Фильм «Наши матери, наши отцы» фильм о войне. О войне на Восточном фронте. Этот фильм не похож, на другие военные фильмы. Единственную картину, которую он мне напомнил – это китайский «Город жизни и смерти».
Военные фильмы о IIWW часто тиражируют одни и те же постановочные кадры, штампы и актёров. При желании всегда можно придраться к не аутентичной военной форме, технике и вооружению или зданиям. Иногда «ослиными ушами» вылезают фразы из диалогов героев. Но «Наши матери, наши отцы», в целом, фильм добротный. Вкрапления кинохроники добавляют достоверности. Режиссёр не гонится за эффектами, нет всепоглощающей «азиатской» страсти к взрывам, пламени, дыму или фантастическим трансформациям человеческого тела под воздействием пуль, осколков, взрывной волны…
Это и не «Сталинград», Фёдора Бондарчука. Мне «федин-блокбастер» показался дорогой и бездарной поделкой. К большому сожалению, младший Бондарчук уронил тему «Судьбы человека» на войне, до уровня иллюстрации-картинки 3D.
Немецкий фильм выигрывает психологизмом. Возможно, из-за того, что показан процесс развития (деградации) героя. Сюжетные коллизии, кажется, растут на пустых местах. Поступки героев лишены клише и шаблонов. Они (герои) смело устремляются в противоположную и перпендикулярную сторону, от зрительской логики и ожиданий.
Интересно, что среди пяти основных персонажей фильма, есть ещё два, незримых. Первый — «простой народ Германии», второй — германское государство 1941-1945 гг. — «Третий Рейх», последней трети, своей двенадцатилетней истории. Физически ощущаешь эту звериную мощь нацистского государства. Она чувствуется в деталях и мелочах. Здесь есть, над чем поразмыслить.
Сделано это не топорно. Через короткие диалоги персонажей, паузы и красноречивое молчание – проступают черты эпохи, истории Германии, истории Второй мировой войны.
И ещё.
Герои фильма теряют представления об этих базовых эмоциях-ценностях и обретают их заново. Молодые немецкие актёры хорошо справляются со своими ролями. Их игра не блистает находками, но оставляет впечатление подлинности. Возникает редкое чувство сопричастности, сопереживания и понимания.
У меня фильм, несмотря на трагичную сюжетную линию, много смертей, оставил впечатление некоего торжества жизни и надежды. Торжества будущего, которое всегда наступает, когда кончается война, а люди, сбрасывают с себя военную форму, и снова принадлежат себе, становятся способными строить планы, интересоваться завтрашним днём, и не ждать следующего боя и неминуемой смерти…
В этом фильме показательна мысль, что война – никого не делает лучше. Война – лишает человека не только жизни, она лишает человека надежды, веры, иллюзий, способности любить, сострадать, чувствовать …
Ещё один вывод. Война, убивает прежде всего, способных к творчеству, синтезу нового знания, искусству… Так кажется, посмотрев финал фильма. Но у всех, оставшихся в живых, появляется новый шанс, заново начать жизнь и обрести надежду, веру, иллюзии, способность любить, сострадать, чувствовать…
О фильме:
драма, военный фильм Германия: 2013 год
Режиссёр
Филипп Кадельбах
Продюсер
Нико Хофманн
Автор
сценария
Стефан Кольдитц
В главных
ролях
Фолькер Брух
Том Шиллинг
Катарина Шюттлер
Людвиг Трепте
Мириам Штайн
Оператор
Давид Слама
Композитор
Фабиан Ромер
Комментарии