Южный Кавказ: камень, ножницы, бумага

На модерации Отложенный

Армения в 2013 году отдала России все свои "игрушки". Грузия – кое-какие. А вот самый богатый Азербайджан "пожадничал" и уступил РФ только то, что ему и так не нужно.

 

Поведенческую модель государств Закавказья в уходящем году можно было бы назвать парадоксальной, если бы не одно обстоятельство: все шаги, в том числе, в сторону России, были сделаны ими в итоге в собственных государственных интересах либо в интересах правящих элит. Но – под хронический рефрен о давлении Москвы на бывших "младших братьев" и ее имперских притязаниях.

 

Взять хотя бы Армению. Она "железно" засобиралась парафировать Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом, не подразумевающее параллельного участия в Таможенном союзе, то есть плотного сближения с Россией. Но буквально перед соответствующим действом вдруг взяла и помахала ручкой Брюсселю.

 

Мало того, она заявила о своем твердом намерении в 2014 году вступить в Таможенный союз. А это, среди прочего, означает, что режим свободной торговли между Арменией и ЕС отменяется. Брюссель был взбешен. Но, немного поостыв, снова стал приваживать Армению: благо, там есть политические силы, без умолку говорящие о "российском шантаже" и европейском "рае".

 

Кроме того, Ереван полностью передал России оставшиеся у него акции "АрмРосГазпрома", и теперь Москва контролирует практически все стратегически важные объекты Армении, а заодно и ее воздушное пространство. Напомним также, что на территории республики, в Гюмри расположена российская военная баз, которая оснащается новейшей техникой, и в ереванском аэропорту "Эребуни" расселяется авиационный полк с истребителями последнего поколения и вертолетной эскадрильей. А в целом республика становится территорией дислокации военно-воздушных сил ОДКБ.

 

Разумеется, столь ценные "подарки" Армения делает России не из альтруистических побуждений: Москва предоставляет ей различные преференции для развития экономки, и, что главное, обеспечивает ее безопасность в условиях не урегулированных Карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов, а также напряженности с Турцией. Но зато, закрепившись в Армении, Россия, так или иначе, контролирует весь Южный Кавказ и большую часть Ближнего Востока.

 

А что же Азербайджан? Он тоже, как и Армения, потрафил России, заявив, что не собирается подписывать Соглашение об Ассоциации с ЕС. Причем сделано это было под красивым предлогом – дескать, отношения между Баку и Евросоюзом находятся на таком уровне, что впору подписывать соглашение о партнерстве.

 

Но, строго говоря, Азербайджан ничем не жертвовал: ему одинаково не нужно ни Соглашение об Ассоциации, ни невнятный еще документ о партнерстве с ЕС, ни "ихняя" демократия, за отсутствие которой Запад время от времени колет глаза Баку, ни унификация национального законодательства с европейским.

 

Зато Евросоюз крайне заинтересован в Азербайджане как альтернативном российскому источнике поставок энергоносителей. Поэтому Брюссель даже не пожурил Баку за отказ, в то время как дал волю гневу в отношении Армении. И все же под занавес уходящего года Баку устроил Москве легкий дипломатический скандальчик: ему не понравилось, что Армения собирается вступить в Таможенный союз.

 

"Вступление Армении в Таможенный союз или другую подобную структуру возможно только после освобождения оккупированных азербайджанских земель", — заявил представитель администрации президента Азербайджана Али Гасанов. По его словам, вступление Армении к ТС будет противоречить международному праву. А на экспертном уровне в Азербайджане, как и в Армении, тоже звучат протяжные восточные мугамы о "шантажистке" России.

 

В Москве с мнением Баку по вступлению Армении в ТС не согласились. В частности, глава комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий указал азербайджанскому "товарищу", что вообще-то так называемая "дорожная карта" вступления Армении в ТС и формирование таможенной границы Армении с пространством остального Таможенного союза происходит с учетом фактора Нагорного Карабаха. Тем не менее, подчеркнул он, препятствий для вступления Армении в ТС нет.

 

Конечно же, учитывая все более тесную, в том числе, и военную смычку Армении с Россией, Азербайджану есть чего бояться. Тем не менее, Ильхам Алиев, в очередной раз победивший в 2013 году на президентских выборах в Азербайджане, старается не рассориться с Москвой. Но при этом энергично отбивает у нее нефтегазовые доллары, изобретая все новые возможности транспортировки каспийских углеводородов в Европу в обход российской территории.  И уже перекрыл кислород для функционирования российской РЛС в Габале.

 

Несмотря на это, Москва держится в рамках корректного: Алиев ее, так или иначе, устраивает. Он достаточно прогнозируем, поддерживает относительную стабильность на Кавказе и на Каспии, и вроде не замечен в опасных играх с исламскими экстремистами.

