ПОЛИТИК N 2 В РОССИИ (ПО МНЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА) ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ

Многие губернаторы, как и многие чиновники из правительства страны, любят повторять: «Впереди всего — экономика». И в самом деле, экономическое развитие — главный вопрос. Но верные заявления и эффективные действия, увы, не одно и то же.
Даже при благоприятной ценовой конъюнктуре на нефть экономика России практически перестала расти. Годовое увеличение ВВП даже по правительственным прогнозам не превысит 1,5%. Промышленность показывает нулевой прирост. По ряду отраслей наблюдается «уход в минус». Пока президент регулярно напоминает про свои «майские указы», министры разводят руками: их попросту не на что исполнять. Для этого необходим рост экономики не ниже чем на 5%.
Полезно вспомнить, с какими прогнозами на 2013 год выступало правительство не так уж давно. В 2010 году в процессе обсуждения бюджета на плановый период 2011—2013 годов был дан прогноз по росту ВВП на 7,8%. Уже через год рост прогнозировался в 5%, а ещё через год — на уровне всего лишь 3,5%. Наконец, наступил 2013 год. На всём его протяжении нам обещали, что данный показатель составит не ниже 2,8%. Результат оказался совсем иным. Ничто так не доказывает непрофессионализм либеральной команды у руля российской экономики, как эти цифры. Господа из правительства не в состоянии дать адекватный прогноз развития страны даже на три года вперёд. И ошибаются они не на доли процентов, а в разы!
Негативные тенденции в экономике стремительно нарастают. Особенно заметным это стало во второй половине уходящего года. Инфляция, по словам чиновников, составит до 6,5%, а по оценкам независимых экспертов, может оказаться на уровне 14—15%. Косвенное свидетельство тому — стремительно просевший осенью курс рубля. Суммарный внешний долг страны превысил размеры резервов Центрального банка. К этому стоит добавить, что в должниках оказались и бюджеты многих регионов России, и сами граждане, накопившие долгов перед банками почти на 10 трлн. рублей.
Правительство явно не готово исправлять ситуацию. Его проект бюджета на 2014 год не случайно оценён нашими специалистами как «гробовой» для страны. Положение складывается столь угрожающее, что о дефолте 1998 года необходимо вспомнить вовсе не для красного словца.
Отстаивая интересы народа и экономического развития страны, фракция КПРФ занимала активную позицию на заседаниях Госдумы, вносила проекты законов и поправки к ним. «Круглые столы» по социально-экономическим вопросам помогли детально рассмотреть трёхлетний бюджет России и подготовить к нему наши замечания. Многие экономические проблемы уже можно было решить. Однако чаще всего правительство отказывалось учесть наши предложения. Вот наиболее яркие примеры.
Первое. Мы предлагали национализировать добывающую промышленность и базовые отрасли экономики. Правительство делает наоборот. Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2014—2016 годы предусматривает продажу акций четырёх закрытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности. Кроме того, из государственной казны в частные руки перейдут 94 объекта иного имущества. Цена продажи просто смехотворная — 455 млрд. рублей. Достаточно сказать, что суммарная прибыль этих предприятий за один только 2012 год была выше и составила 473 млрд. рублей!
Неэффективность приватизации доказана. Дерипаска уже закрывает алюминиевые заводы, которые он ограбил, чтобы вывезти деньги за границу. А Медведев в ответ на это заявил, что металлургии надо помочь за счёт бюджета. Фактически речь идёт о том, чтобы покрыть «неэффективность» Дерипаски вместе с убытками от вступления в ВТО. Так что это: «ловкость рук» или всё же форма мошенничества?
Второе. Мы настаивали на необходимости возродить машиностроение, лёгкую, авиационную и судостроительную промышленность. Для этого предлагалось срочно направить государственные инвестиции на восстановление этих отраслей. За последний год ассигнования в экономику увеличились с 1,7 до 2,3 трлн.

рублей. Несколько улучшилось положение в авиастроении и судостроении. Однако на ближайшие годы ассигнования в экономику сокращаются на 300 млрд. рублей. Кроме того, положение ухудшается за счёт введения утилизационного сбора, повышения акцизов и ставок НДПИ, увеличения дивидендов по акциям.
Третье. Мы предлагали ужесточить валютный контроль и запретить создание офшорных компаний с целью ограничения вывоза капитала. В прошлом году уже и власти заявили о необходимости борьбы с офшорами. В этом году они предложили и некоторые конкретные меры. Но реально пока ничего не сделано. Валютный контроль остался прежним. В результате вывоз капитала из России в 2013 году составил около 60 млрд. долларов.
Четвёртое. Мы ставили вопрос о возвращении в страну золотовалютных резервов, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, убеждали использовать их на инвестиции в отечественную экономику. Однако финансовая политика власти осталась ущербной. Объём международных резервов Российской Федерации за год сократился на 26,8 млрд. долларов и составляет 510,8 миллиарда. При этом уменьшение международных резервов не связано с вложениями в отечественную экономику. Фонды продолжают накапливать средства, а расходы бюджета сокращаются.
Пятое. Мы предлагали упразднить плоскую тринадцатипроцентную шкалу налога на доходы граждан. Однако в марте 2013 года проект закона о повышении ставки налога на сверхдоходы до 60% был отклонён парламентским большинством.
Мы предлагали провести реформу налоговой системы: упразднить налог на добавленную стоимость, сократить единый социальный налог и отменить налог на имущество предприятий. Вместо этого правительство повысило ЕСН в два раза для малого бизнеса. В результате закрылось полтора миллиона малых предприятий. В порядке эксперимента в 12 регионах страны налог на имущество стал исчисляться с рыночной стоимости и увеличился в среднем в 6 раз.
Шестое. Мы настаивали: пора остановить искусственный рост цен на энергоносители внутри страны, который провоцирует инфляцию. В какой-то момент правительство прислушалось и установило мораторий на повышение энерготарифов. Однако спустя месяц оно изменило своё решение. Для граждан мораторий на рост тарифов был снят. Цены на энергоносители и транспортные тарифы душат и экономику, и население страны.
Седьмое. На восстановление села мы предлагали ежегодно направлять не менее 10% расходной части бюджета, возродить крупные сельхозпредприятия, воссоздать социальную инфраструктуру. Правительство поступило наоборот. Закрыты программы развития села и плодородия почв. В 2014 году объём финансирования данной сферы сокращается на 28 млрд. рублей.
Иными словами, правительство отказывается перейти от политики деградации к политике развития. Суть нынешней власти наглядно продемонстрировали события вокруг Российской академии наук. На этот важнейший общественный институт с трёхвековыми традициями обрушилась так называемая реформа. Подобно карточному шулеру, правительство выхватило её проект из своего рукава и вбросило в Госдуму для получения срочного «единороссовского» «одобрямс». Но лёгкой прогулки за имуществом РАН не получилось. Три месяца Компартия вместе с учёными была на передовой борьбы. Активные действия на улице и в стенах парламента затормозили рейдерскую атаку на главный форпост российской науки, позволили ограничить разгул пресловутой «ливановщины».
Когда деградирует научно-производственный потенциал страны, трудно надеяться, что ожидания граждан будут оправданны. Уровень социальной защищённости населения продолжает снижаться. В уходящем году КПРФ внесла в Госдуму законопроект о «детях войны». Он мог бы поддержать льготами тех, кто вынес на своих плечах тяготы войны и послевоенного восстановления, но живёт сегодня на нищенскую пенсию. Законопроект был рассмотрен 22 ноября и блокирован всё той же «Единой Россией». Для принятия этого документа не хватило 13 голосов.