для недовольства женщины, раздутых ею до масштабов вселенской трегедии, в то время как истинные причины недовольства браком лежат в другой полоскости и связаны с неудовлетворением неадекватных, завышенных экспектаций (ожиданий) от жизни и отношений с мужчиной, гипертрофированных эгоистических потребностей.

При этом возникает вопрос - а не являются ли эти негативные проявления прямым следствием эгоистического поведения женщины в браке и депривации мужчины? То обстоятельство, что в парах с разным уровнем эгоизма большим эгоистом является, как правило, супруга, и то, что именно от уровня эгоизма супруга зависит степень его недовольства браком, подтверждается результатами научных исследований.http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-egoisticheskoy-napravlennosti-lichnosti-v-​supruzheskih-otnosheniyah

Как считают социологи, например, такое негативное проявление со стороны мужа как пьянство, вполне может быть следствием кризиса в семейных отношениях, а не самой причиной этого кризиса.

Давайте откроем научную публикацию директора Омского НИИЦ "Сеал", кандидата социологических наук С.С.Седельникова "Позиции супругов и типологические особенности реакции на развод". В ней он делится с читателями результатами своих исследований, проведенных среди бывших супругов. Я дам выдержки из статьи, сопроводив их своими комментариями.

"Анализ показал, что результаты исследования, которое было проведено в 1989 г. в городах Пензе, Саратове, Одессе, с достаточной степенью достоверности позволяют судить о том, какую позицию в ситуации развода занимал тот или иной респондент. Выборка была составлена по материалам бракоразводных дел судов и загсов, а затем респондентов находили через адресный стол и опрашивали на дому. Всего таким образом было опрошено 290 мужчин и 422 женщины в возрасте до 36 лет." ...

"Попытка типологизации разведенных индивидов была предпринята, исходя из стиля принятия и непосредственного осуществления ими решения о разводе, т.е. поведения в разводной ситуации. По этому критерию мы выделили четыре основных типа расторгнувших брак.
1-й тип «семейные аутсайдеры», в него вошли те, кто был против развода, априори считая, что предпринимали действия, связанные с сохранением семьи, либо, по крайней мере, были ориентированы в указанном направлении.
2-й тип — респонденты, активно способствовавшие разводу в консенсусе с брачным партнером. Сюда вошли как те, кто принимал решение о разводе совместно с супругой (супругом), так и те, кто не принимал решения о разводе, но участвовал в подаче заявления в суд, загс. Или, наоборот, субъект принимал решение самостоятельно, а в подаче заявления на развод участвовал и другой брачный партнер. Это «договорившиеся», или «группа паритета».
3-й тип — индивиды, занимавшие активную позицию в разводной ситуации без консенсуса с брачным партнером, те мужчины и женщины, которые единолично принимали окончательное решение и подавали заявление на развод. Это «автономисты» .
4-й тип бывших супругов воспринимают развод как нечто, свершившееся помимо их воли. Отнесенные к этому поведенческому типу субъекты не принимали решения о разводе, не участвовали в подаче заявления и, вместе с тем, не были против развода. Это «пассивные», «отстраненные».

Из табл. 1 следует, что мужчины возражают против развода чаще, чем женщины. Женщины гораздо чаше принимают твердое решение о разводе и самостоятельно подают заявление. Среди них в 3 раза меньше бездеятельных, пассивных, чем среди мужчин. "

Решительные действия в конфликте, нежелание считаться с мнением супруга в вопоросе о сохранении семьи, могут кореллировать с эгоистичными, эгоцентрическими установками человека. В то же время пассивность, бездеятельность могут характеризовать человека, подавленного эгоистичным, эгоцентричным партнером.

"Из табл. 1 видно, что если доминирующим типом поведения в разводе для мужчин является консенсус с супругой, то женщины (более одной трети) предпочитают осуществлять развод автономно. Мужчины, как правило, более информированы о любви к другому человеку своих жен, нежели женщины в отношении внебрачных связей мужей; однако и те, и другие занижают влияние такого фактора, как утрата любви со стороны брачного партнера. Причем, женщины в 2 раза чаще. Кроме того, жены мало информированы о неудовлетворенности мужа сексуальной сферой семейных отношений."

А мы удивляемся мужским изменам? Кстати, не факт, что данная неосведомленность объективна. Исследование О.В.Бондаревой, на которое я сослался в начале статьи, показывает, что эгоисту свойственна забывчивость, когда речь идет об интересах супруга.

