Кризис среднего класса стал для США геополитической угрозой

На модерации Отложенный

Единственная сверхдержава мира теряет свою главную внутреннюю опору

Джордж Фридман, один из самых интересных консервативных мыслителей Америки, всегда сдержан в оценках и далек от алармизма. Тем не менее, свежий прогноз его аналитического центра Stratfor выявил тенденцию, которую Фридман называет не больше и не меньше как угрозой существованию США. И угроза эта, как ни странно, исходит не от недружественных держав или террористов. Оказывается, подрыв геополитической мощи Америки вызван размыванием среднего класса, ее демографической и политической опоры.

По подсчетам «Стратфор», в 2011 году медианный доход американцев, очищенный от инфляции, был на 4000 долларов меньше, чем в 2000 году. Он стабильно сокращается уже 14 лет.

Но показательно другое. Еще в 60-х годах один работающий американский «среднеклассник» мог обеспечивать жену-домохозяйку и трех детей; такая семья далеко не купалась в роскоши, но обычно имела дом, часто – две машины, и еще умудрялась откладывать на черный день. Сейчас, даже при всех налоговых льготах и стимулах, такой образ жизни для среднего класса выглядит даже в чем-то роскошным, и является скорее исключением, чем правилом. А где нет роста доходов, там нет ни роста потребления, ни роста налоговых поступлений.

Масла в огонь подлил и распад традиционной семьи. Оказалось, что когда мужчина не желает обременять себя потомством, а женщина не видит экономического смысла в поиске спутника жизни, средний класс мало-помалу перестает воспроизводиться – в прямом и в переносном смысле.

Против него работают и макроэкономические факторы. Российский обыватель свято верует, что США выдумали и активно подогревают глобализацию себе на благо, а остальным на разорение. Всё далеко не так просто: глобализация, как выяснилось, процесс плохо управляемый, и Штаты страдают от нее так же, как и все остальные.

Роковым для их среднего класса оказалось перерождение корпораций. В его золотые годы они обеспечивали сотрудников надежной работой на всю жизнь и постоянно растущей зарплатой, но в эпоху глобализации ветер переменился, отмечает Джордж Фридман. Раньше корпорации умели хорошо заниматься каким-то одним делом, нанимая множество сотрудников. Теперь это некие штабные конгломераты, которые занимаются всем сразу и посредственно, а в центре такой структуры – небольшие группы людей, которые заняты, в первую очередь, управлением большими деньгами. Иного выбора у корпораций, правда, не было: им нужно было или перерождаться, или вымирать, как динозаврам. Вот только среднему классу тут теперь ловить нечего.

Еще США оказались не готовы к недавно начавшемуся процессу возвращения промышленного производства. Когда крупнейшие компании, включая Apple, Caterpillar, General Electric и Ford, пустились вновь открывать на родине сборочные линии, они столкнулись с нехваткой квалифицированного технического персонала, доля которого сейчас гораздо выше, чем в те дни, когда производство выводилось в Китай. Оказалось, что система образования США попросту не готовит вдоволь таких специалистов, а обученные ею кадры зачастую не удовлетворяют работодателей.

 Тим Кук, глава Apple: «Я не хочу сказать, что люди стали глупее, просто исчез какой-то элемент из системы образования»

В соответствующие области подготовки государство инвестирует скупо, в отличие от «изучения культуры этно-меньшинств», «ЛГБТ-наук» и «феминистских исследований». Соответственно, доходные технические вакансии, способные приумножить численность среднего класса, заполняются медленно.

Злую шутку сыграло с рынком труда и развитие интернета. Благодаря ему рабочие места в хай-теке и даже в сервисе тысячами перекочевывают за рубеж: так дешевле. Еще один привет от глобализации. По разным подсчетам, от четверти до трети рабочих мест в США пригодны для вывода за границу.

В итоге, теперь на долю среднего класса в Америке приходится 51% населения – сорок лет назад этот показатель составлял 61%. В те времена обеспеченные обыватели зарабатывали пропорционально своему весу в обществе: на их долю приходилось 62% доходов. Сейчас – лишь около 45% – то есть, средний класс еще и беднеет.

Экономика Америки больше не работает по принципу, который лежал в ее основании: «прилив поднимает все корабли». Все американцы всегда имели шанс воспользоваться ростом эффективности экономики: реальные доходы в Штатах росли непрерывно, а восхождение по социальной лестнице всегда было возможным. Верный кусок хлеба никто никому не гарантировал, но в этом не было и нужды. Раз ты взрослый свободный человек, то вертись как хочешь, и куй свое счастье сам. За тем в Америку, собственно, и эмигрировали.

«У других сверхдержав, например, Рима и Британской Империи, не было такой основополагающей ценности, как постоянный рост благосостояния среднего класса. В США такая идея существует, и, утратив ее, они утратят и один из столпов своей геополитической мощи», – резюмирует Фридман.

Проблему размывания среднего класса пока отрефлексировало только американское экспертное сообщество, хотя решение для нее там пока не нашли. В любом случае, не аналитикам воплощать такие решения в жизнь. Политическое же руководство США проблему не то чтобы не видит. Похоже, ее для него попросту не существует, поскольку правящие ныне демократы пытаются навсегда развернуть Америку влево.

Свидетельство тому – социалистические эксперименты Барака Обамы с его провальной реформой здравоохранения, раздуванием госаппарата и подсаживанием американцев на всевозможные правительственные «леденцы», обычно незаслуженные. Продуктом таких преобразований должны стать не самодостаточные граждане, твердо стоящие на ногах, а как раз напротив, иждивенцы Большого Правительства.

Размывание среднего класса – процесс мирового масштаба: в эпоху глобализации он протекает во всех развитых обществах. Но только в США это явление грозит оказаться не просто экономически опасным, но еще и политически фатальным.