 

И вот что еще интересно: Азербайджан сотрудничает с НАТО и даже приглашает его войска на Каспий, однако воз и ныне там. То есть поведение Баку напоминает игру в "кошки-мышки" с Североатлантическим альянсом – по некоторой аналогии игры НАТО с Грузией. Дескать, двери открыты, пожалуйте, но реально они заперты. И надолго.

 

А все потому, что в случае дислокации войск НАТО на Каспии Азербайджану придется очень сильно попортить отношения и с Ираном, и с Россией. В случае же принятия Грузии в альянс у последнего произойдет громкий скандал с Россией. Словом, пересекающиеся политические интересы России и Запада на Южном Кавказе постоянно создают некие парадоксальные ситуации, которые, опять же – парадоксально, но факт — балансируют это взрывоопасное пространство.

 

С точки зрения такой теории наиболее интересна Грузия. Она вместе с Молдовой парафировала Соглашение об Ассоциации с ЕС, но Москва на это событие практически никак, то есть "карательно", не отреагировала. Более того, после снятия шестилетнего эмбарго с грузинской продукции она последовательно расширяет импорт грузинской товарной номенклатуры, хотя после августовской войны 2008 года дипломатических отношений между двумя странами нет.

 

Понятно, что потепление грузино-российских отношений произошло из-за смены власти в Грузии – "нерукопожатный" для Кремля Михаил Саакашвили уже не президент, а возглавляемой им партия "Единое национальное движение" пришлось уйти в оппозицию. Одно время считалось, что отстранение Саакашвили от власти произошло по "заказу" Кремля и на российские деньги – ведь одолевший теперь уже бывшего грузинского президента миллиардер Бидзина Иванишивли нажил свое состояние в Москве и вообще имеет там высокие связи.

 

Так ли это на самом деле – сказать сложно. Но факт, что Россия вполне удовлетворена сменой власти в Грузии и маргинализацией Саакашвили. Впрочем, чувство "глубокого удовлетворения" не чуждо и многим грузинам. В РФ в большом количестве потекло грузинское вино и бренди – чуть ли не половина от всей продукции, произведенной в стране в уходящем году. В будущем году поставки винной продукции, в связи с большим на нее спросом, будут увеличены.

 

Открылся российский рынок и для грузинских минеральных вод, цитрусов и прочего питьевого-жевательного. В результате Россия, которая некогда занимала первое место во внешней торговле Грузии, а потом скатилась на последние позиции, попала во внешнеторговые лидеры  - четвертое место. Это заметно облегчило жизнь грузинскому и зарубежному бизнесу в стране, и, соответственно, положительно отразилось на имидже новых грузинских властей.

 

Дело дошло до того, что президент России Владимир Путин даже подумывает об отмене визового режима для грузинских граждан (для российских Грузия отменила давно). "… Мы вполне могли бы пойти на возврат к безвизовому режиму. Надо продумать все на экспертном уровне, но это был бы шаг к нормализации отношений между странами", — сказал он.

 

При этом Грузия на вербальном уровне не отреклась от возвращения Абхазии и Южной Осетии (как подчеркивают новые власти – только миром), а Россия от признания суверенитета отколовшихся грузинских территорий. То есть реально обе страны находятся в дипломатическом и правовом тупике, но все же пожимают друг другу руки через Большой Кавказский хребет (спасибо императору Александру Первому). Но параллельно российские военные передвигают границу между Грузией и Южной Осетией вглубь грузинской территории, и этому сопутствует почти что (по сравнению с периодом правления Саакашвили) гробовая тишина Тбилиси.

 

А еще в Грузии в уходящем году произошло весьма интересное и уникальное для постсоветского пространства событие: она практически стала парламентской республикой, но (еще один парадокс!) фактически управляемой из неправительственного сектора фигурой, "избавившей" Грузию и Россию от Саакашвили. Речь идет об Иванишвили. Он добровольно отказался от поста главы государства, "назначил" президентом и премьером своих людей, и, по аналогии с Дэн Сяопином, управляет страной из-за кулис.

 

Вот так, вкратце, прожили 2013 год Грузия, Армения и Азербайджан. Ни одно из этих государств не рассорилось с Россией и не воевало между собой. Армения неожиданно очень сблизилась с Россией; Грузия, и, в большей степени, Азербайджан, живут собственной жизнью, но с постоянной оглядкой на Москву. Теперь многое будет зависеть от градуса оглядки Тбилиси и Баку, а также от температуры напряженности, которые могут устроить всем трем закавказским государствам основные и влияющие на них политические центры – Москва, Брюссель и Вашингтон.

 

Словом, закавказское одеяло, которое тянут на себя упомянутые политические тяжеловесы, продолжает перекраиваться.

 

Ирина Джорбенадзе