Это происходит постоянно: в информационное пространство вбрасывается слово, и вот – его начинают мусолить, постепенно вытравливая из слова какой бы то ни было смысл. Такое произошло и со словами «империя» и «имперскость».
В советские времена это было модой среди национально мыслящей оппозиционной интеллигенции в республиках: СССР – империя (в последнее десятилетие с легкой руки Рейгана «империя зла»), а республики – колонии, которым надлежит бороться против колониального гнета.
Сегодня слово «имперскость» стало полем борьбы между ностальгирующими о былом величии и мечтающими о разделении колосса на десятки уютных швейцарий – изначально только западниками, но сегодня всё больше и нацдемами. При этом, что такое империя и чем были разные русские империи, авторы дают себе труд задуматься редко. Именно поэтому сегодня можно услышать что-то вроде того, что украинская евроинтеграция – крах идеи русской имперскости.
Начнем со значения слова «империя». В мировой истории этим словом назывались совершенно разные государственные образования. Колониальные империи были последними в длинном ряду. И универсализировать специфику колониальных империй с их метрополиями, продающими колониям свою высокую культуру за их природные ресурсы, у нас нет никаких оснований.
В мире было множество империй, устроенных совсем по-другому. Общее для всех империй – объединение более-менее компактных этнических групп в одном государстве. Характер же государства-империи и, в частности, уровень его централизованности – все это было в разных империях устроено совершенно по-разному.
Российская империя и особенно советская империя не были похожи на Британскую колониальную империю. У нас, например, что совершенно немыслимо для колониальной империи, некоторые «колонии» жили лучше «метрополии». Трудно представить себе и австралийского аборигена в кресле главы Британской империи.
Поэтому прямые аналогии, вроде того, что мир покончил с английским колониализмом, покончит и с русским, могут расцениваться только как выброс эмоции. Полиэтнические союзы были в истории всегда на протяжении последних трех тысяч лет и, конечно, останутся, хотя и изменят свою форму в будущем становящемся все более связном, «глобальном» мире.
Что касается судьбы «русской империи», то здесь ситуация более сложная.
Русский народ полиэтничен по определению. Будучи славяноязычным, он с первого дня включил в себя представителей разных этносов – славян, степняков, балтов, скандинавов, а в дальнейшем прирастал уже совсем бесконечными этноприобретениями. «Имперскость» как полиэтничность – неотъемлемый атрибут русских, неважно нравится это кому-то или не нравится.
Но в основе «русской имперскости» никогда не лежало политическое господство одного этноса над другими. Скажем, никогда великоросы не господствовали над татарами. И прежде всего потому, что самого этноса великоросов никогда не было. Утверждение обратного – ни чем не подкрепленная эмпирически теоретическая ошибка русских националистов.
Основой русской имперскости всегда были совсем другие вещи. Одна из этих других вещей – разность культурного потенциала разных частей империи, которая помогала отстающим в культурном развитии догонять лидеров. Вторая вещь – менее очевидно-заметна, но именно она и создавала то этническое единство, которое весь мир называет словом «русские» (Russians), а мы сами никак не называем, так как не видим себя в мире. Эта вторая вещь – идея народа, программа жизни народа, более или менее ясно осознаваемая духовными лидерами народа и лишь крайне смутно чувствуемая остальным народом.
Что мы видим сегодня? Культурная деградация привела к тому, что нам мало что есть предложить не только соседям, но и самим себе. Мы утратили всякую привлекательность, и совершенно естественно, что никто не рвется в наши объятия – рвутся из них. Это не только мощный антиимперский фактор, но мощнейщий фактор разрушения России как единого государства. Физиономия нашей элиты страшна. Но страшны и наши собственные физиономии. И в этом смысле Евгений Ихлов, пишущий о конце русской имперскости, прав – от нас таких, какими мы стали, нельзя не бежать. Нам самим от себя убежать хочется.
Но это только видимая часть проблемы имперскости. Невидимая заключается в том, что идея русского народа продолжает жить. О ней продолжают мечтать, о ней продолжают говорить, ее продолжают искать. В общем, она все время прорывается из коллективного надсознательного в сознание. Как правило – в очень искаженном виде, но при желании и в этих отвратительных рубищах ее нетрудно узнать. Это идея общего счастья, идея счастливого общества.
И пока идея эта жива, будет жива и идея имперскости. Не в смысле – господства великоросов над остальным миром. И не в смысле создания государства с железными кулаками, которое все уважают за его крутизну. А в смысле полиэтничного, а в пределе общемирового объединения, мега-государства любви и заботы.
Слова, которые звучат сегодня нонсенсом. Но которые не могут не реализоваться в конце концов, через какие еще страшные беды нам ни пришлось бы пройти.
Источник: http://russkiysvet.livejournal.com/185793.html |
Комментарии
Именно программа и является КОРЕННЫМ, существенным отличием одного государства от. Но сама "программа жизни" определяется генетическими особенностями титульной нации. поэтому "имперскость" в конечном итоге определяется генетикой и ее законами. А государство - это некая селекционная станция нации. Сумеет правильно использовать селекционные возможности ДАННОГО государства - увеличит свою численность больше соседей. Увеличит численность - сразу же захватит ресурсы соседей . И это СПРАВЕДЛИВО с позиций человечества.
. . А образование империй есть плата за отставание в селекции населения. Отстающая нация расплачивается суверенитетом и территорией за свои селекционные ошибки.
И нечего лукавит, что Россия не давила иноверцев. Так не бывает. Россия давила и должна давить иноверцев в пользу русской нации. И это эволюционно справедливо. На земле не хватает места ошибающимся и слабым. Было это, есть, и будет в веках.
Все остальное от лукавого.
Нам русским предупреждение:- "Вы выбрали коммунизм- расплатились убылью более 100млн человек". Думайте- не исчезайте
Комментарий удален модератором
На фотке Москва, Пушкинская пл., начало Тверского бульвара, буквально в 300-х метрах от этого сборища стоит театр МХАТ.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Всякой пены много, когда закипает кастрюля с бульёнчиком. Вот какое варево получится - это балшой вапрос ... ;-)))
Некоторые от тролления тут даже гранты нехилые имеют, но в России так уж повелось, что для такого питания большим негодяем надо быть ... ;-)))
Пока у них не будет внятной программы, они будут никому не интересны
Для этого нудна ещё определённая степень удовлетворённости населения метрополии своим материальным положением и согласие демоса с формами, методами и целями проведения имперской политики.
Какая разница народу, которого устраивает жизнь в своей стране, по отношению к скулёжникам из-за бугра, пеняющим народу же за какие-то придуманные обиды, неинтересные народу требования о покаянии и послушании.
Эти дрязги народу незначительны, а ответы на всю эту либеральную вонь у народа уже есть, тем более что ему совершенно неинтересно, что по этому поводу думают писюки из забугорья ...
Одновременно это то же самое, на что абсолютно д.б. плевать власти, если она желает жить в мире с населением