Союз во главе с Россией угрожает новым разделением Европы

На модерации Отложенный

"The Financial Times", Великобритания

Евросоюз должен сделать все возможное, чтобы два торговых блока могли существовать в гармонии друг с другом

Заседание Высшего Евразийского экономического совета
 

Во время первых двух президентских сроков Владимир Путин поставил перед собой задачу превратить Россию в «энергетическую сверхдержаву». Однако когда разработка месторождений сланцевого газа и нефти в Северной Америке нанесла удар по его амбициям, он решил вернуть России статус сверхдержавы, снова сделав ее центром регионально блока. В данном случае речь идет о таможенном союзе бывших советских республик, в который уже входят Белоруссия и Казахстан и который должен превратиться в Евразийский экономический союз уже к 2015 году.

Сама по себе реинтеграция бывших советских республик, в сущности, не является исключительно отрицательным явлением. Многие эксперты в области экономики сходятся во мнении, что она может принести пользу этим государствам. Евразийский союз — как видно из его названия — по своей структуре и нормативно-правовой базе во многом идет по стопам Евросоюза. Поэтому его чиновники начинают сердиться, когда слышат, что Евразийский союз является неосоветским проектом. 

Однако Евразийский союз отличается от Евросоюза во многих отношениях. Евросоюз представляет собой нормативный проект, в основе которого лежат свобода, уважение к базовым правам его членов и рыночная демократия. Его постсоветский аналог не ставит перед собой подобных целей. На самом деле он скорее напоминает клуб диктатур или, по меньшей мере, мягких авторитарных режимов, которые занимают господствующее положение на бывшем советском пространстве. Поэтому Евразийский экономический союз может привести к новому делению Европы — делению на сложившиеся или развивающиеся демократии на западе и «фиктивные» демократии — или того хуже — на востоке.

Кроме того, в отличие от Евросоюза, который стремится помешать более крупным государствам приобрести слишком большое влияние, в Евразийском блоке центральное место, очевидно, будет занимать Россия. На саммите, который прошел в октябре, лидер Казахстана пожаловался на чрезмерное влияние России. Когда Армения отказалась от подписания договора об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом ради вступления в таможенный союз бывших советских республик, об этом было объявлено на московской встрече с г-ном Путиным, что стало результатом мощного давления со стороны России.

Все это приводит нас к еще одному вопросу.

Евразийский блок начинает конкурировать — на что Брюссель не рассчитывал — с Восточным партнерством Евросоюза — проектом, направленным на распространение европейских ценностей в шести бывших советских республиках путем включения их в зону свободной торговли в обмен на реформы. Поскольку правила торговли в этих двух блоках являются взаимоисключающими, членство в обоих блоках сразу невозможно. 

В этом смысле на первый план выходит Украина. Некоторое время назад она склонялась к тому, чтобы стать частью Запада, однако Россия помешала этому — спровоцировав массовые демонстрации — сначала применив торговые санкции, а затем предложив ей заем и более низкую цену на газ. 

В отношениях с бывшими советскими республиками Евросоюзу не хватает, с одной стороны, тех инструментов убеждения, которыми обладает Россия г-на Путина, с другой — желания их применять. Он может опираться только на привлекательность своей модели общества и правления. Но главная опасность заключается в том, что эта модель может вызвать положительный отклик у населения — о чем свидетельствуют опросы, проведенные на Украине — но не у коррумпированных властей бывших советских республик. В результате мы получаем конфронтацию. 

Евросоюз прав в своих попытках распространить свои ценности на восток и в предоставлении странам, не входящим в его состав, возможности сблизиться с ним. Однако представителям Евросоюза стоит попытаться просчитать и оценить масштабы вероятного ответа Москвы. Ему стоит предлагать более значимую помощь, чтобы свести к минимуму последствия торговых санкций России. Кроме того, он не должен уклоняться — как он делал до сих пор — от того, чтобы предоставлять странам Восточного партнерства возможность в будущем стать его полноправными членами при условии выполнения ими всех требований. 

В то же время Евросоюз должен приложить все усилия, чтобы эти два блока не стали взаимоисключающими: в первую очередь, он должен попытаться найти способы согласовать правила торговли, действующие в этих блоках. Когда волнения на Украине прекратятся, Евросоюзу стоит рассмотреть возможность вступить в трехсторонние переговоры с Россией и Украиной, как предлагали Москва и Киев.

К этому вопросу следует подходить с большой осторожностью. Европейские государства не должны торговаться с Москвой или накладывать вето на будущее Украины. Однако в Европе уже в течение нескольких десятилетий разворачивается соперничество между двумя конкурирующими блоками. И Евросоюз должен приложить все усилия, чтобы не дать новому разделению закрепиться на этом континенте.

Оригинал публикации: Russia-led union risks new divisions

Опубликовано: 02/01/2014