"Данные, представленные в табл. 2, позволяют судить о том, как по-разному стороны воспринимают пьянство как причину развода. (Andrew Iwanow - в таблице приведены суждения мужчин-инициаторов развода и их супруг, которые против развода возражали). Женщины ссылаются на нее в 5 раз чаще мужчин. Столь существенные отличия, вероятно, вызваны разным восприятием причин семейного неблагополучия. Другими словами, ЗА ПРИЧИНУ ПРИНИМАЕТСЯ СЛЕДСТВИЕ. (Andrew Iwanow - Того же мнения придерживаются и другие авторы. См. Малярова Н.В. Особенности социологического анализа семейных конфликтов // Социол. исслед. 1984. N 1. С. 25.).

Кстати, этому есть свидетельства: если бы пьянство являлось первопричиной дестабилизации семейно-брачных отношений, то совершенно очевидно, что позиция женщины в разводной ситуации была бы диаметрально противоположной. Кроме того, неясно, с кем же заключают повторные браки женщины, если столь значительная часть мужского населения поражена алкоголизмом. Маловероятно, чтобы биологическая зависимость от алкоголя, выражающаяся в несомненной деградации личности, не была уловлена в период знакомства — прелюдии повторного брака." ...

"Женщины, возражавшие против развода, чаще, чем мужчины, считают, что с их стороны ничто не способствовало разводу (40,4%), тогда как мужья считают, что со стороны супруги ничто не способствовало разводу лишь в 7,9% случаев. Налицо крайняя рассогласованность оценок (1,5—8 раз) мужчин и женщин по поводу причин развода, своей доли вины и «вклада» бывшего семейного партнера."

Совершенно очевидна неспособность многих женщин принимать на себя хотя бы часть ответственности за развал семьи. Подобная черта характерна для личностей с эгоистичными и эгоцентричными установками, склонных к инфантильности (эгоцентризм - один из частных признаков инфантильности). Я предполагаю, что в числе женщин-инициаторов развода много людей с высоким уровнем эгоизма, и в то же время эгоизм характерен и для тех женщин, с которыми мужья развелись по собственной инициативе, в первом случае мужчина подавлен эгоисткой и апатичен, а во втором сохраняет в себе силы для сопротивления. Но, С.С.Седельников предлагает взглянуть на проблему с другой стороны.

"По-видимому, мы имеем дело с пролонгированным, латентным эффектом предразводной ситуации, а не с условиями и обстоятельствами самого развода.

Например, в период обострения отношений накануне развода отсутствие одного из супругов в ночное время воспринимается обязательно как факт супружеской измены, а учащающееся в этот период потребление алкоголя (доступное средство снижения порога чувствительности и, в некотором роде, адаптации к стрессогенной ситуации) запечатлевается в сознании как патологическая склонность бывшего брачного партнера к спиртному. Отчужденность и неблагополучие в сексуальной сфере воспринимаются в этот период как постоянное отсутствие интимной гармонии и т.д. Здесь немалую роль играют определенные психологи-
ческие барьеры, ошибки и высокая избирательность памяти."

Здесь С.С.Седельникову стоило бы подчеркнуть, что речь идет об избирательности именно женской памяти.

"В табл. 3 приведено распределение суждений мужчин («семейных аутсайдеров») и женщин («автономистов») о причинах развода. При анализе результатов, отражающих межгрупповые различия в оценке причин развода, женщины-«автономисты» указали на пьянство как основную причину развода в 38% случаев, а среди женщин, возражавших против развода, ту же причину назвали только 22% (табл. 2). Интересно, что разведенные мужчины в семьях, где инициатором расторжения брака выступала жена, а сами они не желали развода, подтверждают такое положение дел. 22% признали тот факт, что их пьянство было одной из основных причин развода. Среди мужчин — инициаторов расторжения брака эту причину указали только 4,7% (табл. 2)."

Женщины, которые перед тем прочли о том, что мужчины-инициаторы развода признают свое пьянство как раз фактор развода в 5 раз реже чем их жены, могли бы фыркнуть - "Какой же алкаш признается в том, что он - алкаш?". Как видите, мужчины, участвовавшие в социологическом исследовании, оказались достаточно самокритичны и честны перед собой, факт собственного пьянства как причины развода признала больше пятой части мужчин. Это коррелирует с данными наркологов. "В России 18 процентов мужского и 5 процентов женского населения регулярно употребляют в большом количестве спиртные напитки, из них пятая часть страдает алкоголизмом и официально состоит на учете у наркологов."http://demoscope.ru/weekly/2006/0263/analit05.php

По данным ВЦИОМ несколько раз в неделю выпивает лишь 8% россиян, несколько раз в месяц выпивают 45% мужчин, реже, чем раз в месяц выпивает 18% мужчин, 16% мужчин не пьют вообще, а на долю потенциальных и реальных алкоголиков приходится лишь 21% мужчин.http://www.kavkaz.tv/russ/content/2009/07/29/67071.shtml

22%, 21% или 18% - неважно, здесь разница находится в пределах статистической погрешности, а вот 38% мужчин-пьяниц - это цифра совершенно безумная, уместная только в антиалкогольной агитке, призванной оказать на публику целевое психологическое воздействие. Безусловно, женщины сгущают краски, когда рассказывают об алкоголизме бывших мужей.

