«Когда б вы знали, из какого сора…» Все почему-то считают, что гениальные творения получаются у идеальных людей. И это так понятно! Эти творения воздействуют на лучшее, что есть в нашей душе. Мы становимся лучше, нам стыдно быть «плохими», когда на свете существует великая музыка, поэзия, живопись…
Но вот лет сто назад Анна Ахматова произнесла эту загадочную фразу. Что она имела в виду??? Ведь сказал же Пушкин, что гений и злодейство – две вещи несовместные? Но, с другой стороны, люди, наделённые каким-либо талантом, - всего лишь люди со всеми присущими человеку недостатками. Они далеко не ангелы и не прилетели к нам с какой-то другой планеты. А как часто оказывается, что эти гении и таланты позволяют себе быть намного хуже, чем обыкновенные смертные! И когда они ударяются во все тяжкие, их творчество от этого отнюдь не страдает.
Даже, чаще всего, наоборот – их пороки служат мощным стимулом творчества. Есть ещё поговорка: «что позволено Юпитеру, то не позволено быку» («Quod licet Jovi, поп licet bovi». Моя близкая знакомая, человек с большим чувством юмора, перефразировала её так: «что позволено бове, то не позволено корове»). Я помню, как в школе учителя прощали мне многое, чего не разрешалось остальным – только за то, что я блестяще учился и всегда мог ответить на любой заданный ими мне вопрос. Правда, я сильно этим не злоупотреблял, держался в рамках, хоть и поведение моё было далеко не идеальным – ребёнком я был довольно-таки избалованным и капризным, в силу того, что я очень рано понял, что я, схватывавший всё на лету, отличаюсь от других детей и умом и способностями.
И гениям мы тоже прощаем всё, чего никогда не простили бы заурядной личности. И не только гениям. Достаточно вспомнить уайльдовский «Портрет Дориана Грея», где Дориан предавался каким-то совершенно жутким по тем временам порокам, но был так ангельски красив, что окружающие просто не хотели верить в это…(самое смешное, что эти «ужасные пороки» - наркотики и разврат – превратились в наше время почти что в обыденное явление, которое уже давно никого не может удивить какой-то необычностью и не считается чем-то из ряда вон выходящим, а распространено сплошь и рядом).
Казалось бы, с человеком давно уже всё ясно: он безнадёжен. Он способен на такие мерзкие поступки, на которые не способно даже животное. Если он позволяет себе опуститься, он опускается на самое дно бытия, вытащить откуда его не способен никто и ничто. Но откуда в нём это стремление к Правде, к Добру, к Красоте? Ещё ни один философ или великий мыслитель не смог разгадать эту двойственную природу существа, которое обожает, как свинья, барахтаться в собственной моральной грязи, не испытывая ровно никаких угрызений совести. И, как свинья (с которой, кстати, у нас много общего даже в строении организма), он чаще всего живёт, опустив пятак книзу, подрывая дуб, который кормит его желудями, нимало не заботясь о том, что он в итоге рухнет и раздавит того, кто не может предугадать ближайших последствий от своих недальновидных деяний…
Но при этом – откуда в этой свинье временами вдруг берутся благородные порывы? Человек как будто перестаёт осознавать себя мелочным, корыстным и плюёт на собственную выгоду, которой он руководствуется во всех случаях жизни, и совершает нечто достойное не только удивления, но и совершенно чуждое его органической сущности, морали, принципам…
И когда ему надоедает низменное ковырянье в земле, он вдруг задирает голову вверх и видит то, чего никогда не сможет постичь своим жалким умом: космос, который не перестаёт его манить к себе. И он строит громоздкие ракеты, и при помощи этих примитивных железяк старается познать непознаваемое…
И кто его знает – может быть, в один прекрасный миг ему это удастся. Иначе жизнь не имеет никакого смысла…
Комментарии