"Данные исследования свидетельствуют о крайне дестабилизирующей роли адюльтера для семейно-брачных отношений, об атмосфере взаимного недоверия, связанной с этим явлением. Вместе с тем и женщины, и мужчины, занимающие активную позицию при расторжении брака, не связывают супружескую измену с любовью к другому человеку. 31,9% женщин-«автономистов» привели в качестве одной из причин развода супружескую измену, и лишь 6,1% считают, что разводу способствовала любовь мужа к другой женщине. Среди мужчин — инициаторов развода соответственно 26,9% и 9,5%.

Таким образом, событие, которое называют причиной распада семьи, в действительности НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ ПОСЛЕДНИЙ ТОЛЧОК ИЛИ ДАЖЕ ПОВОД ДЛЯ РАЗРЫВА. Мы согласны с Л.Я. Гозманом, который полагает: нет никакой психологической необходимости разрушать эмоциональные отношения даже после самого неприятного события; возможность (или невозможность) ассимиляции негативных фактов определяется внутренними параметрами отношений. (См. Гозман Л.Я Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 153—154)." ...

"Выявленная особенность лишний раз свидетельствует о различии мужского и женского характера, разном понимании некоторых норм и ценностей в семейно-брачной сфере, детерминировании определенных ситуативных типов поведения половой принадлежностью. ... Анализ групп мужчин и женщин — «семейных аутсайдеров», тех, кто возражал против расторжения брака, дает дополнительную информацию о распаде эмоциональных отношений после развода, их специфике, обусловленной половой принадлежностью. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что мужчины, оставленные женами в 2 раза реже указывают такую причину развода, как «разлюбил», нежели женщины аналогичной группы (8,8% и 19%). Хотя напомним, что представители этой группы возражали против развода."

Таким образом, пятая часть брошенных женщин, возражавших против развода, признает, что утратили любовь к мужу, в аналогичной ситуации лишь десятая часть мужчин говорит об утрате чувств. Это полностью разбивает миф об особой устойчивости женской любви в противовес нестабильности мужских чувств.

"Реакцию женщин на позицию мужа, активно идущего на развод, можно выразить словами «не люблю тебя, так как ты больше не любишь меня». Напрашивается вывод о том, что любовь, любовное чувство у мужчин более альтруистично, у женщин —- более эгоистично. Среди первых доминирует: «я люблю тебя за то, что ты есть; что ты сделала мне много хорошего»; среди вторых: «я люблю тебя за то, что ты любишь меня». ...

"Следует отметить, что мужчины-инициаторы развода в 6 раз чаще (17,4%), чем мужчины-«семейные аутсайдеры» (2,9%) назвали причиной развода то, что жене был безразличен ребенок." ...

"По-видимому, характер принятия и осуществления решения о разводе, тип поведения в разводной ситуации связаны не только с причинами самого развода, но и с типом личности субъекта.Что же касается изменений в образе, стиле жизни, хозяйственно-бытовой сфере, перемене места жительства, общении с ребенком и т.д., то у мужчин они выражены сильнее, чем у женщин. Кроме того, существует и определенная специфика реакции на развод, обусловленная разной половой принадлежностью. 

Наше исследование свидетельствует о том, что при наличии детей мужчины реже становятся инициаторами развода. Так, например, среди тех, кто не имел детей и занимал активную позицию в разводе, осуществив его в консенсусе с бывшим брачным партнером, 56,2% мужчин и 43,8% женщин. Без подобного согласия достигли развода 39,3% мужчин и 60,7% женщин. Среди принявших и автономно осуществивших решение о разводе мужчин, имеющих детей, было 25,3%, а женщин — 74,7%. Среди мужчин, имеющих детей и осуществивших решение о разводе в консенсусе с супругой, таких было 35,5%, среди женщин — 64,5%.

По нашему мнению, приведенные данные — яркое доказательство того, что ребенок для мужчины является гораздо более сдерживающим фактором в принятии решения о разводе, чем для женщины. Можно предположить: этот феномен вбирает в себя то, что определяется как «правовая незащищенность» отца в воспитании ребенка после развода."